«Чтобы весной асфальт не сошел вместе со снегом». Премьер Смаилов раскритиковал акиматы и дорожников
Премьер-министр Алихан Смаилов на заседании штаба по реализации предвыборной программы Президента раскритиковал акиматы и дорожников, передает Tengrinews.kz.
Как сообщает пресс-служба правительства, Алихан Смаилов обозначил задачи в сфере дорожного строительства. Он также подчеркнул, что до недавнего времени конкурсы по крупным автодорожным проектам, реализуемым за счет средств международных финансовых организаций, зачастую выигрывали подходящие по требованиям иностранные компании. Затем они передавали заказы на субподряд казахстанским фирмам.
Теперь в результате проведенной работы по изменению некоторых требований (снижение годового финансового оборота, добавление необходимости иметь свою спецтехнику в РК, недопустимость передачи свыше 50 процентов работ в субподряд и так далее) казахстанские компании самостоятельно либо объединяясь в консорциумы могут выигрывать такие конкурсы и значительно увеличивать свои доходы.
По мнению Алихана Смаилова, транспортная отрасль должна стать одним из локомотивов экономического развития страны. В текущем году реализован первый концессионный проект «Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога», обеспечивающий проезд порядка 50 тысячи автомобилей в сутки. Близятся к завершению автодорожные проекты: «Алматы – Караганда», «Талдыкорган – Усть-Каменогорск», «Мерке – Бурылбайтал», «Актобе – Кандыагаш» и «Атырау – Астрахань».
Глава правительства Казахстана указал, что зачастую качество дорог не выдерживает критики.
«Вы знаете, сколько идет жалоб от населения. Для простого человека нет разницы – дорога республиканская или местная. Ему нужны хорошие дороги возле дома, в городе, селе или между населенными пунктами. Это нужно всем нам, нашей экономике», – сказал Алихан Смаилов.
Он отметил, что строительный сезон уже идет к завершению, поэтому в сентябре следует значительно активизировать дорожно-строительные работы. Премьер-министр потребовал обеспечить надлежащее качество дорог, «чтобы весной асфальт не сошел вместе со снегом».
«Становится нормой, когда акиматы затягивают восстановление дорожного полотна после проведения инженерных коммуникаций. Ярким примером служит отсутствие дороги более 5 лет после прокладки коммуникаций в микрорайоне Карасу Алматы. Группа активистов направила иск в специализированный межрайонный административный суд. При этом технадзор и управление энергетики отчитались о качественном восстановлении дорожного полотна. Также на отсутствие дороги жалуются жители микрорайона Рахат в Алматы», – озвучил Алихан Смаилов.
Как отметил глава правительства, особого внимания требуют дороги, связывающие населенные пункты с «внешним миром», когда от ее состояния или наличия в целом зависит жизнь и здоровье людей.
По его словам, в ряде регионов также имеет место нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств, предназначенных для строительства дорог. Так, прокурор области Жетісу привел факты незаконного расходования денег, в результате чего были отменены процедуры по 35 конкурсам на общую сумму 3 миллиарда тенге.
Еще один важный вопрос, по данным правительства, передвижение тяжелых большегрузных машин по автомобильным дорогам.
«Нередки случаи, когда при ремонте и строительстве одной дороги самосвалы ломают другие пути, включая недавно отремонтированные. Например, на автодороге Нарманбет – Балхаш в Карагандинской области по недавно отремонтированной дороге стали возить руду с карьера Шубартау. Вес самосвала с рудой 60 тонн! В итоге весь новый асфальт испорчен. Таких примеров много, даже в городах», – подчеркнул Алихан Смаилов.
Премьер-министр подчеркнул, что необходимо комплексно подходить к решению проблем проектирования и строительства дорог, а также их содержания. Для этого по поручению Главы государства было специально воссоздано Министерство транспорта.
«Перед ведомством поставлены конкретные задачи по «перезагрузке» отрасли дорожного строительства. Надо усилить роль Национального центра качества дорожных активов по пресечению некачественно проводимых дорожно-строительных работ, внедрению новых технологий и материалов. Следует также ужесточить требования и принять новые нормативные документы», – сказал глава правительства.
Министр транспорта Марат Карабаев доложил, что Президентом поставлена задача до 2029 года качественно построить и реконструировать 8 тысяч километров дорог республиканской сети.
В ближайшие годы планируется поэтапная реализация приоритетных автодорожных проектов общей протяженностью 4,7 тысячи километров. Они направлены на модернизацию отрасли и укрепление транзитного потенциала республики на Транскаспийском международном транспортном маршруте.
Первоочередными на сегодняшний день являются три проекта на 2 тысячи километров, по которым имеется высокая проработка. Это трассы граница Российской Федерации – Мартук – Актобе – Улгайсын – Кызылорда, Жезказган – Караганда и Обход города Сарыагаш. На некоторых участках строительно-монтажные работы уже идут, по другим ожидается начало в 2024 и 2025 годах.
Продолжается развитие инфраструктуры придорожного сервиса. Сегодня вдоль трасс республиканского значения функционируют более 1,6 тысячи объектов сервиса, 78 процентов из них отвечают требованиям Национального стандарта. До конца года планируется запустить еще 78 новых объектов, а также 25 теплых санитарно-гигиенических установок. В целом к 2029 году будет обеспечено строительство свыше 300 новых объектов сервиса, соответствующих национальному стандарту.
Что касается местной сети дорог, то на сегодняшний день из 70 тысяч километров 85 процентов в нормативном состоянии. В текущем году акиматами ведутся работы на 4,2 тысячи километров. В целом до 2029 года запланирован ремонт 14 тысяч километров дорог областного и районного значения.
В рамках реформирования автодорожной отрасли внедряются механизмы ужесточения контроля за процессом строительства автодорог и совершенствуются нормативные документы.
На заседании с докладом также выступил председатель правления АО «НК «ҚазАвтоЖол» Мейрхат Касымбаев. О работе, проводимой в регионах, рассказали акимы Западно-Казахстанской области Нариман Турегалиев, Атырауской области – Серик Шапкенов и области Жетісу — Бейбит Исабаев.
Нажмите сюда, чтобы подписаться и получать казахстанские новости в сервисе от Google.
Источник: tengrinews.kz