Астана не резиновая? Где и как ограничивают миграцию в города

В Астане намерены начать контролировать миграционный поток путем учета. Акимат Астаны сегодня готовит соответствующий документ. Корреспондент Tengrinews.kz обратилась к столичным урбанистам с вопросом: как работает процесс контроля миграции в других странах?

Несколько дней назад, 29 августа, заместитель премьер-министра — министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова, отвечая на вопросы журналистов в кулуарах правительства, высказалась о бесконтрольной миграции в столицу. А именно, как заявила министр, акимат Астаны сегодня готовит соответствующий документ, который позволит контролировать миграцию в столицу. Ограничения не будут касаться приезжающих на учебу и на работу — в том случае, когда вуз и работодатели будут обеспечивать их местами проживания. Также ограничений не будет для тех, кто приехал краткосрочно — отдохнуть или получить лечение.

Однако позже глава ведомства собрала пресс-конференцию, где выступила с еще одним заявлением. Дуйсенова уточнила: казахстанец, прибывший в Астану, должен быть зарегистрирован по месту проживания. Однако по самому прибытию никаких ограничений нет.

Мы обратились за комментарием по данному вопросу к столичным урбанистам. Исполнительный директор Казахстанской ассоциации урбанистов Q88 Мадияр Даурбаев подтвердил, что право на свободу передвижения и выбора места жительства закреплено в Конституции страны. И «права на свободное передвижение и выбор места жительства» не могут быть ограничены.

«Аналогичные нормы присутствуют и в таких документах, принятых ООН, как Всеобщая декларация прав человека (статья 13) и Международный пакт о гражданских и политических правах (статья 12). В пункте 3 статьи 12 вышеуказанного пакта подчеркивается, что права на свободное передвижение и выбор местожительства» не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других», — пояснил он.

Мы поинтересовались, как работает процесс контроля миграции в других странах и насколько удачный этот опыт.

Как пояснил Даурбаев, нормы, ограничивающие внутренние миграционные потоки граждан в определенные города, в основном применяются в странах, не имеющих продолжительной истории демократических традиций, таких как Мьянма, Китай, Северная Корея, Узбекистан.

Подобные ограничения характерны и для государств, находящихся в состоянии конфликта: Сирия, Израиль, Палестина.

«Из близких стран можно привести пример Узбекистана, где со времен СССР сохранился институт прописки и для получения права жить в Ташкенте и Ташкентской области необходимо иметь жилье в частной собственности либо прописаться у близких родственников, имеющих свое жилье. Несмотря на это, за постсоветский период население Ташкента выросло почти на один миллион жителей, в то же время закон о прописке поэтапно ослаблялся, и сейчас ведется работа по его отмене как противоречащего Конституции», — говорит Даурбаев.

При этом эксперт добавляет, что со времени переноса столицы население Астаны увеличилось более чем в четыре раза — из обычного областного центра с населением в 300 тысяч она превратилась в быстрорастущий мегаполис с населением более 1,3 миллиона человек, что произошло во многом за счет высоких потоков внутренней миграции.

Также, как отмечает Даурбаев, все эти годы столице приходится усиленными темпами трансформировать и строить инфраструктуру, которая изначально соответствовала параметрам не столицы, а простого города.

«Проблема миграции в столицу лежит в плоскости почти 30-летнего этапа усиленного строительства столицы, за счет чего долгие годы имелся существенный дисбаланс в развитии Астаны и регионов. По инерции это строительство и сейчас носит во многом экстенсивный характер, который провоцирует миграцию. В частности, принятый на рассмотрение генплан столицы предусматривает увеличение численности населения до более чем двух миллионов человек — то есть массовое строительство будет развиваться и дальше. В то же время никогда и нигде в мире инженерная и социальная инфраструктура не поспевает за таким обширным строительством, что мы и видим на примере Астаны», — добавил эксперт.

По мнению эксперта, ограничение регистрации граждан в столице не даст никакого эффекта, так как экономически все равно будет привлекательно жить и работать в Астане (как легальными, так и нелегальными путями) благодаря строительной программе.

Вследствие чего, как поясняет Даурбаев, уровень развития инженерной и социальной инфраструктуры при любом раскладе не будет поспевать за ростом населения.

«Выход из патовой ситуации может видеться в сворачивании строительной программы Астаны и в развитии регионов. В целом также необходимо более продуманно подходить к прогнозам увеличения населения города и исходя из этого планировать и строить инфраструктуру с запасом на перспективный рост», — резюмировал Мадияр Даурбаев.

Напомним, первый вице-министр труда и социальной защиты населения Акмади Сарбасов сообщил, что контролировать миграционный поток в Астану будут через учет.

Все новости с нашего сайта — в нашем новом Telegram-канале. Вы будете в курсе главных событий — подписывайтесь по ссылке!

Нажмите сюда, чтобы подписаться и получать казахстанские новости в сервисе от Google.

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru