«Ведут свою игру». Как партии будут делить места в Мажилисе, рассказал политолог
В Центральной избирательной комиссии объявили официальные итоги выборов в Мажилис, прошедших 19 марта 2023 года. Как будут распределять места среди депутатов и с какими сложностями могут столкнуться партии, пояснил политический обозреватель Газиз Абишев, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Согласно новым правилам, Мажилис состоит из 98 депутатов, избираемых по пропорциональной (партийные списки с 5-процентным заградительным барьером по общенациональному округу, 69 мест) и мажоритарной (одномандатные округа, 29 мест) избирательной системе.
По итогам голосования в Мажилис прошли шесть из семи участвовавших в выборах партий. Партия Amanat получила 40 мандатов, «Ауыл» — 8 мандатов, по 6 мандатов у Respublica и «Ақ жол», 5 мандатов у НПК и 4 мандата у ОСДП. Партия «Байтак» не участвует в распределении мандатов, поскольку не преодолела пятипроцентный барьер.
Политолог Газиз Абишев отметил, что согласно конституционному закону о выборах при распределении депутатских мандатов количество представителей трех категорий — женщин, молодежи, лиц с инвалидностью — по совокупности должно составлять не менее тридцати процентов от общего числа полученных партией депутатских мандатов.
«Здесь может быть две трактовки: или все женщины, или все инвалиды, или все молодые, может быть и вперемешку. Но в законе написано «трех категорий», и отсюда интерпретировать это можно так, что каждая из этих категорий должна быть представлена как минимум одним депутатом. Парадокс заключается в том, что у ОСДП всего 4 мандата и из этих четырех обязательно должна быть точно одна женщина, точно одно лицо с инвалидностью, точно один молодой человек. Если вы возьмете одну молодую женщину-инвалида, этого будет недостаточно. Один депутат — это 25 процентов, поэтому нужно два квотируемых депутата, то есть 50 процентов. И эти 2 человека должны принадлежать к трем категориям: женщина, молодежь и лицо с инвалидностью. Если ни один из них не совмещает две категории, то должно быть три человека«, — пояснил эксперт.
Он пояснил, что пример одномандатников показал, зачем вообще страны вводят квоты.
«Посмотрите на одномандатников: подавляющее большинство — это мужчины. И точно так же мы это видим на выборах в Сенат США: это белые мужчины преклонного возраста. То есть чисто мажоритарная система, как правило, приводит к тому, что все чаще начинают избираться наиболее привилегированные слои общества, а дискредитируемые меньшинства реже проходят в Парламент. Поэтому пропорциональная партийная система является ультралиберальной в том смысле, что квотирование позволяет обеспечить наличие меньшинств. Но в данном случае для ОСДП, к примеру, это немного осложняет ситуацию», — сказал Газиз Абишев.
По его словам, на данный момент тяжело оценивать новый состав Мажилиса, так как партии еще не опубликовали списки депутатов (прим. редакции — на момент публикации появился список от НПК).
«К примеру, даже Amanat, представьте себе, у них 90 позиций в списке, они получили только 40 мандатов. У них 2,5 состава стоят. Непонятно, кого они выложат. Тяжело определить состав. В «Ақ жоле» 6 мандатов. Топ-6 у них есть — это те, которые были депутатами. Но один из них выпадет. Почему? Потому что среди них нет молодых и одна женщина (Еспаева). Из этих 6 все три категории квотников должны быть представлены», — подчеркнул политолог.
Абишев указал, что абсолютное большинство осталось за партией Amanat, в сумме получившей 62 места в Мажилисе. Эксперт не исключил вероятность того, что избранные самовыдвиженцы тоже могут присоединиться к партии.
«Я сейчас подозреваю, что оставшиеся тоже начнут вступать в Amanat. К примеру, Даулет Мукаев, который победил на втором округе Астаны, я даю высокую вероятность, что он в ближайшие недели вступит в Amanat. Поэтому, да, у Amanat конституциональное большинство», — отметил он.
Газиз Абишев также пояснил, в чем заключаются изменения, если конституциональное большинство осталось за Amanat.
«Изменение конституционной структуры необязательно должно вести к изменению партийных раскладов. Из шести вошедших в Мажилис партий пять лояльны правящей группе и Президенту. Но внутри партий есть свои правила и жесткая дисциплина.
К примеру, партия Respublica не вступает в противоречия с руководством страны, тем не менее она не подчиняется «аманатовскому» аппарату. Они ведут свою игру. Во-вторых, сокращение числа мандатов Amanat уже приводит к сокращению их бюджета. По моим расчетам, 1,5-2 миллиарда в год они должны потерять и, скорее всего, потеряют. Это тоже влияет на их аппарат, на их расходы, на финансовую помощь, на их финансовое преимущество над окружающими партиями», — пояснил он.
Политолог подчеркнул, что конкуренция есть хотя бы в том, что эти партии будут соревноваться, кто из них более четко реализуют месседж Главы государства. По словам Газиза Абишева, конкуренция между партиями будет эффективнее, нежели работа одной партии.
Он также объяснил, что будет происходить дальше на политической арене Казахстана в ближайшие дни.
«Партии должны провести заседание, в котором должны проголосовать за тех, кто станет депутатом, утвердить список и доставить его в ЦИК. На самом деле с технической точки зрения это дело нескольких часов», — указал эксперт.
После на первом заседании Парламента выберут спикера Мажилиса и примут отставку правительства. Это не процедурный вопрос, а политический, отметил Газиз Абишев.
Затем Президент внесет кандидатуру премьер-министра и депутаты либо дадут согласие, либо не дадут. Кандидатуры конкретных министров согласуются в профильных комитетах, кроме трех. Три министра не подлежат голосованию: министров иностранных дел, обороны и внутренних дел Президент назначает самостоятельно без согласования Парламента.
Напомним, в Центральной избирательной комиссии объявили официальные итоги выборов в Мажилис, прошедших 19 марта 2023 года. Стало известно, сколько мандатов в Мажилисе получили избранные партии и кто из одномандатников прошел в нижнюю палату Парламента.
Жаңалықты бірінші болып білгіңіз келсе, қазақ тіліндегі Telegram-арнамызға жазылыңыз!
Источник: tengrinews.kz