«Это было худшее место в городе». Архитектор показал идеальную улицу Алматы
Почему Алматы до сих пор не стал городом для пешеходов? С этим вопросом корреспонденты Tengrinews.kz обратились к активистам города. В первой части нашего фоторепортажа мы поговорили с архитектором-урбанистом Владиславом Филатовым, а еще он показал нам улицу, которую можно назвать образцовой.
В поисках идеальной улицы Алматы
«Раньше здесь был просто ад, — начинает свой разговор архитектор-урбанист Владислав Филатов. Машины парковались как попало, тротуара не было вообще, люди везде ходили».
Мы встречаемся в уютном дворе на пересечении Розыбакиева — Дуйсенова.
Примечательно, что неподалеку находится известная в народе оптовка и в этом квадрате очень плотный трафик. Однако, попадая с шумной Розыбакиева на относительно спокойную Дуйсенова, чувствуешь себя в безопасности.
Вдоль улицы выстроены специальные карманы для авто.
А чтобы водители не разгонялись, установлены приподнятые пешеходные переходы. Судя по следам, оставленным на них за четыре года, сделать это лихачи пытались неоднократно.
«Что нужно сделать, чтобы пешеходы чувствовали себя в безопасности?» — спрашиваем.
«За 30 лет у нас была дурацкая практика расширения улиц, — рассуждает Владислав. — Где-то расширили, а где-то узко осталось, и в итоге мы имеем очень много точек «удушения». Машин где-то нет, а где-то их много. Есть понятие «улица», а есть понятие «шоссе». Под «шоссе» мы подразумеваем загруженную дорогу для езды между городами. А улица — это общественное пространство, где мы ожидаем увидеть людей, много бизнеса и автомобили тоже.
Проблема в том, что у нас улицы со временем превратились в смесь шоссе и улиц — так называемые шулицы. То есть мы пытаемся совмещать скоростное движение вместе с бизнесом и людьми.
Понятно, что где-то народ столкнется и начнутся аварии. Чтобы избежать этого, нужно прекратить строить «шулицы» и вернуться к традиционным улицам.
Что для этого нужно. Во-первых, сужаем полосы.
У нас почему-то принято делать ширину полос как на загородных дорогах — 4-5 метров. Ширина полосы должна быть где-то 3-3,25, с учетом того, что ширина одного автомобиля — 2 с небольшим метра.
Люди привыкли, что широкая полоса прощает им ошибки. Узкие полосы, тем более в жилых застройках, где скорость должна быть не больше 40 километров в час, заставляют ехать более аккуратно.
Во-вторых, на сэкономленное полотно делаем приподнятые велодорожки, которые за счет высоты будут отделены от потока автомобилей. Высота велодорожек должна соответствовать высоте тротуара. Дальше делается небольшая полоса в полметра на случай открывания дверей водителями и одно- или двусторонняя велодорожка в зависимости от потребности.
К примеру, я проводил исследования на Абая и установил, что можно сузить проезжую часть в каждом из рукавов до 10,5-11 метров и остается 2-2,5 метра для велодорожки, которая способна на такой важной улице многих людей вывести на велосипеды. Речь идет о расстоянии от западной части и до центра, допустим цирка. Состав полос можно не менять.
Велосипедисты и мопедисты будут ездить в определенном месте, а пешеходам останется их тротуар. Всех ведь раздражают самокатчики, доставщики и прочие, а куда им деваться?
Дальше нужно делать тротуары, места для отдыха. Для безопасности в плане дизайна очень часто сажают новые зеленые насаждения, потому что, когда нет деревьев или объектов, которые формируют горизонт, водители чувствуют большое пространство и опять же начинают автоматически быстрее ездить.
Вы можете поставить знак, полицейских, камеры, но если дорога остается в параметрах как шоссе, все равно будут гонять. А когда появляются дороги с искусственными препятствиями, сужением, озеленением, это заставляет включать мозги и ездить осознанно.
При этом нужно убирать баннеры и длинные ветки, которые отвлекают водителей или загораживают знаки.
Почему Алматы все еще не город для пешеходов
В Алматы много точек «удушения», при том что они распахивают двери в город. Все пробивки, которые находятся на краю города, очень сильно смахивают на шоссе. Там не развит общественный транспорт, люди стоят, голосуют. Выходят на улицу, их сбивают.
Мы не можем позволить себе еще большую автомобилизацию, чем сейчас, потому что в какой-то момент город может крякнуться.
Если город — миллионник, то надо решать проблемы сначала на поверхности земли, а потом, если понимаешь, что дальше без метро никак, начинаешь копать. У нас же, наоборот, уничтожили трамвай, который можно было бы модернизировать.
Также проблема — это отсутствие адекватного общественного транспорта. У нас очень старая, еще советская маршрутная сеть, много дублирований.
Нужно развивать побольше выделенных полос, маршруты целиком с нуля заново разрабатывать».
Мы просим Владислава назвать те точки в городе, которые, на его взгляд, нуждаются в грамотном проектировании.
«Пересечение Лихачева с Толе би, там есть спуск такой в район Тастак, где постоянно проблема с видимостью. Пешеход выходит с тротуара, хочет перейти проезжую часть Лихачева, и там постоянно то грузовик поворачивает, то машина на скорости.
Дорогу надо проектировать таким образом, чтобы автомобилисту было немного неудобно, но эти неудобства не были таковыми, чтобы вообще нельзя было ездить.
Где-то можно организовать кольцевое движение, чтобы машина видела, что надо замедлиться. А если будут ездить сквозняком и очень быстро, то кого-нибудь собьют.
Вернемся к проспекту Абая. Я насчитал там 25 фрагментов между перекрестками, и в большинстве из них не хватает пешеходного перехода. К примеру, нет пешеходки напротив ЖК «Легенда» и Гайдара — Абая, там, где торговый дом цветов.
У нас много мест, где находятся институты, бизнес-центры, скапливается много людей, а пешеходных переходов нет. Мы видим, что надо идти 500 метров туда или сюда, а по центру логично было бы сделать переход, чтобы люди легально переходили.
Торговый центр «Глобус» на Абая — Ауэзова. Там люди идут пешком до остановки торгового дома «Береке». Это же логичная точка: вот остановка, а вот огромная точка притяжения «Глобус». Надо взять и сделать пешеходный переход. Если полиция так беспокоится, что будут сбивать людей, поставьте кнопку! Хотя, конечно, это спорный момент, 10-12 метров можно и без кнопки перейти.
Любая пешеходная инфраструктура должна находиться над поверхностью земли.
Город для пешеходов подразумевает то, что покрытия должны быть достаточно сухими, чтобы человек не носил за собой грязь.
Нельзя допускать поверхности, которые будут без покрытия или как минимум без травы. Это должно быть в стратегии.
Город для пешеходов — это еще и превращение народных троп в нормальные прогулочные маршруты, где-то щебенка, где-то набивное покрытие, где-то брусчатка.
От асфальта лучше отходить, потому что это поверхность, которая собирает воду и не впитывает, она может отвести лишь в сторону.
Еще один важный момент — освещение. Оно должно быть разноуровневым. Для автомобилей это высокий фонарь, для пешеходов — либо ответвление от основного фонаря пониже, чтобы в глаза не светило, либо это парковое освещение.
Проезжую часть мы освещаем как рабочее место — ярко, сильно, обычный тротуар — это приглушенное, заполняющее освещение. А если это какие-то малые общественные пространства, где требуется приватность, то тут используем низкое освещение с помощью каких-нибудь столбиков.
У нас в целом очень часто используется освещение неподходящего типа. Беда с ним во дворах. Стоит такой высокий фонарь и лупит на узкий проезд, который можно было просто осветить каким-нибудь светильником поменьше. В итоге часть освещения перепадает жителям в окна, из-за чего они не могут спать.
Очень плохо с освещением в районе ТРЦ ADK. Если там большая парковка еще освещена, то с остальными проездами и проходами все скверно.
Такая же проблема в номерных микрорайонах. Дома расположены хаотично, дворы не имеют какой-то понятной формы, и сложно найти какие-то прогулочные маршруты, по которым следует сделать освещение. В итоге дворы освещены лишь наполовину, и там достаточно небезопасно».
Еще несколько слов об улице мечты
Мы дошли с Владиславом до места, где дети занимаются скейтбордингом, на той же улице Дуйсенова. Примечательно, что они чувствовали себя довольно свободно на площадке, не боясь, что из-за угла внезапно появится летящая на скорости машина. Дело в том, что здесь из-за трех приподнятых пешеходных переходов водители просто не в силах разогнаться больше 5-7 километров в час.
Ресторан, который находится неподалеку, также взял на себя социальную ответственность — укоротил террасу, починил забор стоявшему по-соседству детскому садику.
«Мы стоим на бывшем болоте, здесь были люки, все по щиколотку в воде. Это было самое худшее место. А теперь — сами видите. Родители своих детей высаживают на этом паркинге, чтобы отвести их в садик. Возрождается практика, когда дети могут играть на проезде», — заключает Владислав.
Именно так, по мнению нашего собеседника, должен выглядеть город для пешеходов.
Текст: Анастасия Солнцева. Фото: Алихан Сариев
Источник: tengrinews.kz