Банковский сектор стал более консервативным – Ельдар Абдразаков
О том, что происходит на потребительских рынках и в банковском секторе на фоне экономических санкций в отношении России, реакции казахстанских банкиров и предпринимателей, рассказал учредитель холдинга Centras Group, акционер и председатель совета директоров ForteBank Ельдар Абдразаков.
По словам предпринимателя, под давлением внутренних и внешних факторов в казахстанском обществе происходит переоценка нашего представления мирового уклада, нашего места в мировой экономике, наших перспектив развития, которые были заложены еще в начале 2000-х годов: «Мы понимаем – что-то происходит не так, как мы ожидали. Мы на пороге совсем другого Казахстана, в совершенно новых реалиях».
Очевидное решение – сократить бизнес, чтобы выжить
«В страховом бизнесе мы сразу чувствуем все изменения на рынках, — говорит предприниматель. — Сейчас идет значительное сокращение бизнеса, только в марте количество заказов сильно уменьшилось. Мы видим, что нарушены цепочки поставок. Сокращаются обороты на 30-50 % не только у нас, у всех, кого я спрашивал. Соответственно, новые поставки будут по себестоимости дороже».
При этом собеседник считает, что пропорционально повышать цену для конечного покупателя, скорее всего, нельзя. По его прогнозам, если нынешняя ситуация продлится еще два месяца, предприниматели будут сокращать свою деятельность. «Очевидное решение сейчас — сократить бизнес, чтобы выжить», — говорит г-н Абдразаков.
На фоне возросшей неопределенности банки стали более консервативными
По словам председателя совета директоров ForteBank, в банковской сфере наблюдается значительное сокращение кредитования, поскольку из-за сокращения бизнесов возрастают риски. «Большой вопрос – кому сейчас можно давать кредиты. Мы в ForteBank держим ликвидность на высоком уровне, сейчас мы суперосторожные, потому что не знаем, как будут развиваться события на рынках, в геополитике. Из-за этого приходится отказываться от очень интересных сделок», — объясняет он.
Как отмечает г-н Абдразаков, вместе с санкциями пришел новый, жесткий регуляторный режим: «Приходится оглядываться, с какими контрагентами можно работать, с какой валютой, как проводить транзакции. Мы лучше заработаем меньше, но не подвергнем себя риску вторичных санкций. Мы ужесточили подход к комплаенсу. У нас сотни тысяч вкладчиков, депозиторов, клиентов, это ответственность перед ними. Погоня за прибылью не должна подвергать банк и клиентов рискам. Мы переживаем возросшую неопределенность, и мы стали более консервативными».
Потребительское кредитование и микрокредитование будут сокращаться
Банкир считает, что те фининституты, которые агрессивно занимались потребительским кредитованием, сейчас очень сильно ужесточают свои правила. По его словам, микрокредитные организации находятся под большим давлением, потому что крупные игроки получали фондирование от западных инвестиционных фондов, которые сейчас быстро пересматривают свой взгляд на Казахстан и, скорее всего, не продолжат финансирование до тех пор, пока не начнется стабилизация ситуации во взаимоотношениях между Россией и Украиной.
«Поэтому сейчас потребительское кредитование, микрокредитование будет сокращаться. В ForteBank мы не увлекались агрессивным потребительским кредитованием, поэтому не ждем для себя каких-либо потрясений», — говорит г-н Абдразаков.
Закон о банкротстве физлиц нужно было принимать еще позавчера
На вопрос о необходимости закона о банкротстве физлиц основатель Centras Group, акционер и председатель совета директоров ForteBank отвечает, что закон о банкротстве физлиц нужно было принимать «еще позавчера». «К сожалению, у нас не сложилась культура кредитования, люди берут кредиты на все подряд: на такую же квартиру, как у родственника, машину, как у соседа, айфон, как у подруги. В прошлом году одним из самых популярных продуктов в кредит оказался фастфудовский бургер. Не ипотека на квартиру, не кредит на автомобиль. Мы поощряем не инвестиции в будущее, а делаем доступными импульсивные покупки. Это все нерациональное поведение, когда хочется жить хорошо здесь и сейчас, а усилия к этому прикладывать когда-нибудь потом», — констатирует г-н Абдразаков.
Он считает, что закон о банкротстве физических лиц является необходимостью: «Если человек в безысходности, не может вернуть свой долг, что с ним делать? Не может же он идти в рабство банкам! Нужно найти правильное системное решение. Банкротство физических лиц не в Казахстане придумали, это общемировая практика. Надо давать человеку второй шанс, возможность начать с чистого листа, вернуть его в «белую» экономику. Именно такие механизмы предусмотрены в законопроекте «О восстановлении платежеспособности физических лиц».
Источник: tengrinews.kz