«Наше топливо перепродают в баклажках в Кыргызстане и Узбекистане» — эксперт о дефиците дизеля

Эксперт объяснил перманентную нехватку дизельного топлива (ДТ) в южных регионах Казахстана, передает корреспондент Tengrinews.kz. Ранее сообщалось, что на заправках Алматы и области дизельное топливо продают с перебоями.

По мнению директора общественного фонда Energy Monitor Нурлана Жумагулова, такая ситуация постоянно наблюдается в определенное время года.

«Такая ситуация наблюдается в осенний и весенний период, потому что у нас цена дизтоплива, по сравнению с соседними странами, как минимум в 1,5 раза ниже. В осенний и весенний периоды все наши три отечественных НПЗ одну треть выпускаемой продукции, в частности ДТ, должны отправить в адрес отечественных сельхозпроизводителей по определенной низкой цене. Каждый раз новая цена утверждается. В этот раз шымкентский НПЗ в первый раз после модернизации встал на ремонт, и сейчас работают только два НПЗ. Конечно же, нехватка топлива будет ожидаться», — считает Жумагулов.

Он также не исключает «серых» схем при розничной реализации топлива на АЗС.

«Государство установило цену ДТ для иностранного транспорта в 450 тенге, для местного — 230-260 тенге (в зависимости от региона). Вот, к примеру, по трассе стоит АЗС. У нее есть возможность продать ДТ либо по 230, либо по 450 тенге. Конечно, оператор АЗС будет заливать иностранному транспорту. Возможно, он в своих корыстных целях, чтобы заработать, чтобы себя прокормить, хочет заработать легкие деньги. На некоторых АЗС операторы имеют по 20-30 копий техпаспортов на тяжелую технику. И когда иностранный транспорт приходит, просто вбивают, что это якобы был местный транспорт, и заливают им по 300 литров. А всем другим говорят: «Только по талонам заливаем», и все. У водителей иностранных фур уже есть номера определенных «помогаек», они им звонят, спрашивают, есть ли талоны на ДТ, и те говорят, на какую заправку заезжать. Если оператор АЗС хотя бы 100 тенге с каждого литра имеет, с 10 тысяч литров это уже миллион тенге», — поделился Жумагулов.

Также он рассказал, что нередко топливо вывозится в Кыргызстан и Узбекистан для перепродажи.

«В любом случае жидкость всегда будет утекать туда, где высокие цены, это «закон физики». Ну и просто за счет дешевого дизтоплива помогаем зарабатывать определенным лицам по нелегальным схемам. Ну невозможно границу закрывать. Смотрите, Кыргызстан, Узбекистан, Китай — оттуда заезжает иностранный транспорт. У них там дизтопливо дороже. Посмотрите, что на юге происходит. Там уходят фуры, и из-за этого на границе стоят очереди. В Узбекистане и Кыргызстане в пятилитровых баклажках, в канистрах продают наше казахстанское дизтопливо вдоль трасс. Потому что там оно стоит дороже практически на 60 процентов», — отметил он.

Ранее в Министерстве энергетики назвали причину перебоев в поставках дизельного топлива на АЗС в Алматы и области. В Министерстве энергетики заверили, что ежедневно принимают оперативные меры по вопросам оптимизации маршрутов доставки дизтоплива в регионы, учитывается географическое положение и наличие ресурсов на конкретном НПЗ.

Напомним, в июне прошлого года на границе в поселке Кордай наблюдалась непростая ситуация. Здесь образовывались километровые очереди из автомобилистов, желающих выехать из страны. Как оказалось, причиной этих пробок стал вывоз бензина в Кыргызстан, где он стоит намного дороже. Депутаты из Кыргызстана сообщали, что 500 кыргызстанских машин ежедневно заезжают Казахстан и вывозят горюче-смазочные материалы.

Раздутые баки и бензин в бачке омывателя. Как из Казахстана вывозят топливо в Кыргызстан

После того как власти Кыргызстана ввели налог на ввоз в страну горюче-смазочных материалов, очереди на границах значительно уменьшились.

Деньги нужно считать, а Tengri.Деньги — читать! Подписывайтесь на наш Telegram-канал об экономике и финансах

Жаңалықты бірінші болып білгіңіз келсе, қазақ тіліндегі Telegram-арнамызға жазылыңыз!

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru