Почему не стоит переносить линии BRT в Алматы, рассказали эксперты

Эксперты в сфере транспорта прокомментировали заявление акимата Алматы о возможном переносе линий BRT на правую сторону улицы, передает корреспондент Tengrinews.kz.

20 октября в ходе встречи с жителями Бостандыкского района власти города заявили, что быстрые автобусные линии по улицам Тимирязева и Мустафина планируют перенести с центра улицы на правую крайнюю полосу

Специалист по транспорту и дорожной безопасности Роман Барабанов отметил, что эффективность расположения выделенной полосы для общественного транспорта заключается в том, что частному транспорту нет необходимости ее использовать в перестроениях, а также использовать ее для заезда и выезда во дворы, а также на парковку. Все это происходит на крайней правой полосе и не мешает движению общественного транспорта.

Эксперт добавил, что с точки зрения современных принципов транспортного планирования в первую очередь важна провозная способность, то есть сколько человек проедет по отрезку улицы за определенный период времени. Приоритет общественного транспорта и расположение выделенных полос по оси проезжей части позволили значительно увеличить провозную способность по Тимирязева. Если в 2018 году среднемесячный пассажиропоток составлял 6 миллионов человек, то в 2019-м, уже после активного запуска линии BRT, — 10 миллионов человек в месяц. Как отметил эксперт, это очень хорошие показатели.

«Интервалы движения общественного транспорта стали меньше, что позволило производить те же самые рейсы гораздо быстрее, в итоге были сэкономлены деньги не только частных, но и муниципальных перевозчиков, которые финансируются из налогов горожан», — добавил Барабанов.

Эксперт отметил, что если произойдет перенос выделенной полосы в крайнюю правую полосу, то перевозчики должны будут найти дополнительные автобусы или троллейбусы для поддержания нормального интервала, а потом акимат должен будет найти деньги, чтобы заплатить перевозчикам больше субсидий за большее количество подвижного состава на маршрутах. При этом, по словам Барабанова, акимат до сих пор не решил вопрос с дефицитом водителей общественного транспорта и не были внесены предложения о поправках в регламент выдачи прав водителям, в итоге, даже если будут лишние автобусы, то вряд ли будут лишние водители.

«Важно также понимать одну простую вещь: проблемные участки на пути следования маршрута общественного транспорта влияют на общие показатели маршрута. То есть если автобус из-за пробок на Аль-Фараби теряет много времени, то пассажир на Толе би дольше ждет этот автобус на остановке. Не бывает так, что серьезно ухудшили условия для общественного транспорта на одной улице, а на остальных все осталось прекрасно. Таким образом, если на той же Тимирязева выделенная полоса будет справа, и, возможно, это порадует пять местных жителей — автовладельцев, то в другой части города работой маршрутов недовольны будут уже тысячи пассажиров», — добавил эксперт.

Барабанов предположил, что замедление движения автобусов будет связано с тем, что через крайнюю правую выделенную полосу будут часто перестраиваться водители частного транспорта, чтобы заехать во двор, выехать со двора, заехать на парковку, выехать с парковки.

Плюс ко всему, скорее всего, на перекрестках частному транспорту будет нужно поворачивать направо с крайней правой выделенной полосы, в итоге общественный транспорт не сможет первым проехать перекресток.

Также все такие перестроения будут увеличивать риски ДТП, хотя акимат в своем недавнем плане развития говорил о стремлении снижать количество ДТП и число пострадавших в ДТП алматинцев. ДТП также будут увеличивать время простоя в пробках не только для общественного транспорта, но и для всего потока транспорта.

Эксперт считает, что время в пути в час пик может увеличиться на 20-30 минут, и это без учета ожидания автобуса либо троллейбуса на остановке.

При этом, по мнению эксперта, предложенные меры не помогут решить проблему с пробками по Тимирязева, ведь основа работы по снижению транспортных заторов — это создание приоритета для движения общественного транспорта. То есть, если раньше по Тимирязева медленно ехали только сотни автовладельцев, то теперь сотни автовладельцев будут стоять в пробке вместе с десятками тысяч пассажиров, не имея другой возможности, кроме велосипеда или электросамоката, доехать быстрее.

«Недовольны будут сотни тысяч, в том числе простых алматинцев, которые не могут купить себе автомобиль, но раньше у них хотя бы была возможность быстро доехать на общественном транспорте, а радоваться негативным изменениям будут пара десятков человек. Хочу напомнить, что пространство в городе ограничено и отдавать его неэффективному частному транспорту, который простаивает 80 процентов времени, — это расточительство. Крупные города развитых стран мира уже совершили эти ошибки в ХХ веке», — рассказал Роман Барабанов.

Эксперт заключил, что если повороты по Тимирязева после переноса BRT и станут где-то удобными, то в масштабах всех негативных изменений для города это не такое большое благо.

Другой эксперт по устойчивому транспорту Елена Ерзакович после публикации новости о переносе BRT по Тимирязева привела в пример участок BRT по Жандосова, где отказались от того, чтобы делать линию по оси (посередине. — Прим.) улицы и перенесли ее на боковую линию. Этот участок сейчас постоянно занят машинами, которые мешают движению автобусов. При этом если в большинстве машин сидит только водитель, то автобусы, как правило, заполнены пассажирами даже выше положенной нормы.

Автобусная линия по Жандосова. Фото Елены Ерзакович

«Все водители, кто ездит по улицам с боковыми выделенками, и пассажиры общественного транспорта знают, что такие ситуации, с выездом на них автомобилей, постоянно происходят и штрафы за проезд по полосе или остановку на ней пока мало кого пугают. Акимат и полиция не справляются с проблемой годами. Ни для кого не секрет, что боковые выделенки менее эффективны и не дают общественному транспорту свободы ехать с хорошей операционной скоростью, без помех. А скорость —  это деньги. Это знает любой студент-транспортник», — отметила Ерзакович.

Из-за таких нарушений по BRT люди на остановках ждут общественный транспорт или едут дольше. По словам эксперта, при этом приоритет почему-то отдается нескольким автомобилистам, которые постоянно жаловались на автобусную линию и которым она мешала заезжать во дворы. Интересы меньшинства становятся приоритетнее интересов большинства, и в расчет не берутся показатели работы BRT на осевых линиях, отзывы других жителей Тимирязева, которые живут там десятилетиями и знают, как там было до BRT. При этом в акимате готовы вложить большие средства, опираясь на мнения неизвестных экспертов, которых никто не знает в профессиональном сообществе.

По словам Ерзакович, системы BRT в мире в основном работают на осевых линиях и поэтому их и называют «быстрыми автобусными перевозками». В мире существуют разные системы расположения линий общественного транспорта, но именно осевые, как сейчас по Тимирязева, являются самыми высокопроизводительными. 

«Нужно заняться реальными проблемами общественного транспорта Алматы, который деградирует на глазах из-за возросших интервалов, сходов с линий, аварий и неспособности решать вопросы субсидирования. Люди вынуждены снова выходить из дома намного раньше, как десять лет назад. Зима на носу. Автобусы стоят в пробках или рискуют жизнями 50-70 человек внутри, объезжая очередного идиота, который остановился на автобусной полосе и думает, что его мигающие фары кого-то спасут. И все попытки закрыть дыры обещаниями купить очередные автобусы будут пшиком на фоне отсутствия инфраструктуры, которая позволяет им двигаться быстрее личных авто», — добавила Елена Ерзакович.

Эксперт надеется, что чиновники в принятии окончательного решения будут все же опираться на экспертные оценки и исследования, так же как и депутаты маслихата, которым нужно будет одобрить это решение. 

Уже более 200 тысяч человек подписаны на наш Telegram-канал. Присоединяйся и получай самые важные новости!

Өзекті жаңалықтарды сілтемесіз оқу үшін Telegram желісінде парақшамызға тіркеліңіз!

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru