KPI: Первенец нефтехимии независимого Казахстана

Год назад в Казахстане Президентом Касым-Жомартом Токаевым был запущен уникальный проект – первый интегрированный газохимический комплекс по производству полипропилена ТОО Kazakhstan Petrochemical Industries. Задачей KPI, с одной стороныбыло покрытие внутренней потребности Казахстана в универсальном пластике. С другой, глубокая переработка сырья (а пропан, из которого производят полипропилен, – побочный продукт при добыче нефти) – это не только уникальное, но и перспективное направлениедля Казахстана, которое имеет все шансы стать новым толчком в социально-экономическом развитии страны. Аналогичные комплексы на данный момент построены лишь в пяти странах мира – это Саудовская Аравия, США, Бельгия, Южная Корея и КНР.

Сегодня KPI – крупное предприятие, над цехами, реакторами и офисами которого круглые сутки горит специальный факел. Факел должен гореть всегда – это одно из условий безопасной эксплуатации завода. Все это время на него подается природный газ – чтобы во время аварийной ситуации можно было без проблем сбросить на него углеводороды и сжечь их без вреда для людей и природы.

Завод был передан в доверительное управление АО НК «КазМунайГаз» еще летом 2018 года, на этапе строительства. Зато сегодня предприятие мощностью производства 500 000тонн полипропилена в год выпускает три вида пластика: PP H270 FF/7, РР Н350 FF/7 и PP H031 BF/7. Все они дают МСБ страны возможность производить изделия дальнейшего передела в таких отраслях, как строительство, медицина, автомобилестроение, пищевая промышленность, текстильная промышленность и многих, многих других.

Завод KPI находится в 40 километрах езды от центра Атырау – несмотря на то, что производство абсолютно чистое и не предполагает вредных выбросов, вредящих окружающей среде. Одна из причин такой планировки – большие планы. В ближайшие годы предполагается создание рядом с заводом других химических производств (например – производства синтетического каучука из бутадиена), а KPI останется первым этапом реализации огромного газохимического комплекса.

Айдар Жангабылов, ведущий инженер в службе главного технолога, работает на проекте KPI с 2020 года. Начинал он карьеру на производстве в Павлодаре, после 5 лет обучался вАбердине, нефтяной столице Европы. На завод он пришел в самый пик строительно-монтажных работ – на месте предприятия еще не возвели никаких установок или металлоконструкций, не говоря уже про реакторы и другое высокотехнологичное оборудование, которое можно увидеть сейчас. В степи был только фундамент.

«Необходимость строить завод KPI заключалась в потребности развивать нашугазовую отрасль. Дело в том, что вместе с нефтью, которую добывают на месторождении Тенгиз, выходит очень много попутного газа, и раньше его никак не использовали. Сегодня на специальных установках недалеко от месторождения его разделяют на различные компоненты, и пропан – один из них. В год к нам приходит 629000 тонн – это сырье для производства тех самых 500 000 тонн полипропилена. До открытия нашего производства весь этот объем никак не использовали, просто утилизировали, сжигая на факелах», — объясняет специалист.

С момента официального запуска комплекс уже произвел 186 000 тонн полипропилена. Четыре производственные линии позволяют получать полторы тысячи тонн продукции в сутки. Похожие заводы работают в Павлодаре и Шымкенте, но их мощность значительно ниже. Казахстанский полипропилен экспортируется в Китай, Россию, Турцию и страныЕвропы – у завода более 50 клиентов за рубежом, и только 20 процентов продукции идутна внутренние нужды, этого достаточно. Остальные 25-килограммовые мешки с гранулами отправляются на экспорт, ведь полипропилен универсален – из него делают практически все товары, которые мы используем в жизни. Это незаменимое сырье в производстве строительных, машиностроительных, медицинских, электротехнических и упаковочных материалов, волокон, труб, оргтехники, садовой, офисной мебели, а также в текстильной и пищевой промышленности.

«Производство состоит из пяти этапов. Сжиженный пропан привозят цистернами по 30 тонн железной дорогой – более 10 000 вагонов-цистерн в год. Из них он перекачивается в буллиты – четыре огромные емкости по 2 500 кубических метра или 3 600 тонн. Помню, как их везли морем из Южной Кореи – 4 месяца пути по югу Китая, через Индийский океан, Суэцкий канал и Средиземное, Черное моря, Волго-Донской канал, потом по Каспию и реке Урал – мы ждали их, как дети ждут подарков на Новый год. Затем производятся дегидрирование и полимеризация», — рассказывает Айдар.

На KPI впервые в Казахстане применяются инновационные технологии производства полимеров. Состав комплекса – это установка дегидрирования пропана Catofin и установка NOVOLEN от американского разработчика Lummus Technology. Их стоимость составила около 15 миллионов тенге, но именно благодаря передовым технологиям производство полностью соответствует всем современным экологическим требованиям. Кроме того, они дают высокую конверсию и селективность. Перспективы у KPI отличные – расширение мощности с 500 000 тонн до 600-700 000 тонн в ближайшие годы.

Сегодня в штате KPI работает 628 сотрудников, все с высшим образованием, более 70 процентов – молодежь. Многие учились за рубежом – в российском Тобольске и Омске, в Узбекистане и Колумбии. Словом, всюду, где полипропилен выпускают по тем же технологиям. В университетах Казахстана такому пока не учат – на предприятие в основном приходят люди с дипломом по специальности «Химические технологии органических веществ» – и практически сразу начинают хорошо зарабатывать. Средняя зарплата на KPI составляет весьма конкурентоспособные 400-450 000 тенге.

Среди эксплуатационного персонала на установках сменами работают в основном мужчины – на производстве женщин нет, слишком много физических нагрузок. А вот в сервисных службах, управлении, в лаборатории, среди инженерно-технического персонала женщин много. Некоторые, как наша собеседница Азиза Сапарова, устроились сюда еще на этапе проектирования предприятия. Сегодня Азиза – старший инженер службы управления производством. Пришла в эту компанию она в 2013 году сразу после университета – это ее первое и на данный момент единственное место работы. В 2017 году девушка уже уходила в декрет, вернулась, еще немного выросла в должности – и этой зимой собирается снова взять декретный отпуск, чтобы вернуться опять. KPI для нее словно третий ребенок, идею и образ которого она выносила и воплотила в жизнь вместе с коллегами.

«Я пришла на KPI на стажировку, в рамках которой также обучалась в румынском городе Констанца. Когда я вернулась на завод, меня сразу приняли на работу. Вообще, она нашла меня случайно – я собиралась стажироваться в крупной зарубежнойкомпании, но когда к нам на кафедру пришли специалисты KPI и спросили, есть лиотличившиеся химики-технологи, им предложили меня. Будущие коллеги рассказали мнео проекте первого в своем роде завода на территории Атырауской области, и я поняла, что такого опыта не получу больше нигде. В итоге я в один день и защитила диплом, и прошла итоговый этап собеседования в KPI», — вспоминает Азиза.

Несмотря на стабильность в карьере, рабочая жизнь Сапаровой удивительно разнообразна – ведь проект KPI менялся в зависимости от стадии, в нем было много креатива. Сегодня работа Азизы заключается в обеспечении производства внешними ресурсами.

«От нашей службы зависит, насколько ритмично будет работать производство. Важно, чтобы им всего хватало, чтобы не было простоев, чтобы сырье было качественным. Конкретно я курирую поставку энергоресурсов – природного газа, азота, сжатого воздуха. Моя позиция позволяет видеть рост и расширение наших производств, ведь они требуют все больше и больше поставок – нормы меняются вместе с тем, как мы приближаемся к производственной мощности», — отмечает девушка.

Период пусконаладочных работ на KPI длится уже год, и для производства такого масштаба это норма. Вскоре они закончатся – Азиза рассчитывает застать этот момент и отправиться в декрет с чувством завершенности. Ощущает она и уверенность в завтрашнем дне – в том числе и потому, что в 2022 году ее семья переехала в новую 3-комнатную квартиру в элитном жилом комплексе. Ее инженеру выделили на заводе в беспроцентную рассрочку, и почти все соседи Сапаровых – сотрудники KPI.

«Наше руководство внимательно рассматривало заявки сотрудников на получение квартиры – кому они действительно нужны. Мне в связи с появлением первого ребенка как раз требовалось расширение площади, и его предоставили на родном заводе. Причем выдали квартиру сразу в чистовой отделке – заезжай и живи», — делится Азиза Сапарова.

И после 11 лет работы на KPI Азиза видит пространство для карьерного роста – возможно, потому, что знает и любит завод буквально с первых дней.

«Когда я приехала сюда впервые, на этом месте был оборудован вагончик-времянка и стояла электроподстанция. Когда я вышла из декрета, основной каркас производства был уже собран. Помню, какое незабываемое впечатление на меня произвел этот вид. Надо отдать должное моим коллегам, которые своими руками спроектировали и построили целый завод. Я испытываю к ним огромное уважение – в том числе и потому, что аналогов этому проекту в нашей стране нет. Это первый комплекс в области полимерной индустрии, спроектированный и построенный с нуля. Я горжусь тем, что работаю в KPI. Когда-то я устроилась сюда птенцом, обычной студенткой с распахнутыми от восторга глазами. Надеюсь, вскоре все компании в области газохимиибудут равняться на нас!», — заключает старший инженер службы управления производством KPI.

Материал подготовлен совместно с АО НК «КазМунайГаз»

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru