Капитан судна «Сункар» КМТФ: «Помогая, мы дарим надежду!»
ТОО «НМСК «КазМорТрансФлот» – национальный морской перевозчик Казахстана, от работы которой зависит многое, в частности та часть экономики страны, что касается торгового мореплавания. Эта дочерняя компания АО НК «КазМунайГаз» – надежный поставщик услуг казахстанским и зарубежным партнерам, а все благодаря крупнейшему, самому современному в стране флоту. В него входят буксирные суда, самые современные танкеры, а также суда для перевозки крупногабаритных грузов и баржи различного назначения. Но у каждого из этих суден, а также членов экипажей есть и другие цели, помимо морской транспортировки. Когда дело касается спасения человеческих жизней, в приоритете всегда человек за бортом.
В июле этого года вся страна с волнением наблюдала за тем, как в Мангистау спасали трех девушек, унесенных ветром в открытое море на надувном матрасе. Отдыхающие пропали 24 июля в Каспийском море в 50 километрах от Актау, и на следующий день к поискам подключились силы ДЧС, погранслужбы КНБ и департамента полиции, а также вертолет «Казавиаспаса». Девушек удалось найти рано утром 25 июля около 6:00: их обнаружил экипаж судна «Сункар» на расстоянии 22 километров от берега живыми и здоровыми.
Капитаном «Сункар» с 2020 года служит Иван Никитин. Именно он отдавал команды по судну, благодаря которым все три девушки оказались дома и не пострадали. Иван стал капитаном еще в 2013 году, с момента окончания мореходного училища, начиная с практики, моряк работал на всевозможных типах судов, увеличивая свой опыт и поднимаясь по карьерной лестнице от малого к большему. По его словам, служба на контейнеровозе «Сункар» в компании КМТФ предлагает динамичную и разнообразную работу, которая никогда не становится скучной или предсказуемой. Будучи капитаном, Никитин не раз сталкивался с различными вызовами и ситуациями, которые требуют принятия оперативных решений. Работа на судне также предоставляет возможность обучаться и развиваться в различных аспектах морской индустрии, включая навигацию, обслуживание и безопасность. При этом спасение девушек в июле 2023 года – не единственное в жизни капитана «Сункара».
Иван Никитин
«Случай был в апреле 2020 года. При заходе судна в порт Курык я обнаружил человека в воде под изголовьем причальной стенки причала №4. Я незамедлительно проинформировал диспетчера порта о пострадавшем, приготовлении соответствующих спасательных мер и приготовлении медицинской помощи для пострадавшего, также немедленно оповестил экипаж судна о готовности к действию по спасению человека. Отдал команду старшему помощнику задержать позицию судна и погасить инерцию движения в сторону причала. Дежурная шлюпка «Сункара» была готова к спуску на воду для спасения обнаруженного человека, но из-за срочности в спасении не использовалась – оказалось, что из-за нахождения в холодной воде человек был малоподвижен. Тогда я отдал команду дежурному буксиру «Женис» выдвинуться в район пострадавшего и координировал его работой. С этого момента «Сункар» удерживал позицию на акватории порта Курык, во время чего содействовал, рекомендовал и координировал действия по спасению пострадавшего. В итоге человека благополучно достали из воды», — рассказывает Никитин.
В обязанности капитана танкера входит множество различных обязанностей. Так, капитан возглавляет экипаж судна и руководит им на основе неразделимой власти, подчиняясь непосредственно судовладельцу. Он должен обеспечивать не только надлежащее управление судном и руководство судовождением, безопасность плавания, поддержание порядка на судне, охрану окружающей среды, предотвращение причинения всякого рода вреда судну, включая защиту людей на борту, выполнение производственных задач, но и соблюдение на судне законов Республики Казахстан, международных и национальных правил, других нормативных и правовых актов законодательства о водном транспорте. Кроме того, первый человек на судне обеспечивает организацию и контроль подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, а также к действиям по спасению людей. Когда речь идет о таком крупном судне, как «Сункар», эта задача становится еще сложнее.
Старший механик «Сункара» Антон Пензяткин отмечает, что по всем техническим, маневренным характеристикам, а также условиям проживания экипажа это судно очень нравится всему экипажу.
Антон Пензяткин
«Длина судна «Сункар» составляет 113 метров, ширина – 21 метр, высота от киля до верха мачты – 26,4 метра. При этом наше водоизмещение судна – 8031,1 тонны, а максимальное количество груза, которое мы можем взять на борт, – 5 200 тонн. «Сункар» может перевозить самые разные грузы: контейнеры, автомашины и фуры, габаритные грузы и модули, металлопродукции в виде рельсов и листов. В добавок к этому судно может еще транспортировать различные виды лесоматериалов: доски, брусы, фанера, пиломатериалы и так далее. «Сункар» транспортирует грузы из Казахстана в порты Азербайджана и Ирана. Мы посещали порты Алят в Азербайджане, а также Астара, Каспиан, Анзали, Амирабад в Иране. Обычно рейсы в одну сторону, из одного порта в другой занимают в районе 36 часов до Азербайджана и 48 часов в порты Ирана. Мы заходим в док один раз в 2,5 года, где ориентировочно 15-20 дней производятся ремонтные работы. А в остальное время судно постоянно в рейсах, несмотря на никакие сезоны и погоды», — рассказывает моряк.
Пензяткин работает в должности старшего механика на «Сункаре» уже семь лет – начинал с электромеханика и доработал до старшего механика в КМТФ.
«В «Казмортрансфлоте» я работаю уже 16 лет и очень горжусь этим, потому что получил огромный опыт и состоялся как профессионал. Основные обязанности старшего механика состоят в том, чтобы обеспечить правильную эксплуатацию технических средств и их безаварийную эксплуатацию», — делится Антон.
Моряк рассказывает, что ему, как и Ивану Никитину, тоже уже приходилось ранее спасать людей в море, это было в Средиземном море. Во время спасения девушек из вод Каспийского моря мужчина находился в ЦПУ и поддерживал бесперебойную работу всех узлов и механизмов.
«Это был обычный рабочий день. Мы получили сообщение о пропавших людях в море и координаты происшествия. После получения команды о спасательной операции от судовладельца отправились на поиски людей в указанный район. Вся операция по спасению прошла спокойно, так как мы регулярно проводим тревоги по спасению человека за бортом и экипаж был готов к подобным операциям», — признается старший механик.
У каждого рейса есть четко запланированная длительность – груз, который 25 июля экипаж «Сункара» перемещал в международный порт Актау, был очень ценен. Но человеческие жизни, конечно же, оказались важнее, чем несколько часов задержки.
«Не смотря на надвигающийся шторм и имеющиеся риски посадки на мель, руководитель службы безопасности мореплавания и Назначенное Лицо Компании Манов Мансур Маратович созвал оперативный штаб КМТФ, координировал с берега этот процесс и принял решение отправить судно «Сункар» на спасательную операцию. Судя по погоде, дистанции от места спасения и сроках нахождения девушек в открытом море, реагировать нужно было мгновенно. Скажем так, были установлены приоритеты и от нас зависели их жизни. С момента, когда наше судно вошло в зону спасения, до непосредственного спасения девушек прошло четыре часа. Применив свои навыки, особенности плавания и условия штормовой погоды, мы смогли произвести благополучное спасение пострадавших девушек. По факту операции по спасению экипаж «Сункар» действовал один, руководствуясь лишь одним извещением о пропаже девушек. Взаимодействие с ДЧС было по приходе судна в порт Актау», — вспоминает Иван Никитин.
По словам капитана, с момента, когда по судну прозвучала тревога «человек за бортом», экипаж судна начал действовать согласно штатному расписанию при данной ситуации. Когда же девушек в воде заметили, морякам «Сункара» пришлось буквально изобрести новый способ поднять людей из бьющих о борт волн. Теперь его называют «метод Никитина».
«У экипажа, как и у меня, адреналин зашкаливал, все было заметно в действиях экипажа. В процессе непосредственного спасения в штормовых условиях, взяв ответственность за действия, мне пришлось изменить способ извлечения людей из воды, дабы не привести к порче судовое аварийно-спасательное оборудование и гибели своего экипажа. Все сработало, все были благополучно спасены, и теперь этот метод может смело применяться на практике для спасения людей», — отмечает капитан.
Моряки вспоминают: первое, что было заметно в глазах спасенных девушек, — это страх. Они были сильно обезвожены, обгорели на солнце – сильный загар и озноб бросались в глаза. Экипаж судна обеспечил их первой медицинской помощью, питьем, едой и сухой одеждой.
«Чтобы отвлечь и вывести их из шокового состояния, мы разговаривали с ними на разные темы, где-то даже шутили. Связи с родственниками у нас не было, для того чтобы девушки могли сами сообщить своим родителям, что они спасены, живы и в полном здравии. Сообщения о спасении производились через диспетчера КМТФ, который передавал всю информацию в соответствующие органы и родственникам в том числе», — добавляет Никитин.
Для Ивана Никитина и остальных членов экипажа описанный выше случай – это в том числе и очередной жизненно-профессиональный опыт в операции по спасению людей. Конечно, все ее участники испытали множество эмоций, гораздо больших, чем просто удовлетворенность от хорошо сделанной работы.
«Удовлетворенностью это не назовешь, мы исполнили свой долг! Скажу одно: добрые дела не должны оставаться незамеченными, они, как маяки, светят тем, кто ждет помощи. Оказывая помощь, мы дарим уверенность, радость и надежду людям. Надеюсь, наши дела вернутся нам сторицей», — заключает Иван Никитин.
Фото: Турар Казангапов, Евгений Волков
Текст: Юлия Золкина
Источник: tengrinews.kz