Повлияет ли снижение базовой ставки на курс тенге и инфляцию? Мнение экспертов
Национальный банк снизил базовую ставку впервые с 2020 года, но всего на 0,25 процента. Как это может отразиться на курсе тенге, экономике и ценах на товары, рассказали казахстанские экономисты, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Подробнее о том, как именно базовая ставка влияет на инфляцию и через это косвенно — на курс национальной валюты, мы рассказывали в отдельном материале. Если коротко, то это одновременно и ставка по кредитам (процент, под который Нацбанк занимает деньги коммерческим банкам страны), и ставка по депозитам. Чем выше базовая ставка, тем привлекательнее хранить деньги в тенге на счетах на депозитах, брать кредиты становится невыгодно и население меньше тратит. Мы решили узнать у экономистов, как именно относительно острожное и небольшое снижение ставки повлияет на валюту и цены на товары.
Экономист Марат Каирленов оценил снижение базовой ставки Нацбанком позитивно. По его словам, следует рассматривать этот шаг как постепенное смягчение денежно-кредитной политики в стране. Несмотря на то, что все понимают большое количество рисков со стороны давления инфляции и международных факторов, высокая процентная ставка не оправдывает себя для борьбы с этими факторами. Кроме того, высока базовая ставка влияла на относительно высокий курс тенге к доллару, повышая привлекательность активов в тенге. Однако быстрое и резкое укрепление тенге по отношению к падающему рублю до сих пор видится нежелательным и может иметь болезненные последствия для ряда отраслей нашей экономики.
«Хотя ситуация сейчас и не такая, как была в 2014-15-е годы, когда тенге укрепился до 3 тенге за рубль и люди массово отправились скупать российские товары. Сейчас в самой России уже нет такой номенклатуры новых товаров, как автомобили, бытовая техника, промышленное оборудование и другое. Ухудшение платежного баланса при укреплении тенге к рублю не будет столь значительным, как было тогда, однако слишком сильный тенге будет бить по конкурентоспособности производителей продуктов питания, строительных материалов. Много людей заняты в этих производствах, и они будут страдать от наплыва дешевых российских товаров. Снижение базовой ставки — это некий компромисс, сигнал рынку, что Нацбанк против чрезмерно сильного и быстрого укрепления тенге, хотя инфляция еще далека от желаемых значений. При этом снижение рубля к тенге — это больше отражение не наших действий, а проблем в российской экономике», — отметил экономист.
Как отметил Марат Каирленов, снижение базовой ставки не должно сильно отразиться на инфляции, так как она, по его словам, в большей степени определяется не денежно-кредитной политикой, а такими факторами, как высокий уровень монополизации рынков в стране. По словам эксперта, монополии для того и выстраивают, чтобы не беспокоиться об издержках из-за процентных ставок, так как монополисты любые свои расходы заложат в цену. Кроме того, на это влияют внешние факторы, сокращение товаропотока «из и через» Россию из-за нарушения логистических связей и сокращения их производства в России на фоне российско-украинской войны.
Движение по базовой ставке, как считает Каирленов, являются логичным шагом с учетом годовой инфляции в июле в 14 процентов. Она все равно осталась выше уровня инфляции, так что у Нацбанка еще есть резерв для ее снижения. Нацбанк ранее заявлял о долгосрочном ориентире на ставку +2 процента по отношению к инфляции, а сейчас уровень составляет +2,5 процента.
Финансовый аналитик Андрей Чеботарев отметил, что произошло минимально возможное понижение базовой ставки, сделанное, по его выражению, чтобы «отстали», ведь все давно уже просят снизить ее, включая тех, кто поддерживает курс нынешнего главы Нацбанка. По его словам, по сути, такое снижение ставки ни на что серьезно не повлияет. При этом, по прогнозам Нацбанка, к концу этого года уровень инфляции в стране должен составить 10-12 процентов, то есть реальная процентная ставка (за вычетом инфляции) составит от 4,5 до 6,5 процента, притом что в мире сейчас в основном отрицательные реальные ставки.
«Отдельно стоит упомянуть прогнозы при 10-12 процентах. По итогам этого года в следующие раунды Нацбанку придется куда более резко снижать ставку или придумывать новые валютные махинации для замедления снижения инфляции и роста инфляционных ожиданий. Не секрет, что они растут вместе с падением валюты», — дополнил аналитик.
По словам Чеботарева, наиболее выгодна такая базовая ставка банкам, так как они получают прибыль в 17,5 процента, ведь средняя ставка по депозитам в апреле этого года была 13,9 процента, что ниже базовой. У них нет необходимости рискованно кредитовать бизнес, нанимая новых рискменеджеров.
«В такой ситуации это никак не отразится на национальной валюте, ведь намного больше на нее повлияло другое решение Нацбанка по отмене обязательной конвертации валютной выручки со стороны компании квазигоссектора», — добавил экономист.
Напомним, что национальный банк Казахстана принял решение снизить базовую ставку до 16,5 процента годовых с коридором в +/– 1 процентный пункт.
В Нацбанке объяснили, почему решили снизить базовую ставку.
Нажмите сюда, чтобы подписаться и получать казахстанские новости в сервисе от Google.
Источник: tengrinews.kz