Как повышение базовой ставки повлияет на тенге и цены — мнение экономистов

Казахстанские экономисты прокомментировали последнее повышение базовой ставки Нацбанком до 16,75 процента, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Базовая ставка является основным инструментом денежно-кредитной политики Национального банка. Как объясняют эксперты, базовая ставка определяет стоимость денег в финансовой системе. Она влияет как на увеличение процентов по кредитам, так и на увеличение стоимости депозитов. К примеру, стоимость кредита в Казахстане складывается из базовой ставки, плюс прибыль банка, плюс риски, зависящие от заемщика. Таким образом, рост базовой ставки означает рост процентов по кредитам и депозитам. Считается, что она также косвенно оказывает влияние на курс валюты и инфляцию.

Независимый финансовый аналитик Андрей Чеботарев считает, что последнее изменение базовой ставки имеет скорее негативный, чем позитивный характер. По его словам, предыдущее увеличение ставки Нацбанком не привело к желаемому эффекту, то есть снижению инфляции.

«Базовая ставка сейчас не влияет на инфляцию и на укрепление курса тенге. Единственное, на что она влияет, это размеры депозитов, которые сейчас бьют рекорды. Фактически убивая свое производство, мы защищаем вклады 300-400 тысяч депозитариев, боясь, что они перекинут деньги в доллары. Это негативное решение», — добавил экономист.

Чеботарев отметил, что даже незначительный по меркам обывателя рост в 0,75 процента, или 75 базисных пунктов, как говорят экономисты, — это очень значительный рост. Обычно базовую ставку поднимают постепенно по 0,25-0,5 процента.

Однако, по мнению Чеботарева, в последних решениях Нацбанка есть и позитивная сторона и она заключается в том, что появилась большая предсказуемость по изменениям базовой ставки, а соответственно, и ставок по кредитам.

«Нацбанк дал четкий сигнал по стабильности. Есть стабильность, есть предсказание долгосрочного уровня ставки, и это результат хорошей работы, которую проделали представители экспертного сообщества, которые убедили Нацбанк, что нам нужно не пытаться «читать их мысли», а принимать ясные сигналы, когда все участники рынка будут понимать, какой завтра будет ставка. Сейчас ставку уже нельзя резко опускать, это нужно делать медленно и тоже предсказуемо», — отметил экономист.

Андрей Чеботарев отметил, что если в краткосрочной перспективе рост ставки может отразиться положительно, за счет, возможно, роста числа депозитов, то в долгосрочной такое повышение продолжает отодвигать экономический рост, и практически Нацбанк уже «убил» рост экономики в следующем году из-за дорогих кредитов. Эксперт считает, что при таких ставках экономика не может расти и нельзя наладить новое производство. В долгосрочной перспективе от таких ставок экономика окажется в проигрыше.

По поводу прогноза инфляции на следующий год эксперт отметил, что к нему нужно относиться настороженно, так как два предыдущих прогноза по инфляции от Нацбанка не сбылись.

Старший аналитик департамента прикладных исследований AERC Евгения Пак считает повышение базовой ставки Национальным банком верным решением, принимая во внимание текущую инфляцию в ноябре на уровне 19,6 процента. По ее словам, двухзначная инфляция ухудшает благосостояние граждан, причем в большей степени — благосостояние граждан с низким уровнем дохода.

В целом инфляция в 19,6 процента в 3,3 раза превышает верхний предел среднесрочного таргета инфляции Нацбанка в 6 процентов. Это число показывает «приемлемый» для данной экономики уровень инфляции. Под приемлемым имеется в виду уровень инфляции, при котором экономический рост сбалансирован (распределяется относительно равномерно между разными группами экономических агентов) и сопровождается естественным уровнем безработицы. В условиях, когда инфляция приближается к 20 процентам, повышение базовой ставки, по словам эксперта, является необходимым шагом для Нацбанка в рамках реализации политики инфляционного таргетирования.

При этом инфляция, даже несмотря на усилия Нацбанка, продолжает расти. Евгения Пак связывает это с рядом факторов. Во-первых, по ее словам, изменения базовой ставки воздействуют на экономику не сразу, а с временным интервалом и он зависит от уровня доверия со стороны населения к действиям монетарного органа. К примеру, в США, где действия ФРС вызывают доверие у экономических агентов, у людей нет сомнений в готовности ФРС снижать инфляцию повышением ставки. Там повышение ставки находит довольно быстрое отражение в снижении инфляционных ожиданий американцев. В Казахстане же высокие инфляционные ожидания сопровождаются значительным недоверием населения относительно правильности проводимой монетарным органом политики. Как отметила эксперт, сомнения населения в правильности политики Нацбанка зачастую объясняются непониманием основополагающих принципов воздействия денежно-кредитной политики на экономику, которое еще и подогревается выступлениями популистов. В итоге для того, чтобы заякорить инфляционные ожидания, в Казахстане требуется больше времени.

Вторая причина продолжавшегося роста инфляции, несмотря на действия Нацбанка, по мнению Евгении, это отсутствие координации монетарной политики Нацбанка с фискальной политикой правительства.

«Важно понимать, что инфляция есть результат превышения спроса над предложением товаров и услуг в экономике. И в 2022 году высокий спрос в Казахстане на товары и услуги подогревается высокими темпами кредитования населения, что находит отражение в росте денежной массы даже при такой высокой базовой ставке. Так, с июня текущего года темпы прироста денежной массы в Казахстане положительные. С начала года по октябрь денежная масса выросла уже на 10,7 процента. При этом реальный ВВП Казахстана за январь — октябрь 2022 года вырос в годовом выражении только на 2,5 процента. Иными словами, темпы прироста денежной массы практически в 4 раза превышают темпы роста производства в стране», — отметила Евгения.

Количество денег в экономике растет быстрее, чем растет производство и импорт товаров и услуг. Предложение товаров не успевает за спросом, подогреваемым ростом количества денег в экономике, избыток спроса выливается в рост инфляции. За прирост денежной массы сейчас ответственен фискальный орган.

«Политика фискального стимулирования сейчас идет вразрез с политикой монетарного органа, в связи с чем инфляция в Казахстане продолжает расти вопреки действиям ЦБ. Но следует отметить, что если бы Нацбанк не осуществлял повышение базовой ставки, то мы бы увидели инфляцию еще выше. Здесь уместен пример Турции, где ЦБ действует сообразно желаниям фискального органа, снижая базовую ставку, в связи с чем годовая инфляция там составляет уже более 80 процентов», — добавила аналитик AERC.

Экономист отметила, что она не видит негативных сторон в повышении базовой ставки. Она не разделяет опасений некоторых аналитиков относительно «ужасов» рецессии (примечание.: спада экономического роста) в Казахстане из-за высокой базовой ставки. По ее словам, в Казахстане по-прежнему наблюдаются положительные темпы экономического роста.

«И слово «рецессия» уместно только в обозначении замедления годовых темпов экономического роста, а не спада. Поэтому, на мой взгляд, употребление слова «рецессия» некоторыми аналитиками для нашей экономики является просто попыткой воздействовать на настроения экономических агентов в стране, дабы дискредитировать политику ЦБ, нежели реальной угрозой последующего скатывания экономики в депрессию. Важно осознать, что да, сейчас наблюдается замедление экономического роста до 2,5 процента за январь — октябрь 2022 года. Но сейчас тот факт, что наша экономика растет темпом 2,5 процента вместо 4-5 процентов, менее критичен, чем тот факт, что инфляция уже под 20 процентов в годовом выражении», — добавила экономист.

Евгения отметила, что формулировка Нацбанка о том, что мы «приблизились к окончанию цикла повышения базовой ставки», говорит о том, что сохранение такого уровня базовой ставки в течение продолжительного времени будет достаточным для стабилизации инфляции. Насколько продолжительным будет этот период, зависит от того, когда мы увидим первые признаки замедления инфляции в Казахстане.

По словам аналитика, текущий прогноз Нацбанка по уровню инфляции в следующем году в 11 процентов реалистичен относительно имеющихся сейчас входных данных, то есть относительно известной на данный момент информации о внешних и внутренних макроэкономических факторах. Также прогноз Нацбанка не идет вразрез с международными оценками, чтобы заподозрить прогноз в нереалистичности. К примеру, МВФ в октябре также спрогнозировал среднегодовую инфляцию в Казахстане на 2023 год на уровне 11,3 процента. Тем не менее, поскольку любая модель не может учесть предстоящих «черных лебедей», которые сейчас возникают слишком часто, никто не застрахован от необходимости существенных пересмотров прогнозов в последующем с появлением новых шоков.

Напомним, что 5 декабря в Национальном банке сообщили об увеличении базовой ставки до 16,75 процента.

Запустили специальный канал про финансы, экономику и новости бизнеса. Подписывайтесь на Tengri.Деньги прямо сейчас!

Өзекті жаңалықтарды сілтемесіз оқу үшін Telegram желісінде парақшамызға тіркеліңіз!

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru