Аида Балаева — о медиавойнах, деле Бишимбаева, судьбе «Казахфильма» и борьбе с домашним насилием
Министр культуры и информации Аида Балаева в интервью Tengrinews.kz высказалась о медиавойнах, деле Куандыка Бишимбаева, судьбе «Казахфильма» и борьбе с домашним насилием.
— Аида Галымовна, вы уже были министром информации и общественного развития. Потом работали в Администрации Президента и вновь вернулись в правительство. Были в кабмине Алихана Смаилова и остались в кабмине Олжаса Бектенова. Какие цели поставил вам Президент на этом посту? Какие цели ставит новый премьер-министр?
— Наше министерство курирует большое количество ключевых направлений жизнедеятельности государства. Культура, информация, гражданское общество, креативные индустрии, религиозная, межэтническая, семейная и молодежная политики. Перечислять поставленные задачи можно долго, но главное – это устойчивое и поступательное развитие этих сфер.
Бесспорно, выполнение задач, поставленных Президентом, является для нашего ведомства ключевым. Многие из них тесно переплетены с курируемыми нами сферами. Среди них — обеспечение законности и порядка, общественной культуры, формирование целостной личности, развитие молодежи и так далее. Ну и донесение всех тезисов, их разъяснение, конечно, тоже за нами.
У меня весьма педантичные подходы, поэтому наша работа делится на аналитическую, информационную и организационную. Путем мониторинга, анализа, работы с людьми мы выявляем и диагностируем проблемы, и далее вырабатываем меры для их решения.
То же самое касается развития. Прежде всего, нужно понимать актуальные запросы той или иной сферы, а потом адаптировать и актуализировать под них общую стратегию развития.
— Небольшое отступление. Сегодня в медиаполе страны раскол: тех, кто пытается «обелить» подозреваемого в жестоком убийстве жены Куандыка Бишимбаева, буквально предали анафеме. Что вы, как глава уполномоченного органа, думаете по этому поводу?
— В нашей стране запрещена цензура, а медиаигроки зачастую работают по принципу «Разрешено все, что не запрещено». Мы недавно проводили круглый стол, посвященный журналистской этике, и там четко пришли к выводу, что этика журналиста должна быть строго в орбите саморегулирования. Как мы видим сегодня, зачастую саморегулирование не работает, особенно когда игроков можно «заинтересовать».
Мы понимаем механизмы и примерно представляем себе картину происходящей сегодня медийной кампании касательно выдвижения различных трактовок в деле Бишимбаева, назовем это так. И, к моему сожалению, я скажу прямо: люди, которые, руководствуясь корыстными интересами, вопреки всем принятым общечеловеческим нормам и принципам транслируют ложь и занимаются манипулированием общественного сознания, справедливо получают широкое общественное порицание, становятся не просто «нерукопожатными», но и самыми настоящими изгоями. Потому что общество неглупое. И я всегда говорила: не нужно недооценивать сообщество профессиональных журналистов. Это думающие, умные и сильные люди, которые при случае готовы к самоорганизации и, как в сегодняшнем случае, массовому отторжению тех, кто своим участием в этой постыдной кампанейщине марает и дискредитирует профессию журналиста.
— Что с законопроектом о СМИ? Его планировалось подписать в конце прошлого года… Некоторые наши коллеги говорят, что после принятия нового закона может усилиться цензура и что мнения журналистов в рабочей группе не были услышаны. Некоторые депутаты предлагают поправки, которые, по мнению наших коллег, негативно скажутся на отрасли. Какова ваша позиция? Зачем нужны изменения и готовы ли вы ответить на критику?
— Действительно, мы озвучивали планы по подписанию законопроекта «О масс-медиа» к концу 2023 года. С 31 мая, когда министерство внесло законопроект в Мажилис, он всецело находится на рассмотрении депутатов.
Так как у депутатов были предложения, которые требовали прохождения необходимых законодательных и регулятивных процедур, рассмотрение документа потребовало больше времени. Важно отметить, что ряд поправок депутатов содержал в себе необходимость осуществления процедуры анализа регулятивного воздействия и дополнительных исследований.
Сейчас очередные поправки обсуждаются в рамках рабочих групп. Ожидаем, что в скором времени будет ясно о сроках проведения второго чтения.
Напомню: законопроект сформирован на основе запросов самого журналистского сообщества и тенденциях развития медиасферы. С самого первого дня обсуждения проходили в открытом формате и с привлечением медиаэкспертов. Министерство со своей стороны прилагало и будет прилагать все необходимые усилия для отражения всех предложений, озвученных медийным сообществом в законопроекте.
В частности, хотелось бы отметить, что, несмотря на позиции некоторых государственных органов, нами была закреплена норма об исковой давности, которой ранее не было в отечественном законодательстве, что по сути своей является существенным прогрессом, направленным на защиту прав журналистов.
В то же время редакционная независимость и свобода слова — это принципиальная позиция, которая защищена текущим законом «О СМИ», а цензура в целом запрещена Конституцией.
Касательно вопросов — мы всегда открыты и готовы ответить на возникающие вопросы.
— Давайте отдельно поговорим о государственном информационном заказе. Насколько он эффективен? Каким госорганом определяется информационная политика государства? Какова идеологическая позиция Казахстана на сегодняшний день?
— Министерством в рамках поддержки и развития отрасли предусмотрен ежегодный государственный информационный заказ. Международный опыт показывает, что поддержка СМИ в той или иной форме практикуется во многих странах Европы, СНГ и Азии.
В рамках госинформзаказа на постоянной основе оказывается поддержка новым проектам, то есть в целом формируется положительный мультипликативный эффект в отрасли.
Основной целью госинформзаказа является увеличение конкурентоспособного отечественного медиаконтента. Параллельно министерством ведется работа по ежегодному сокращению иностранного контента путем увеличения объема отечественного.
В целом государственная информационная политика направлена на обеспечение информационного суверенитета, пропаганду здорового образа жизни, борьбу с лудоманией, наркоманией, семейно-бытовым насилием и так далее.
Что касается отказа от госинформзаказа, то отмечу, что в настоящее время министерством в рамках законопроекта «О масс-медиа» планируется пересмотр подходов государственной поддержки на республиканском уровне.
В случае принятия законопроекта будет осуществлен переход на грантовое финансирование СМИ, которое будет более акцентировано на творческую составляющую с повышением качества и результативности.
— Как вы оцениваете качество контента, созданного в Казахстане? Согласны ли вы с тем, что наличие классных отечественных продуктов — это вопрос национальной безопасности?
— Да, согласна. Чем больше мы создаем и потребляем отечественную информационную продукцию, тем меньше мы подвергаемся воздействию чуждых нам культурных, бытовых ценностей. Отечественная продукция пропагандирует и позволяет сохранять нашу культурную идентичность.
Ежегодно в рамках госинформзаказа организуется производство и показ около 50 сериалов, более 200 документальных фильмов. Реализуются сериальные, анимационные продукции в Узбекистане, Кыргызстане, Турции, Азербайджане, Литве и других странах.
Отечественная медиапродукция ежегодно демонстрирует позитивное развитие. В частности, отечественные сериалы востребованы на зарубежных интернет-платформах (сериалы «Мошенники», «Пленники», «MEOW» попали в топ на иностранных платформах).
— Как развивается казахоязычный контент? Растет ли его количество и количество потребителей? Много жалоб, что для людей не хватает качественных материалов на родном языке…
— Необходимо отметить, что в соответствии с законом «О телерадиовещании» еженедельный объем теле-, радиопрограмм на государственном языке должен составлять не менее 50 процентов.
Вместе с тем депутатами Мажилиса в рамках проекта закона «О масс-медиа» была предложена норма по увеличению доли государственного языка до 70 процентов, которая на текущий момент находится на обсуждении. В целом планируется соответствующее увеличение.
Около 90 процентов сериалов и телевизионных проектов транслируются на государственном языке. Ежегодно наблюдается увеличение спроса проектов в информационной сфере. К примеру, появляются новые виды СМИ, в том числе подкасты, Интернет и YouTube-проекты на казахском, что положительно влияет на развитие государственного языка.
На информационном поле ведется комплексная работа по увеличению доли казахоязычного контента.
— Наше кино. Есть хорошие примеры, когда казахстанские сериалы и фильмы становятся популярны даже за рубежом. При этом зачастую это проекты, снятые на частные инвестиции. А вот с картинами, которые произведены на государственные деньги, как будто бы больше скандалов — некоторые из них остаются на полках и не доходят до зрителя. Недавно прокуратура и вовсе заявила, что при проверке «Казахфильма» обнаружены хищения на 400 миллионов тенге. СМИ сообщали, что некоторые кинематографисты и вовсе обвинили министерство в отписках. Будет ли порядок в нашей киноотрасли?
— Несмотря на то, что мы уже четко изложили позицию ведомства в данном вопросе, тема не теряет своей актуальности. Напомню, Казахстан – одна из немногих стран, где киноиндустрии оказывается государственная поддержка, создаются условия для увеличения контента и поддержки кинематографистов. По поручению Президента запущен процесс перезагрузки сферы кинематографии.
Самая главная задача, которая стоит перед нами, — это создание идеологического контента. По поводу заявления прокуратуры о киностудии — считаю некорректным комментировать, для этого есть компетентные органы.
— Что будет с «Казахфильмом» далее? Постоянные смены руководства, разные стратегии, попытки забрать у студии территорию — такое тоже было…
— В этом вопросе также не стану повторяться. Киностудия «Казахфильм» — это не рядовая организация, это наша история, наш дух, надежда национального кино. Как министр я заинтересована в возвращении «Казахфильму» былой славы и статуса в международной киноиндустрии.
Заверяю вас, мы сделаем все, чтобы не только сохранить его, но и обеспечить его динамичное развитие.
— Президент говорил о развитии креативной индустрии. Есть стратегия развития креативной экономики? Какие приоритеты определены? Кто является контролирующим органом?
— Развитие креативных индустрий является одним из приоритетных направлений деятельности министерства. И наша главная цель на этот год — заложить прочный фундамент развития отрасли на ближайшие несколько лет.
По поручению Президента ведется работа по реализации Концепции развития креативных индустрий на 2021-2025 годы, в которой определены видение и основные подходы. Постановлением правительства определены 43 вида деятельности ОКЭД, которые относятся к креативной индустрии. В том числе ювелирное дело, IT и гейм-девелопмент, культурное наследие, дизайн, архитектура, мода, кино, анимация и прочее.
В целях выведения представителей креативных индустрий из теневой экономики, укрупнения бизнеса и стимулирования приняты меры по смягчению налогообложения для субъектов данной отрасли. В список экономической деятельности, относящейся к специальному налоговому режиму розничного налога, вошли 40 видов креативных индустрий. Бизнес, работающий в данной сфере, вместо КПН, ИПН, НДС будет платить единый налог – 2-4 процента для ИП, 8 процентов для ТОО (годовой оборот физических и юридических лиц не должен превышать 60 000 МРП или 2,2 миллиарда тенге, численность штата не должна превышать 200 человек).
Для развития и поддержки креативных индустрий разработан пакет законодательных поправок.
Работу в этом направлении, особенно в ближайшие два года, мы только будем усиливать. Будет принят закон по вопросам поддержки и развития креативных индустрий, будет обновлена Концепция развития креативных индустрий в РК на 2025-2029 годы.
Мы завершим создание корпоративного фонда «Международный центр «Креатив хаб» по поддержке талантов. Именно эта структура станет ключевой в оперативной работе с индустрией.
Запланирован ряд международных мероприятий, в числе которых проведение международного форума креативных индустрий, тематических мероприятий по креативным индустриям в рамках ШОС и ОТГ, работа в рамках казахско-итальянского культурного центра и многое другое.
— Что делать молодым артистам и музыкантам? Есть жалобы на низкую оплату труда. Как-то будут пересматривать условия для молодых талантов, работающих в государственных театрах и филармониях? Как будут продвигать наше молодое поколение артистов? Кажется, что некоторые из них становятся большими звездами, как будто бы вопреки. Вспомним пример Димаша Кудайбергена…
— Действительно, это так: среди всех направлений социального блока в сфере культуры наблюдается самый низкий уровень зарплаты. Однако последние три года (с 2020 года) наблюдается стабильное поэтапное повышение зарплаты. В 2020 году заработная плата основному составу республиканских организаций культуры и архивов повышена при помощи доплат в объеме 50 процентов, а работникам региональных организаций — в размере 35 процентов от должностного оклада.
С 2022 года предусмотрено ежегодное повышение заработных плат всех категорий гражданских служащих, в том числе работникам организаций культуры в среднем на 23 процента. Таким образом, за 4 года повышение зарплаты составит 100 процентов.
Также с 2022 года применяется повышающий коэффициент 1,75 к размерам должностных окладов работникам организаций культуры, имеющих статус «Национальный».
Что касается выявления и поддержки одаренных и талантливых представителей в дальнейшей творческой деятельности, в Казахстане ежегодно проводится более 100 различных международных, республиканских и региональных конкурсов и фестивалей.
Только в 2023 году в таких мероприятиях приняли участие порядка 3300 участников, 330 из них стали лауреатами и дипломантами.
— Состояние культурных учреждений. Мы были в нескольких театрах в Алматы с большой историей и, к сожалению, не все они отличаются хорошим внешним и внутренним убранством.
— Хороший вопрос. В числе подведомственных министерству организаций — 11 республиканских театров, 8 из них расположены в Алматы (Казахский национальный театр оперы и балета имени Абая, Казахский национальный театр драмы имени Мухтара Ауэзова, Национальный русский театр драмы имени Михаила Лермонтова, государственный академический казахский театр для детей и юношества имени Габита Мусрепова, государственный академический русский театр для детей и юношества имени Наталии Сац, республиканский государственный академический корейский театр музыкальной комедии, республиканский государственный академический уйгурский театр музыкальной комедии имени Куддуса Кужамьярова, республиканский академический немецкий драматический театр).
Мы провели инвентаризацию всех объектов. К сожалению, практически все требуют капитального ремонта и модернизации. Планомерная работа в этом направлении проводится на постоянной основе.
В настоящее время разработана проектно-сметная документация по реконструкции здания Казахского национального театра драмы имени Мухтара Ауэзова, работы планируется начать уже в этом году.
Также планируется капитальный ремонт здания государственного академического русского театра для детей и юношества имени Наталии Сац. Здание является памятником местного значения, работа по разработке ПСД акиматом Алматы уже ведется.
Кроме того, рассматривается вопрос о ремонте здания республиканского академического немецкого драматического театра, который располагается в приспособленном здании бывшего кинотеатра.
В 2025 году планируем провести экспертизу здания государственного академического казахского театра для детей и юношества имени Габита Мусрепова, по результатам которой будет принято соответствующее решение о ремонте здания.
Подобная работа ведется по всем организациям культуры.
Аида Балаева. Фото предоставлено Министерством культуры и информации
— В целом о культуре. Курируется ли министерством деятельность местных управлений при акиматах? Существует ли подобная вертикаль? Каков алгоритм определения культурных мероприятий государственного и местного значения?
— Министерство является уполномоченным органом в сфере культуры и осуществляет координацию, методическое руководство местных исполнительных органов в области культуры.
Прямого подчинения региональных управлений культуры и коммунальных организаций данной сферы министерству нет. Этого и не должно быть, так как они финансируются из местного бюджета, подотчетны, соответственно, акиматам.
Вместе с тем необходимо учесть, что прямой компетенцией министерства является формирование и обеспечение реализации государственной политики в области культуры, а основной задачей местных исполнительных органов законодательством определена реализация государственной политики в области культуры. Таким образом, вертикаль предусмотрена, она осуществляется.
Как такового алгоритма по определению культурных мероприятий республиканского или местного значения нет. Акиматы вправе проводить мероприятия международного и республиканского значения. Все это, безусловно, способствует развитию национальной культуры, популяризации и выявлению талантов.
— Какие культурные мероприятия планируется провести в рамках Года туризма Казахстана в Китае?
— В течение года в Шанхае планируются гастроли Казахского национального театра оперы и балета имени Абая с постановками «Жұмбақ қыз» и «Лебединое озеро», а также отдельных исполнителей государственной академической концертной организации «Казахконцерт» имени Розы Баглановой.
— Вы возглавляете Нацкомиссию по делам женщин и семейно-демографической политике. Права женщин особенно активно обсуждались на фоне страшного преступления, которое произошло в Астане. Казахстанки продолжают жаловаться, в том числе на безразличие со стороны официальных лиц. Как облегчить жизнь женщин в Казахстане?
— В целях профилактики насилия в отношении женщин, а также усиления законодательной базы Национальной комиссией по делам женщин и семейно-демографической политике принимается ряд мер. В 2023 году эксперты Нацкомиссии приняли активное участие в разработке Социального кодекса, в подготовке изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс.
В УК с 19 мая по наиболее распространенным бытовым преступлениям, таким как причинение среднего и тяжкого вреда здоровью, введен квалифицирующий признак. Теперь причинение тяжкого или среднего вреда здоровью в сфере быта влечет лишение свободы до 6 лет (ранее было 3 года).
Внесены поправки в административное законодательство (вступили в силу с 1 июля 2023 года), в зависимости от деяния предусмотрены фиксированные сроки ареста не менее 5 суток, при этом впервые совершенным назначается 5, 10, 15 суток, а при повторном – до 25 суток.
Ужесточена процедура примирения. Примириться можно только один раз и только в суде, ранее ограничений не было. Осуществлен переход от заявительного к выявительному характеру регистрации бытовых правонарушений (ранее без заявления жертвы у полиции не было оснований к привлечению дебоширов к ответственности).
Эксперты Нацкомиссии также приняли участие в разработке законопроекта по вопросам обеспечения прав женщин и обеспечения безопасности детей. В настоящее время законопроект обсуждается в Парламенте, прорабатываются поправки по профилактике и ужесточению мер в сфере бытового насилия.
Нацкомиссией подготовлен ряд инициатив по законодательным поправкам. В частности, тех, которые касаются предупреждения «сексуальных домогательств» не только в трудовой сфере, но и иных сферах жизнедеятельности, подготовки методической базы для работодателей и профсоюзов по вопросам превенции харассмента, организации массовых курсов обучения для руководителей предприятий и организаций.
Ежегодно совместно с неправительственным сектором проводится широкомасштабная кампания «16 дней без насилия», с ноября по декабрь – индивидуально-профилактическая работа с лицами, склонными к совершению правонарушений, праворазъяснительная работа.
Для оказания бесплатной правовой и психологической помощи жертвам насилия при поддержке комиссии реализуется проект One Stop Service. В рамках проекта обеспечено сопровождение 36 уголовных дел в отношении женщин и детей, 11 резонансных дел взяты на особый контроль. Разработана специальная методика для адвокатов и юристов, занимающихся делами по защите женщин и детей.
В целом принимаемые меры помогут не только облегчить жизнь женщин, но и улучшить их защиту от насилия и дискриминации, создав более безопасную поддерживающую среду для них.
— Как и когда будет работать закон о петициях, учитывая, что казахстанцы все больше начинают пользоваться таким инструментом, начиная от резонансного дела об убийстве Салтанат Нукеновой, заканчивая просьбой геймеров включить Казахстан в сервисы PlayStation?
— Это закон с отлагательной нормой, и вступает в законную силу он 4 апреля 2024 года. Совместно с коллегами из Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности нами ведутся соответствующие технические работы, после чего в обязательном порядке будет проведена информационно-разъяснительная работа среди населения.
Поправки по регламентации института петиций включены в Административный процедурно-процессуальный кодекс. С порядком подачи петиции можно ознакомиться на сайте нашего министерства.
В законе предусмотрена модерация нашим министерством: для того чтобы петиция стала публичной, ему необходимо будет собрать 50 голосов в ее пользу. Модератор направляет автору на электронный адрес ссылку. Данная ссылка рассылается автором заинтересованным гражданам удобным ему способом. По ссылке присоединяются не менее 50 граждан Казахстана. Для присоединения к петиции пользователи, получившие ссылку, подписывают ее посредством ЭЦП.
Министерство будет по письменным заявлениям размещать на интернет-ресурсе проекты петиций от имени лиц, не имеющих возможности самостоятельно это сделать (например: отсутствие Интернета), проводить проверку на соответствие условиям, вести информирование граждан о начале присоединения к петиции через СМИ, проактивно направлять петиции по компетенции в соответствующий госорган для рассмотрения.
Также министерство утверждает форму решения, принятого по результатам петиции.
— Еще один важный вопрос, который вы уже комментировали, — это вопрос ношения закрытой религиозной одежды. Как изменился уровень религиозности казахстанцев? Как это влияет на общество? Нет ли риска, что с ростом количества верующих будут усиливать свою деятельность различные радикальные элементы?
— С самого зарождения религия всегда и во все времена была и остается духовно-нравственным императивом человечества. Речь, конечно же, идет о традиционных религиях с многовековой историей и устоявшимся культурно-моральным кодом.
В этом плане рост религиозности населения нельзя рассматривать как обязательный путь к радикализму.
Да, результаты социологических исследовании 2023 года свидетельствуют о продолжающейся тенденции повышения уровня религиозности среди казахстанцев (за 2023 год общее количество верующих – 88 процентов). Данная цифра свидетельствует об интересе казахстанцев к более глубокому пониманию вопросов религии.
Эта тенденция ставит перед нами новые задачи, решением которых занимаются уполномоченные органы. В их числе — популяризация государственной политики в религиозной сфере, продвижение межконфессионального согласия и укрепление светских принципов.
Также необходимо обеспечить свободный доступ к достоверной религиозной информации всех интересующихся.
В целях снижения рисков радикализации и вовлечения населения в деструктивную деятельность экстремистских и террористических организаций ведется информационно-разъяснительной работа, направленная на повышение религиозной и правовой грамотности среди населения.
— Более старшее поколение периодически жалуется, что уровень культуры в нашей стране упал. Некоторые официальные лица также считают, что у нас стало хуже с воспитанием. Как вы в целом оцениваете ситуацию?
— Президент одним из приоритетов общественного и государственного развития называет развитие культуры. Если говорить о культуре как сфере и молодых представителях искусства, я бы не согласилась с подобным мнением и назвала бы ее более адаптированной под современные тенденции и реалии развития мировой культуры в целом. Это, возможно, требование времени, и все мы знаем, что каждое предыдущее поколение считает, что нынешнее живет не так, не тем и вопреки. При этом, как я озвучила в своем выступлении на коллегии, очень много прорывных талантливых молодых исполнителей и коллективов, которые становятся известными на международном уровне, продвигают отечественную культуру.
А если говорить об уровне воспитания детей, конечно, это прежде всего зависит от семьи, окружающих, среды.
Сегодня, к сожалению, общественное мнение часто определяется по единичным событиям, которые распространяются в социальных сетях.
Инциденты, произошедшие на ярмарке Таджикистана в Астане, раздача бесплатного шоколада перед Новым годом в Алматы сформировали мнение о низкой культуре населения, отсутствии воспитания. Об этом также говорили депутаты.
Мы не можем перевоспитать взрослых, поэтому важно сосредоточиться на воспитании подрастающего поколения. Я верю, что наша молодежь очень осознанная.
С 2023 года в организациях дошкольного, среднего, технического и профессионального образования реализуется «Единая программа воспитания». Она призвана решить ряд важных задач, в числе которых привитие навыков уважения родителей, таких качеств, как доброта, честь, совесть, достоинство, ответственность, чувство заботы и справедливости, формирование трудолюбия, правовой культуры и другие ценности.
Я уверена, что только коллаборация и совместные усилия всех сегментов общества, таких как школа, университеты, СМИ, инфлюенсеры в социальных сетях и неправительственный сектор, способны заложить здоровые, адекватные культурные ориентиры для нашей молодежи.
— Вы анонсировали поправки в действующий закон «О культуре» в части регламентирования концертной деятельности. Не является ли это вмешательством в предпринимательскую деятельность и не приведет ли это к ограничению концертной деятельности в Казахстане, в том числе для зарубежных исполнителей?
— Общий порядок проведения зрелищных культурно-массовых мероприятий и обязанности организаторов предусмотрены отдельной статьей в законе «О культуре». В соответствии с требованием времени в законы вносятся те или иные поправки.
К примеру, несколько лет назад в связи с участившимися резонансными случаями, связанными с поведением артистов, проведением концертов под фонограмму и другими случаями, приняты поправки, обязывающие организаторов концертов обеспечить надлежащее поведение выступающих, информирование зрителя об использовании фонограммы для того, чтобы у потребителя был выбор, покупать билет или воздержаться.
Сегодня имеют место другие резонансные случаи. Так, некоторые недобросовестные организаторы начинают рекламирование того или иного концерта с участием известных зарубежных исполнителей и даже открывают продажу билетов до того, как заключают договор с арендодателем. В случае коммерческой невыгодности, когда нет активной реализации билетов, концерт отменяется, так как никакими договорными обязательствами организатор не связан.
Разумеется, недовольный потребитель обращается с жалобой не к организатору или платформе, где реализовывались билеты, а, как правило, в акиматы, министерство или организацию, на территории которой проходил или должен был пройти концерт.
И, наконец, как я уже не раз говорила, культура и искусство всегда должны находиться вне политики и не являться трибуной для продвижения политических взглядов, призывов, лозунгов.
На основании вышеуказанных резонансных случаев возникла необходимость отдельной регламентации культурно-зрелищных мероприятий, в том числе предполагающих участие в них зарубежных исполнителей. Это не запрет концертов, это лишь законодательное регулирование вопроса для исключения подобных инцидентов. Прежде всего должна быть предусмотрена ответственность в случае допущения со стороны организаторов подобных нарушений.
Поэтому министерство активно работает над разработкой и проведением всех необходимых процедур, направленных на принятие концептуальных поправок в действующее национальное законодательство.
Источник: tengrinews.kz