В Алматы судят экс-директора аэропорта. Раскрыты подробности дела
Стороны защиты и обвинения по делу о хищениях топлива в аэропорту Алматы высказались в ходе судебных прений, передает корреспондент Tengrinews.kz.
28 ноября судья Турксибского районного суда Алматы приняла неожиданное решение по главному судебному разбирательству в отношении бывшего президента международного аэропорта Алматы Айбола Бекмухамбетова и бывшего начальника отдела ГСМ аэропорта Куаныша Тумышева. Ожидалось, что она огласит приговор, однако, сославшись на «новые обстоятельства представленные защитой», она возобновила судебное расследование и попросила пригласить новых свидетелей по делу.
В чем суть дела
Прокурор, выступая на прениях в суде 27 ноября, практически полностью процитировал обвинительный акт транспортной прокуратуры. Согласно этому акту, в деле, помимо международного аэропорта Алматы и авикомпании «МАУ» (Международные авиалинии Украины), при заправке самолетов которой, по версии следствия, и производилось хищение топлива, фигурируют еще две компании, выступавшие посредниками при закупке горючего «МАУ» в аэропорту Алматы. Это Tarlan Aero, которая осуществляет деятельность по обслуживанию воздушных судов международных авиакомпаний и с которой у аэропорта Алматы был договор по наземному обслуживанию и заправке топливом воздушных судов-клиентов. Именно Tarlan Aero оплачивало счета за заправку в аэропорту.
Другая компания Aster Aviation Services, партнер Тarlan Aero, осуществляла деятельность по заправке воздушных судов авиатопливом с другим своим партнером – глобальным агентом по заправке воздушных судов по всему миру – компанией World FuelService (WFS). WFS напрямую работали с авикомпанией МАУ и с отсрочкой в один месяц выставляли им счета со своей комиссией на оплату за заправленное в аэропортах мира топливо. Затем WFS перечисляло эти средства после удержания комиссии Aster Aviation Services. В материалах дела говорится, что фактическим владельцем и учредителем и Tarlan Aero, и Aster Aviation Services являлось одно лицо: гражданин Казахстана Лукашкин А.В.
В обвинительном акте говорится, что в 2016 году президент аэропорта Алматы Айбол Бекмухамбетов разработал схему хищения топлива через Tarlan Aero. Он поручил своему подчиненному (и дальнему родственнику, как подчеркнула сторона обвинения) Тумышеву при заправке украинских бортов составлять два расходных ордера: один с указанием фактически заправленного топлива на бланке Tarlan Aero передавался экипажу самолета, и на его основании авиакомпания МАУ оплачивала счета компании WFS. Второй — на бланке аэропорта с указанием заниженного в среднем на 5 тонн объема топлива, который выставлялся аэропортом для оплаты в Tarlan Aero. Таким образом, авиакомпания МАУ через WFS в полном объеме перечисляла средства за фактически заправленный объем топлива, а Tarlan Aero оплачивало аэропорту уже за заниженный объем.
«В свою очередь, Лукашкин, выполняя свою преступную роль в хищении авиатоплива аэропорта Алматы, как учредитель Aster Aviation Services получал в виде прибыли денежные средства за разницу в количестве заправленного топлива в воздушные суда МАУ, которые в последствии Бекмухамбетов, Лукашкин и Тумашев делили между собой», — говорится в обвинительном акте, который процитировал на прениях прокурор.
Хищения производились в период с 2016 по 2018 год. Следствие предполагает, что за похищенное топливо было извлечено 1 миллион 250 тысяч долларов, из которых 337 тысяч Лукашкин оставил себе, а 913 частями передал бывшему президенту аэропорта Бекмухамбетову через его советника и водителя.
По версии обвинения, недостающее похищенное топливо списывалось как якобы израсходованное на двигатели для ветровых машин, которые якобы продували взлетную полосу и стоянку самолетов. Всего, по версии следствия, таким образом было похищено 1415 тонн топлива.
Позиция обвинения
В ходе судебных прений сотрудник транспортной прокуратуры, представлявший строну обвинения, в качестве аргументов зачитал перечень доказательств, указанных в обвинительном акте. В первую очередь это:
- признательные показания обвиняемого Бекмухамбетова о том, что схему придумал руководитель Тarlan Aero Лукашкин;
- показания самого Лукашкина, который подтвердил факт хищения и заявил, что участвовал в нем под угрозой расторжения договора с аэропортом;
- показания водителя и советника Бекмухамбетова, которые подтвердили, что передавали ему деньги;
- показания назначенного в 2018 году директором аэропорта Ержанова, который утверждал, что по итогам аудиторской проверки выявил факт хищения.
Также прокурор огласил большой список сотрудников аэропорта, выступавших в качестве свидетелей по делу: водителей топлезаправщиков и начальников смен (им, по версии обвинения, было дано указание заливать в баки на 5 тонн больше топлива, чем указано в расходных ордерах аэропорта), сотрудников склада ГСМ (по беспрепятственной выдаче топлива топлезаправщикам), водителей и сотрудников службы ветровых автомобилей (об указании расписываться за якобы полученное топливо на продувку взлетной полосы).
В качестве вещественных доказательств прокурор перечислил отчеты по заказам, реестры требований и расходные ордера аэропорта Алматы за заправку самолетов «МАУ» с января 2016-го по декабрь 2018 года, акты сверки взаиморасчетов между аэропортом и Tarlan Aero, копии расходных ордеров Tarlan Aero на заправку украинских бортов, заверенные печатью этой копании.
С украинской стороны — письменные ответы МАУ следственным органам Украины о том, что они направили информацию о заправке своих бортов новому директору аэропорта Ержанову, а также распечатка сведений о датах и количестве заправленного топлива в аэропорту Алматы с 2016-го по 2018 год. В качестве доказательств прокурор также перечислил множество договоров между компаниями, служебные записки сотрудников склада ГСМ об излишках топлива, бухгалтерские данные по собственному топливу аэропорта.
Сторона обвинения также сослалась на проведенную в ходе следствия по делу в феврале 2019 года экспертизу финансово-хозяйственной деятельности аэропорта, которая выявила разницу по количеству заправленного топлива, по данным расходных ордеров самого аэропорта, выставленных в адрес авиакомпании «МАУ», и копий расходных ордеров Tarlan Aero, выставленных в адрес «МАУ». Разница составила 1415 тонн.
Позиция защиты
В ходе прений адвокат подсудимого Бекмухамбетова Инесса Киселева указала, что в 2018 году у аэропорта Алматы имелись претензии к Tarlan Aero по задолженности на сумму 337 тысяч долларов, которую эта компания признала, однако выплатила лишь часть из этой суммы. Защита отмечает, что факт передачи денежных средств Бекмухамбетову материалами дела не установлен, поскольку основан на предположении, показаниях Лукашкина, который, предположительно, указывает сумму, якобы переданную им президенту аэропорта.
«В этом же протоколе и суде Лукашкин не может указать, где, когда, в какой сумме, кем Бекмухамбетову передавались денежные средства. Источник происхождения денег у Лукашкина следственный орган не проверил, более того, Лукашкин выведен из орбиты подозрения по статье 65 УК в связи с деятельным раскаянием, хотя является основным фигурантом и выгодополучателем по всей цепочке контракта обеспечения авиатопливом», — заявила адвокат.
Как считает защита, между Tarlan Aero и аэропортом имелся гражданский спор и дело должно было быть рассмотрено в рамках гражданского судопроизводства, без уголовной ответственности.
Дело было открыто на основании заявлений ставшего после увольнения Бекмухамбетова президентом аэропорта Ержанова. При этом, если в первом заявлении линейному отделу полиции аэропорта Ержанов заявил о возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников Tarlan Aero по факту хищения, то во втором заявлении в ДКНБ Алматы он указал, что хищение было произведено преступной группой под руководством предшествующей администрации аэропорта.
«Между тем, как видно из материалов дела, после увольнения Бекмухамбетова и Тумышева за период с 10 июня 2018-го по 7 февраля 2019-го в аэропорту образовалась недостача авиатоплива в размене 617 тонн, а это порядка 12 вагонов. Данный факт позволяет вести речь о том, что президент АО «Международный аэропорт Алматы» Ержанов, умышленно обратился в правоохранительные органы, чтобы переложить ответственность за недостачу, образовавшуюся в период его руководства», — отметила адвокат Бекмухамбетова.
Защита также указывает, что следствие не имело оригиналов расходных ордеров по топливу, на сверке данных из которых и основывается обвинение в хищении. Так, в феврале 2019 года ДКНБ направило в компетентные органы Украины просьбу произвести на территории Украины выемку в «МАУ» оригиналов расходных ордеров (требований) Tarlan Aero и иной документации, касающейся заправки воздушных судов.
«Полагая, что без документов «МАУ» закончить расследование по делу и передать его в суд невозможно, на протяжении четырех лет орган расследования направлял в Украину напоминания о необходимости исполнить поручение о правовой помощи, постоянно прерывая срок досудебного расследования. Вышеуказанное постановление о производстве выемки документов в «МАУ» так и осталось неисполненным«, — отметила адвокат.
В «МАУ» ответили, что оплату за топливо производили компании World Fuel Servises. При этом, согласно правилам документооборота авикомпании, срок хранения копий расходных ордеров на заправку судна составляет три месяца с момента их составления. Соответственно, этих ордеров сейчас нет и, как считает защита, достоверно рассчитывать сумму, которую «МАУ» выплатило WFS за заправку в аэропорту Алматы, нельзя.
У защиты также возникли вопросы к заключению экспертизы.
«Несмотря на расхождения в исследовательской и резолютивной частях, эксперты приходят к категоричному, но необоснованному выводу, что разница заправленного авиатоплива аэропорта в воздушные суда ЧАО «МАУ» за период с 1 января 2016 года по 7 февраля 2019-го составила 1415 тонн. При этом их не смущает, что часть оригиналов документов ими не исследовалась, часть вообще не поступила на исследование, недостачи авиатоплива по бухгалтерским данным и фактическим остаткам ГСМ по состоянию на 1 декабря 2018 не выявлено», — добавила юрист.
Судебное следствие по делу продолжается.
Напомним, что судебное разбирательство началось в сентябре 2023 года, хотя, согласно материалам дела, по версии следствия, хищения производились в период с 2016 по 2018 год.
Самого Бекмухамбетова задержали в 2019 году, но позже отпустили под залог.
Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере
Источник: tengrinews.kz