Расследование авиакатастрофы Bek Air: Казахстан обратился за помощью в Африку
Досудебное расследование по факту крушения самолета Fokker 100 авиакомпании Bek Air еще не завершено. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz сообщили в Министерстве внутренних дел.
На сегодняшний день расследование авиакатастрофы ведет департамент на транспорте МВД.
«В настоящее время ожидаются ответы на международные поручения об оказании правовой помощи иностранными государствами в странах Африки: Сомали, Джибути, Эфиопия и Конго. Содействие международных организаций оказывается в рамках запросов правовой помощи», — сообщили представители министерства в ответ на официальный запрос Tengrinews.kz.
Почему Казахстан попросил помощи в расследовании именно у африканских стран, в министерстве не уточнили. Самолеты Fokker 100 производились одноименной нидерландской авиастроительной компанией. А перед тем как перейти в распоряжение Bek Air, эти самолеты были в эксплуатации у португальской авиакомпании. Редакция обратилась в госорганы за разъяснением по этому поводу.
Авиакатастрофа с самолетом Bek Air произошла 27 декабря 2019 года. Изначально власти заявляли, что расследование может занять больше года, однако спустя четыре года оно до сих пор не завершено. За это время в мире началась и завершилась пандемия коронавируса, в Казахстане прошли парламентские и президентские выборы.
Длительный срок расследования, как отметили в МВД, обусловлен «спецификой и сложностью расследования, а именно ожиданием ответов на международные поручения об оказании правовой помощи и назначением по делу судебных экспертиз». Проще говоря, Казахстан ждет ответа от африканских стран, без помощи которых завершить расследование не представляется возможным.
«Процессуальное решение по делу планируется принять по согласованию с надзирающим прокурором в рамках трехзвенной модели расследования, по результатам исполнения международных поручений и судебных экспертиз», — добавили в министерстве.
Там напомнили, что причиной авиакатастрофы специальная комиссия назвала несимметричную потерю несущих свойств крыла на этапе выполнения взлета, в результате, наиболее вероятно, влияния наземного обледенения.
«Досудебным расследованием проводится полный комплекс следственных действий по установлению всех причин авиационного происшествия. По результатам расследования будет принято процессуальное решение в соответствии с законодательством Республики Казахстан», — добавили в ведомстве.
Другие данные досудебного расследования не подлежат разглашению в соответствии со статьей 201 Уголовно-процессуального кодекса.
Напомним, в феврале прошлого года, будучи министром индустрии и инфраструктурного развития, Каирбек Ускенбаев сообщил о завершении расследования дела о крушении самолета Bek Air под Алматы. По всей видимости, Ускенбаев говорил об установлении причины авиакатастрофы. Однако, как известно, виновные лица до сих пор не установлены.
В феврале этого года генпрокурор Берик Асылов сообщил, что в отношении сотрудников Комитета гражданской авиации завели уголовное дело из-за выдачи сертификата летной годности аэродрома в Алматы. Дело по пункту 1 части 4 статьи 370 Уголовного кодекса «Бездействие по службе» расследует столичный департамент по противодействию коррупции. Сотрудники КГА в 2018 году якобы незаконно выдали сертификат летной годности аэродрома Алматы, что повлекло крушение самолета Fokker 100.
Крушение самолета Bek Air под Алматы
Авиакатастрофа с самолетом Bek Air произошла 27 декабря 2019 года. Лайнер вылетел из Алматы в Астану (тогда еще Нур-Султан), но почти сразу потерял высоту. Затем он снес забор и столкнулся с двухэтажным коттеджем недалеко от аэропорта. На борту находились 93 пассажира и пять членов экипажа. В результате крушения погибли 12 человек.
Реконструкция крушения показала, что самолет уже оторвался от земли, но внезапно создался крен. Пилот решил посадить самолет, но не смог выпустить шасси. В момент столкновения со зданием скорость самолета составляла 70 узлов — примерно 126 километров в час.
В мае 2021 года ряд местных чиновников Талгарского района и риелтор были признаны виновными в продаже земли в поселке Гульдала, в районе, где в 2019 году потерпел крушение самолет Bek Air. Их приговорили к различным срокам наказания. В июне 2022 года несколько бывших чиновников акимата Талгарского района осудили за незаконное отчуждение и последующую продажу земель вблизи аэропорта Алматы в период с 2017 по 2019 год.
Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере
Источник: tengrinews.kz