Спасет ли повышение НДС бюджет Казахстана и что будет с ценами на товары
Казахстанские экономисты оценили предложение Министерства экономики о повышении налога на добавленную стоимость товаров и услуг на четыре процента, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Ранее министр национальной экономики Алибек Куантыров объяснил, зачем нужно повышение налога на добавленную стоимость товаров и услуг с 12 до 16 процентов. По его словам, это принесет в бюджет 2,5 триллиона тенге ежегодно, а кроме того, увеличит конкурентоспособность казахстанских производителей.
Независимый экономист Андрей Чеботарев отметил, что ежегодный приток в бюджет 2,5 триллиона тенге за счет роста налога на добавленную стоимость (НДС), как анонсировал министр, позволит экономить средства из Нацфонда и это правильная мера, хотя многие будут против такого повышения. По его словам, это неминуемо скажется на росте цен, но при этом налог нельзя назвать несправедливым.
«Это налог, который берется с потребителей в зависимости от объемов и стоимости потребления. То есть, чем больше ты потребляешь, тем больше будешь платить, меньше потребляешь — платишь меньше. В этом смысле это справедливо. Нельзя забывать и о понятии арбитража ставки НДС. Сейчас у нас с Россией достаточно большая разница по налогу на добавленную стоимость: у нас — 12 процентов, а в России — 18 процентов. После повышения до 16 процентов нашим экспортерам будет проще конкурировать с российскими производителями. Цены на товары, конечно, вырастут на размер поднятия налога, то есть на эти самые 4 процента, что скажется на инфляции. Однако инфляция в этом году снижается, и надо задуматься, что мы не можем продолжать жить, «занимая» у самих себя и своих детей», — отметил экономист.
Как отметил Чеботарев, сейчас действительно наблюдается серьезный дефицит бюджета страны, дефицит средств, получаемых с продажи нефти, из-за чего приходится направлять на его покрытие большие средства из Нацфонда. Фактически страна живет не по средствам, и рост налогов — одно из средств для решения этой проблемы. Эксперт отметил, что прогнозировал его еще два года назад.
«В дополнение к этому, скорее всего, рано или поздно у нас появится прогрессивная шкала подоходного налога, когда чем больше ты получаешь, тем выше будет процент налога. Скорее всего, ее примут в ближайшем обновлении Налогового кодекса или одном из грядущих. Повышение налогов — это непопулярная мера, но надо помнить, что у нас один из самых низких налогов среди постсоветских стран. Мы должны начать жить по средствам. Конечно, неплохо было бы начать с секвестирования трат нашего бюджета, но налоги повышать тоже надо», — добавил эксперт.
Директор консалтинговой компании Ulagat Consulting Group, экономист Марат Каирленов отметил, что, вероятно, вопрос об увеличении налога на товары вызван проблемой дефицита госбюджета. В этом году он вырос в 4,5 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В прошлые месяцы он был даже выше и на полугодие составлял 2,4 триллиона тенге. Правительство покрывает его за счет роста госдолга. Во Всемирном банке уже отметили, что наша страна приближается к ранее обозначавшимся ориентирам потолка по госдолгу.
«Есть основания полагать, что к концу года мы будем в бюджетном кризисе, когда дефицит бюджета превысит 3 процента от ВВП страны. При такой ситуации вряд ли в ближайшее время будет становиться легче. Расходы бюджета только растут, к примеру, 1/3 организаций здравоохранения имеют кредиторскую задолженность, что, видимо, потребует увеличения госфинансирования. Неудачи в сельском хозяйстве и кризисы энергетической инфраструктуры, недавний блэкаут в Астане наглядно напомнили про «заморозку» городов в ряде регионов страны прошлой зимой и также требуют дополнительных расходов», — отметил экономист.
При этом экономист добавил, что озвученная цифра в 2,5 триллиона поступлений в бюджет за счет роста налогов — это весьма приблизительная цифра. Несмотря на то что малый и средний бизнес демонстрирует в этом году значительный рост в количестве, почти на 27 процентов за 2022 год и схожие темпы роста в этом, есть основания полагать, что это вызвано отнюдь не ростом экономической активности, а как раз таки попыткой платить меньшие налоги путем дробления предприятий до ИП.
«Порог по НДС отпускают, и многие предприниматели не хотят превышать порог, и на повышение налогов они могут среагировать дальнейшим дроблением своих предприятий. Кроме того, интенсивное наращивание малого и среднего бизнеса отчасти связано с российским экспортом через нашу территорию, для чего создаются новые компании. Так что, возможно, оценка по средствам, которые принесет в бюджет поднятие налога, слишком оптимистична», — рассказал Каирленов.
Эксперт также не согласен с тем, что подъем НДС увеличит нагрузку в основном на импортные товары. По словам Каирленова, казахстанские товаропроизводители сильно зависимы от зарубежной составляющей и зачастую доля казахстанского содержания у наших предприятий невелика. Поэтому повышение НДС вызовет существенный рост себестоимости.
«За последние несколько лет налоговая нагрузка на предпринимателей увеличилась — оплата ОСМС, пенсионные выплаты, теперь еще и НДС повышается. Не сказать, что это хорошо сказывалось на отечественном производстве, тем более что на внутреннем рынке оно очень слабо защищено от зарубежного давления, того же российского бизнеса», — добавил экономист.
Примечание: Налог на добавленную стоимость, или НДС, — это налог, который взимается от добавленной стоимости товара, работы или услуги, которая создается в процессе производства товаров, работ и услуг. В бюджет этот налог поступает не с продажи товара, а из стоимости приобретенных сырья, работ и (или) услуг, необходимых для его производства. Бремя налога в итоге ложится не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг за счет добавления его в стоимость этих товаров.
Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере
Источник: tengrinews.kz