Как землетрясение повлияет на выборы президента Турции. Мнение эксперта
О влиянии прошедшего землетрясения на предстоящие президентские и парламентские выборы в Турции рассказал главный эксперт Казахстанского института стратегических исследований Мухит Асанбаев. По его словам, большинство пострадавших от землетрясения провинций являются консервативным электоратом правящей партии, передает Tengrinews.kz.
Серия мощных землетрясений в Турции силой 7,8 балла стала разрушительной для турецких провинций Газиантеп, Кахраманмараш, Хатай, Османие, Адыяман, Малатья, Шанлыурфа, Адана, Диярбакыр и Килис. Кроме того, в зоне поражения землетрясения оказалась соседняя Сирия, где тысячи людей также остались под завалами в провинциях Алеппо, Идлиб, Латакия, Хам.
По данным агентства Al Jazeera, число погибших приближается к 44 тысячам человек: 38 044 — в Турции и более 5800 человек в Сирии.
Турция
Разрушительное землетрясение в Турции подняло на поверхность много вопросов, отметил Мухит Асанбаев. Один из главных — можно ли было избежать такой масштабной трагедии?
«Проведя оценку зданий в пострадавших провинциях, эксперты пришли к неутешительному выводу: большинство было возведено до ужесточения требований по сейсмостойкости, принятых после землетрясения 1999 года. На юго-востоке Турции рухнуло более 5600 зданий.
Чиновники уже возбудили уголовные дела против нерадивых застройщиков, которые возводили жилые дома с нарушением строительных норм. По сообщениям вице-президента страны Фуата Октая, на данный момент установлен 131 подозреваемый, ответственный за обрушение зданий в 10 провинциях, пострадавших от землетрясения», — отметил эксперт.
По его словам, еще одной причиной того, почему стихия была такой смертоносной, является время. Люди спали, когда в 4:17 утра произошло первое землетрясение. Повторное было зафиксировано в 13:24 в четырех километрах от города Экинозу в Кахраманмараше.
Другой не менее важный вопрос касается того, могло ли правительство президента Реджепа Тайипа Эрдогана сделать больше для спасения жизней.
«Такая постановка вопросов возникла ввиду того, что спасательные работы, хоть и были масштабными, проходили без участия военных. Конечно, это никак не умаляет роль турецкого управления по ликвидации последствий стихийных бедствий, которому помогали также десятки тысяч волонтерских движений. Но неучастие военных в планировании, как утверждает ряд западных СМИ, привело к задержке начала спасательных и поисковых операций. Глава фонда «Акут» Насуха Махруки сообщил, в частности, что армии пришлось ждать приказа от правительства, что привело к задержке начала спасательных и поисковых операций», — указал политолог.
Асанбаев отметил, что Эрдоган посетил все пострадавшие провинции, обещал отстроить разрушенные дома за год и выделил по 10 тысяч лир (531 доллар) каждому пострадавшему, но ему все равно не удалось избежать критики и недовольства в тех районах, до которых помощь дошла со значительным опозданием.
«Вполне очевидно, что последствия этого не могут не сказаться на расстановке сил в ходе парламентских и президентских выборов в Турции, проведение которых намечено на 14 мая. Неоднозначность ситуации заключается в том, что большинство пострадавших от землетрясения провинций являются консервативным электоратом правящей Партии справедливости и развития (ПСР).
Средние показатели поддержки власти в этих провинциях традиционно были выше, чем в среднем по стране. Эти десять провинций представляют около 15 процентов населения Турции и аналогичную долю 600-местного парламента. Во время голосования 2018 года Эрдоган и его партия выиграли президентские и парламентские выборы во всех этих провинциях, кроме одной, Диярбакыр, где предпочтения электората оказались на стороне прокурдской партии ДПН», — заметил Мухит Асанбаев.
В то же время эксперт напомнил, что землетрясение в 1999 году и последовавшие за ним медленные усилия по оказанию помощи со стороны правительства сыграли определяющую роль для прихода к власти ПСР на выборах в 2002 году.
Поэтому вопрос о том, какие еще усилия будут предприняты со стороны правящей партии и к каким результатам они могут ее привести перед началом нового электорального цикла в стране, остается открытым, считает эксперт.
В Турции не будут переносить дату выборов президента из-за землетрясений.
Сирия
Ситуация в пострадавших от землетрясения северо-западных регионах Сирии остается также сложной и непредсказуемой, отметил Мухит Асанбаев. Алеппо, Латакия, Хама и Идлиб – это та часть страны, которая сильнее всего пострадала от землетрясения, не говоря о том, что на протяжении последних 12 лет гражданской войны они находились на острие борьбы между Дамаском и различными радикальными и оппозиционными силами.
«Часть северо-запада Сирии и по сей день живет в отрыве от центральных властей, под влиянием различных конкурирующих политических сил и движений. Именно они оказались в эпицентре землетрясения. Большая часть этой территории находится под влиянием «Хайат Тахрир аш-Шам» — исламистского движения, признанного Анкарой и Вашингтоном террористической организацией, которая пытается дистанцироваться от прошлых связей с «Аль-Каидой». Часть территории на северо-западе Сирии контролируют сирийские курдские силы, в основном противодействуя Анкаре и Дамаску, но время от времени вступая в союз с последним в зависимости от обстоятельств», — сказал Асанбаев.
К тому же есть очаги, контролируемые силами «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная в Казахстане), которые еще больше усугубляют риски, связанные с любой операцией по оказанию помощи пострадавшим.
По словам политолога, северо-запад Сирии находится вне зоны доступа как для Дамаска, так и для большинства международных организаций и, следовательно, гуманитарной деятельности. Ко всему прочему Дамаск считает оказание помощи этим удерживаемым оппозицией районам через границу с Турцией нарушением своего суверенитета.
«Присутствие турецких войск на севере Сирии является главным раздражителем, тогда как для Анкары они являются важным оплотом против наступления сирийских вооруженных сил на северо-востоке и сирийских курдских сил на северо-западе, которые считались связанными с «Рабочей партией Курдистана» (организация, борющаяся за политические права курдов в Турции и создание курдской автономии в составе Турции. Признана террористической организацией в Турции, США и ЕС. — Прим.). Поэтому конвои с гуманитарной помощью разрешены только через один пограничный пункт — Баб-эль-Хава. Но дороги между узлом снабжения ООН в Турции и этим пограничным пунктом были повреждены в результате землетрясения, поэтому в течение нескольких дней другие, открытые пограничные переходы с Сирией оставались неиспользованными и помощь оттуда не поступала», — пояснил политолог.
Подконтрольные Дамаску города также подверглись удару стихии. Знаменитый Алеппо оказался в числе наиболее пострадавших районов, где на гуманитарную помощь рассчитывает чуть ли не все население города.
Эксперт подчеркнул, что в мятежных провинциях и на территориях, контролируемых сирийским правительством, погибло не менее 6 тысяч человек. При этом ситуация усугублена тем, что еще до землетрясения более двух миллионов человек уже жили в лагерях для перемещенных лиц.
В заключение он добавил, что открытым остается вопрос даже точного количества жертв в Сирии, так как международные спасательные команды до сих пор не имеют полного доступа к пострадавшим районам этой страны.
Жаңалықты бірінші болып білгіңіз келсе, қазақ тіліндегі Telegram-арнамызға жазылыңыз!
Источник: tengrinews.kz