«Прошли огонь и воду». Эксперт высказалась о госзакупках в Казахстане
Доктор PhD по экономике Гаухар Копжасарова из Карагандинского университета Казпортребсоюза высказалась о том, как государственные закупки поменяли «правила игры» в нашей стране, передает Tengrinews.kz.
Приводим ее публикацию полностью:
Государственные закупки сегодня не обсуждает только ленивый. Министерство финансов сделало их доступными общим массам, наш веб-портал занял третье место в мире по открытости данных и теперь эта открытость играет с ними злую шутку. Десятки экспертов бросились делать себе имя, критикуя госзакупки лишь общими фразами. Позволю себе, как человеку науки и опытному практику не согласиться с общей критикой.
За 13 лет беспрерывной работы с государственными закупками мы прошли огонь и воду. Поставляли абсолютно все: от туалетной бумаги до строительства сложнейших магистральных сетей. Будучи буквоедом, помню свой шок, когда в 2010-2013-х годах комиссиия могла не отличить товар от работы, или поставщики повально не понимали, что такое разрешительный документ. Госзакупки в те времена только начинали свое становление. Никто толком не следил за порпавками. Одни и те же физические лица меняли фирмы как перчатки, так как никто не переживал за репутацию и мало кто накапливал документальный опыт. Помним мы и лицензию на СМР до цифровизации – голубой листочек на гербовом бланке, в который отдельные умельцы могли дописать нужный подвид. Было весело, грустно, радостно и обидно одновременно.
Переломным моментом в системе государственных закупок страны считаю конец 2015-го года. Это было время, когда Министерство финансов сквозь волну критики полностью переписали закон и правила. Поменяли интерфейс портала. И снова вспоминается первый шок от поправок, это – взаимный просмотр документов. Все более или менее серьезные поставщики бросились скачивать документы друг-друга и со смехом их изучать, где половина документов – результат отличного владения PhotoShop.
С момента принятия последнего закона о государственных закупках прошло ровно 8,5 лет. Сменились поколения как заказчиков, так и поставщиков. На глазах вырос уровень образованности, осведомленности, продвинутости и ответственности всех участников госзакупок. И да, в закон за все это время вносились поправки около 40 раз. Но каждая поправка вносила свой вклад в развитие системы. Мы пережили каждую. И необходимость каждой можем вспомнить и обосновать. Как бы Министерство финансов нам не «закручивало гайки» в плане махинаций, мы понимаем, что для положительного развития системы и борьбы с главным врагом в госзакупках – коррупцией, меры всегда были необходимыми.
За 8 лет госзакупки Казахстана полностью оцифровались. Самым большим вкладом в развитие не только госзакупок, но и в целом всей страны было внедрение в 2019-м показателя уплаченных налогов. Десятилетиями никто не мог заставить платить налоги строителей, являющихся крупнейшими участниками госзакупок. Не помогала никакая комплексная борьба с теневой экономикой. Смогли только правила госзакупок.
Вначале доходило до смешного, когда руководители крупных компаний заняли очередь в налоговые органы со своими просьбами принять сотни миллионов налогов которые «забыли» заплатить и просят теперь посадить налоги задним числом, лишь бы вернуться в госзакупки, которые без уплаты налогов никого не допускают к участию. Норма о ПУНе за несколько лет прошла с десяток изменений. И снова каждое изменение оказалось своевременным. И сейчас в госзакупе благодаря всем поправкам уже сформировалась своеобразная этика: отчитслять все налоги, платить официальную зарплату и обеспечивать полный соцпакет сотрудникам, регистрировать всю недвижимость, накапливать положительную репутацию и опыт.
Некоторые эксперты акцентируют внимание на том, что в законодательство о госзакупках часто вносят изменения. Но тут вспомним шутку, используемую в широких кругах участников госзакупа – «дайте нам месяц и мы адаптируемся под все поправки».
Одно из последних нововведений – рейтиногово-бальная система. Отсутствие конкурсной комиссии и автоматический подсчет баллов. Десять лет назад нам такой прогресс и не снился. Как сказал один знакомый заказчик – хоть с акимата увольняйся.
В продолжении реформ, Минфин сейчас приходят к тому, что снова пора менять закон. Мы следим за ситуацией, и понимаем, что на данном этапе разработчики закона преследует цель довести до совершенства систему госзакупок. Ознакомившись с проектом нового закона, мы видим, что базовые принципы сохранены, а основной процесс будет перенесен на правила. Понятно, правилами легче маневрировать, что вызывает опасения экспертов. Тут я снова напомню, что ни одна финансово-экономическая сфера в нашей стране не прогрессировала настолько динамично, как государственные закупки.
Я думаю, выбрано правильное направление. Госзакупки — это не только трата денег бюджета, это – снабжение целого государства. Это выполнение госпрограмм, которым необходимо обеспечить своевременность, оперативность и эффективность. Если закон будет сложным, это будет тормозить и парализовывать госорганы, которые вместо решения задач будут заниматься администрированием своих закупок. Современные политические и экономические условия в мире, диктуют нам, что под любую экстренную ситуацию нужна быстрая адаптация. Поэтому, сообщество экспертов-практиков, на протяжении десятилетия ежедневно принимающих участие в госзакупках и находящихся в гуще событий, единогласно поддерживают новый курс Минфина.
Источник: tengrinews.kz