Поездки за границу, дорогие подарки. Как врачей заставляют врать казахстанцам о лекарствах
Мир аптечного бизнеса суров: бешеная конкуренция, в условиях которой производители нередко прибегают к крайним мерам для развития своего бизнеса — занимаются «подкупом» врачей. Поездки за границу, дорогие подарки, ужин в ресторанах — на что готовы раскошелиться фармкомпании для продвижения своего бизнеса? Почему больным «помогают» препараты «только определенного» производства, разбирался корреспондент Tengrinews.kz.
Что такое этичное продвижение лекарств?
В 2019 году Министерство здравоохранения приняло приказ с правилами по этическому продвижению лекарств. Он предусматривает запрет на контакты медицинских представителей с медицинскими и фармацевтическими работниками в их рабочее время и на рабочем месте с целью продвижения. Тогда в Ассоциации международных фармпроизводителей посчитали, что данная мера не позволит доносить до врачей нужную информацию о лекарствах.
Не подмажешь — не поедешь. Каким образом производители пытаются обойти запрет 2019 года?
Провизор Фатима рассказала о сути запрета и как медпредставители так или иначе пытаются окольными путями обойти его.
«Медицинским представителям запретили лоббировать свои препараты врачам, потому что они могут предлагать врачам поездки за границу, дорогие подарки. А взамен врачи выписывают в рецептах определенные лекарства пациентам. Таким образом, в 2019 году было принято решение о запрете медицинским представителям давать поощрительные бонусы врачам, а последним запретили выписывать конкретные препараты», — объяснила Фатима.
Фото: depositphotos.com
Аспирин бывает разный?
По ее словам, есть понятие «международное непатентованное название». Например, «ацетилсалициловая кислота», которую в народе называют аспирином.
«Этих аспиринов огромное количество. У каждого из них есть свой производитель. Один из них в целях повышения количества продаж приходит к врачу и говорит: «Если вы за месяц назначите такое-то количество аспирина, то мы вам обеспечим поездку за границу» или «достойный подарок».
Например, приходит человек в аптеку и просит дать ему аспирин, фармацевт не спрашивает, зачем ему аспирин. Он продает покупателю тот аспирин, который его попросил продать медпредставитель. Особенно в крупных городах такое часто происходит. Там, где большие обороты, где люди приходят без рецепта и не спрашивают, почему им дали определенного производителя. Более продвинутые покупатели просят дать препарат конкретного производителя.
У нас же очень доверяют аптекам и врачам. Доктор еще может сказать пациенту: «Не берите другой препарат, вам поможет только этот». То есть между представителями производителей и врачами есть договоренность. Я считаю, что это лоббирование», — говорит Фатима.
Вопреки приказу 2019 года представители производств идут обходными путями.
«Хотя есть и порядочные доктора, которые просто выписывают международные непатентованные названия. В таких случаях пациент приходит в аптеку, фармацевт может выложить ему всех производителей лекарства, которые у него есть, и там пациент выбирает, что ему удобно. По сути, фармацевт обязан показать, сколько разных производителей у него есть. Таким образом каждый человек находится в равных условиях с другими».
А возмущения о том, что запрет 2019 года ограничивает в распространении нужной информации для врачей, не обоснованы, считает Фатима.
«Для этого существуют научные конференции. Производители сами же разбаловали докторов и провизоров в аптеках. И это неправда, что они не могут донести информацию, потому что, помимо всего, они проводят огромное количество времени на всяких встречах. Медпредставители приглашают врачей в кафе и рестораны и проводят семинары. Врачи же просто идут покушать, и все — препарат им неинтересен. К тому же сейчас есть социальные сети, медпредставители просто по чатам рассылают информацию и назначают встречу», — говорит провизор.
Фото: depositphotos.com
Казахстанские препараты неэффективны?
Фатима утверждает, что отечественные производители заинтересованы в том, чтобы в аптеках брали их препараты.
«Тем не менее они несильно страдают сейчас, потому что по договоренности с государством они имеют возможность реализовать свои планы через больницы. В поддержку нашего производителя в больницах мы видим лекарства только отечественного производства. И неважно, что эти препараты могут не помочь. Это лично мое мнение: я работала в стационаре и знаю, какие препараты действительно нужные. И они не закупаются», — рассказывает провизор.
Что говорит Минздрав
В Министерстве здравоохранения утверждают, что финансовое вознаграждение или любые другие стимулы материального или нематериального характера врачей в подобных случаях — прямое нарушение этики. В ведомстве отметили, что, согласно кодексу «О здоровье народа и системе здравоохранения», в больницах запрещено продвижение лекарственных средств и медизделий представителями фармкомпаний, за исключением проведения ежедневных врачебных конференций, научно-практических конференций и специализированных семинаров.
Как сообщают в Минздраве, проверки на факт осуществления неэтичного продвижения препаратов проводятся. Основанием для назначения проверки на соответствие требованиям является график, сформированный информационной системой оценки и управления рисками в автоматическом режиме.
«Вместе с тем при выявлении нарушений норм предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 426 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», — добавили в Минздраве.
Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере
Источник: tengrinews.kz