«Смогла ли она снова увидеть сына?». Воспоминания казахстанских бойцов на фронте

«Победители» — так называется проект, в котором с 2014 года опубликовано уже более 3500 историй о ветеранах Великой отечественной войны и тружениках тыла. Читатели из Казахстана и других стран присылают информацию о своих дедах, бабушках, друзьях, ушедших больше полувека назад на фронт. Одним посчастливилось застать своих предков и сохранить фотографии, рассказы, письма. Другие продолжают искать информацию о родных.

TengriMIX поделится воспоминаниями Каныбека УтеповаКабдоша Мейрамова и Жаудата Айдналиева. Они видели жестокое лицо войны, но не дрогнули. Они смогли справиться со всеми испытаниями и добиться мирного неба над головой.

Война так не вязалась с солнечным утром Петергофа…

Каныбеку Утепову было 36 лет, когда началась Великая отечественная война. 21 июня 1941 года он находился в Ленинграде, будучи слушателем партийных курсов. 

В феврале 1941 года Утепов стал слушателем Ленинских курсов при ЦК ВКП (б) в Ленинграде.

«Надолго отпечатались в памяти первые дни войны. В субботу, 21 июня, попросили записаться желающих совершить экскурсию в Кронштадт. Рано утром поездом прибыли в Петергоф. Мы еще не знали, что началась война. Это так не вязалось с тем солнечным утром. Сады и дворцы в Петергофе как бы плыли в легком летнем тумане. Мы еще не знали, но суровые законы военного времени уже действовали. Помню, встретили на вокзале старую казашку. Она была одна. Выяснилось, что приехала навестить сына солдата, проходившего службу в Петергофе. Волнуясь, рассказывала она, что удалось поговорить с сыном всего несколько минут, а потом ей сказали, чтобы она как можно скорее возвращалась домой. Один из друзей сына успел только проводить ее на вокзал. Мы посадили в поезд старую женщину. Еще непонятую тревогу увезла она из сказочного Петергофа.

«Если я буду жив, сам напишу». 11 фронтовых писем солдата из Мангистау

Я часто думаю о ней. Свиделась ли она еще со своим сыном или те несколько минут были их последней встречей? В Кронштадте, в райкоме партии, слушателям курсов сказали, что уже дважды небольшими группами появлялись над островом немецкие самолеты. Их отогнали, ни одна бомба еще не упала на старую крепость. Когда возвратились в город, слушатели курсов собрались на партийный совет и единогласно решили «просить» Политбюро ЦК ВКП(б) считать их мобилизованными. Через несколько дней большую группу курсантов направили в Московское военно-политическое училище имени Ленина», — вспоминал он.

В меня стреляют, но солдат кормить надо. Записки казахстанских бойцов с фронта

Отправился на войну и сам Утепов. До 1946 года не снимал военную шинель. Был он военным комиссаром штаба 105-й кавалерийской дивизии (Джамбульской), 373 стрелковой (Миргородская) и секретарем парткомиссии дивизий. Победу встретил в Чехословакии. В июне 1945-го дивизия была выведена на Украину. В 1946-м после расформирования 373-й дивизии был демобилизован.

Каныбек Утепов прошел с боями Белоруссию, Украину, Румынию, Венгрию, Болгарию, Польшу. Его ратный путь отмечен орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, многими медалями. После войны много работал. Он награждается орденом «Знак Почета», медалями за освоение целых земель, двумя Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Узбекской ССР, ценными подарками. Был он председателем Келесского райисполкома, секретарем Чаяновского райкома партии Южно-Казахстанской области, секретарем партбюро Пахтааральской машинно-тракторной станции и совхоза имени Свердлова Пахтааральского района, возглавлял колхоз имени Ленина, Джетысайского района.

Фашистский солдат бежал на него с перекошенным лицом…

Кабдош Мейрамов был призван на войну весной 1942 года. Воевал в пехоте рядовым красноармейцем в должности стрелка в стрелковом полку. В Петропавловске Северо-Казахстанской области он прошел военную подготовку — курс молодого бойца. В июне 1942 года в составе воинского формирования железнодорожным эшелоном был направлен на Северо-Западный фронт под город Старая Русса в действующую 27-ю армию. 

Вот один из эпизодов боевых действий под Старой Руссой из его воспоминаний.

В одном из боев пехота фашистов слишком близко подобралась к позициям полка, тогда наши бойцы с примкнутыми штыками к винтовкам ринулись в контратаку и вступили в рукопашную схватку. Вот тогда Кабдош увидел впервые так близко фашистского солдата, который бежал прямо на него с перекошенным от ненависти лицом, выставив вперед свой автомат. В этот момент для них двоих решался вопрос жизни и смерти. Кто первым успеет выстрелить или заколоть штыком, тот и выживет. Мейраму удалось это сделать первым.

Французский партизан, промахнувшийся немец. Фронтовые записки казахстанцев

Был еще один случай, про который Кабдош вспоминал с некоторым юмором. Это был еще 1942 год, были проблемы с тыловым обеспечением, и многие красноармейцы носили ботинки с обмотками. Сапоги для рядовых красноармейцев были очень дефицитной обувью. Бойцы иногда использовали трофейную обувь. Пытались при любом удобном случае обзавестись хорошими сапогами. Однажды, после очередного боя, бойцы рассматривали трофеи, и Кабдош выбрал себе добротные немецкие сапоги. Размотав обмотки и сняв изношенные ботинки, он только натянул было один сапог на ногу, как тут же в руку попала шальная пуля, прилетевшая со стороны немцев. На передней линии обороны часто летали шальные пули. «Плохой знак», — подумал он и выбросил немецкие сапоги от себя подальше.

В феврале 1943 года во время одной из атак Кабдош получил ранение и остался лежать в снегу на поле боя. Когда он очнулся, то увидел над собой огромное ночное звездное небо, лишь изредка подсвечиваемое взлетающими осветительными ракетами, и услышал треск автоматных очередей и одиночные винтовочные выстрелы, доносившиеся то с одной стороны фронта, то с другой. Он понял, что лежит на нейтральной полосе между нашими и немецкими позициями. Сообразил, с какой стороны стреляют свои, а с какой — фашисты. Собрав последние силы, так как потерял много крови, пополз. Сколько полз, он не помнит, у него была только одна цель — не попасть в плен к немцам, и во что бы то ни стало добраться до своего подразделения. Когда Кабдош увидел, что до своих позиций уже близко, и услышал окрик: «Стой, кто идет?!», попытался привстать, взмахнув рукой, крикнул: «Ребята, я свой!», но вместо этого издал только хриплый звук из горла. Обессиленный, он уткнулся в снег и потерял сознание. Позже солдат узнал, что к нему подползли наши бойцы и дотащили до окопов, оказали медицинскую помощь, перевязали раны и отправили в медсанбат. После ранения Кабдош успел принять участие в боях на Курской дуге и освобождении Белгорода. В одном из боев он получил ранение. Осколок снаряда перебил ему правую руку, порвал сухожилия и повредил нервные окончания. Правую ладонь невозможно было сжать в кулак, пальцы руки не сгибались. После долгого лечения в военном госпитале военно-врачебная комиссия признала его негодным к военной службе. Осенью, в ноябре 1943 года, Кабдош был демобилизован из действующей армии по инвалидности.

Вернувшись в родной аул, продолжил активную работу на трудовом фронте. После войны, в 1955 году, встретил девушку из Кокчетава — 19-летнюю Күлпәш, с которой они вместе прожили 30 лет счастливой семейной жизни. Кабдош всегда был строг с сыновьями и в чувствах своих очень сдержан, но очень любил дочек. Воспитывал в детях любовь к родному краю, уважение к старшим, добросовестное отношение к порученному делу, приучал к труду и очень хотел, чтобы все получили хорошее образование.

Из Львова в Кудукагаш. Как казахстанец нашел свою любовь на фронте

«Мне помнится, как по поводу эпизодов о войне, показанных в одном из художественных фильмов, отец сказал: «Балам, на войне бывает по-другому, не так, как в фильме». Но однажды, когда мы вместе смотрели документальный сериал известного режиссера кинодокументалиста Романа Кармена «Великая Отечественная» я заметил, что у него на глаза навернулись слезы. Возможно, в тот момент чувства захлестнули отца, потому что он это все видел сам, пережил и испытал на себе всю тяжесть и лишения кровопролитной войны с немецко-фашистскими оккупантами», — вспоминает его сын.

Вижу — спит красноармеец. Толкаю. А он — мертвый.

Жаудат Айдналиев был призван в армию 17-летним мальчишкой в марте 1943 года и направлен в пехотное училище, но, не завершив обучение, в августе 1943-го был направлен на 3-й Украинский фронт, в 8-ю Гвардейскую армию, 74-ю Гвардейскую стрелковую Таращанскую дивизию, в 236-й Гвардейский Стрелковый полк имени Щерса на Изюмско – Барвенковском направлении. Воевал связистом-телефонистом.

«Истории победителей». Воспоминания о войне

Вскоре получил ранение и после лечения снова попал на фронт в 152-ю стрелковую Днепропетровскую дивизию. С боями и походами прошел боевой путь на территории Украины, Белоруссии, Польши, Прибалтики и дошел до Кенигсберга. Был снова ранен и направлен в военное училище. За время войны воевал рядовым связистом-телефонистом, бронебойщиком (ПТР-овцем), стрелком, сержантом — комсоргом батальона.

Из его воспоминаний: «… Это было на Украине, попал я в пехоту. Воевал связистом-телефонистом. Телефонист на войне устанавливает проводную связь между подразделениями батальона полка. Работа тяжелая, опасная. Часто бывает обрыв линии. Мне приходилось восстанавливать и налаживать связь. В первый раз со смертью встретился так. Пробираюсь ходами сообщения. Пули посвистывают. Выглядываю поверх, вижу на земле красноармеец спит, поодаль еще один. Толкаю первого: «Ты чего? Вставай давай! Пошли!…» А он мертвый. И второй мертвый… А чуть дальше фашист лежит, скрючившись. Вскоре я боевое крещение получил – разрывной пулей в ногу. С тех пор ношу в теле 5 осколков…»

«… Вернулся в строй, служил бронебойщиком, стал сержантом-комсоргом батальона. В одном из боев рота гитлеровцев, пытаясь вернуть оставленный рубеж, бросилась в контратаку при поддержке трех танков. Позже об этом победном бое потом написала наша фронтовая газета: «Пытаясь вернуть утерянный рубеж, немцы бросались в контратаки. Когда рота гитлеровцев при поддержке трех танков приближалась к нашим боевым порядкам, комсомолец-бронебойщик Айдналиев крикнул стрелкам: «Бейте вражескую пехоту, а мы будем расправляться с вражескими танками!». Терпеливо выждав подхода вражеских танков, Айдналиев дал из бронебойки один за другим три выстрела. Вражеская машина была подбита, остальные танки врага повернули обратно. За ними, в беспорядке, удрали немцы. Тогда Айдналиев взялся за винтовку и убил трех гитлеровцев».

После войны окончил медицинский институт и повторно был призван в армию в качестве военного врача. Занимал должности начальника ПМП, врача отдельных частей старшего врачебного полка, хирурга медсанбата, госпиталя, старшего офицера службы авиационной медицины, преподавателя, старшего преподавателя, начальника учебной части Военной кафедры медицинского института.

И в наших будут жить они потомках. 3484 истории о ветеранах собрал проект «Победители»

Каждый наш читатель может вспомнить родных и близких, прошедших тяготы жестокой войны и трудового фронта, и на всю страну рассказать об их подвигах.

Как дочь ветерана ВОВ узнала о судьбе отца благодаря проекту «Победители»

Для этого нужно заполнить анкету на сайте с указанием данных ветерана: Ф. И. О., годов жизни, информации о военной службе или труде в тылу, а также прикрепить его фотографию. Истории также можно направлять в виде текстового сообщения (не файлом) и на «победный» номер в WhatsApp +7-70-09-05-1945.

История ветерана в проекте «Победители» помогла родным найти друг друга

Нами было записано почти 30 видеопосланий ветеранов к потомкам. Немногие из этих ветеранов живы до сих пор. В своих посланиях герои желают, чтобы никогда не было войны, люди были здоровыми, честными и трудолюбивыми.

«Не забывайте меня». Как солдат из прошлого помог алматинцу

Проект «Победители» отмечен Министерством обороны РК в номинации «Лучшая публикация в интернет-издании».

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru