Череп хана Кенесары: историк рассказал о поисках останков
И еще одну черту заметит внимательный взгляд на этом необычном лице — какую-то глубоко спрятанную мечту, ради которой такие люди идут на все…
Из романа Ильяса Есенберлина «Хан Кене»
Поиски останков последнего казахского хана Кенесары Касымова — это вопрос, который поднимается с момента получения независимости Казахстана, на протяжении 30 лет. С момента смерти Кенесары Касымова прошло почти 180 лет, но до сих пор неизвестно, где нашел свой покой последний хан Казахского ханства. Да и нашел ли вообще? Корреспондент Tengrinews.kz поговорил с историком, старшим научным сотрудником института истории и этнологии имени Чокана Валиханова, который принимал непосредственное участие в поисках останков Кенесары Касымова.
Более 200 лет назад в Бурабае в семье султана Касыма родился младенец. Согласно легенде, он был хилым и слабым, но хватался за жизнь как истинный воин. Впоследствии ему будет суждено оставить глубокий след в истории Казахстана. Кенесары — так назвали младенца, сына Касыма султана.
Несмотря на то что в советское время имя Кенесары было предано забвению на многие годы, с получением независимости его историю начали активно изучать и рассказывать о нем в школах. Теперь и стар и млад знают, кто такой Кенесары. Тем не менее судьба останков последнего хана все еще остается загадкой. Кто-то говорит, что их держат в Кунсткамере, кто-то утверждает, что из черепа Кенесары сделали пепельницу. Так где же на самом деле находятся останки Кенесары хана? На этот вопрос попытался ответить историк Рашид Оразов.
«С момента, как Казахстан получил независимость, историю хана Кенесары изучают глубоко. В годы СССР этим занимался Ермухан Бекмаханов, который писал о Кенесары. А проблема останков хана Кене до сих пор не нашла своего логического решения. Эта проблема актуальна, о ней много пишут по сей день: и в социальных сетях, и в СМИ», — говорит Рашид Оразов.
Кенесары попал в кыргызский плен в 1847 году и погиб там же, в кыргызских землях. Согласно архивным данным, его голову отправили в Омск в Западно-Сибирское генерал-губернаторство.
«В архивах есть информация, что останки были доставлены до крепости в Капале, а дальше их получили и сопровождали русские солдаты. Ведь если бы в степи узнали о том, что голову Кенесары хана везут в Россию, их попытались бы перехватить, это ясное дело. Доподлинно известно, что череп был доставлен в Омск, а дальше его след теряется», — сообщил историк.
Историк утверждает, что на страницах СМИ как наших, так и советских времен люди, посетившие Ленинград, писали, что видели голову Кенесары в Эрмитаже, говорили, что из нее сделали пепельницу.
«В 2009 году газета «Қазақстан – Zаман» организовала круглый стол о Кенесары Касымове. Перед этим из Казахстана в Россию была переправлена часть христианских икон и картин. Тогда же в Парламенте поднимали вопрос об обмене подобных реликвий на останки Кенесары. В газете «Қазақстан – Zаман» организовали круглый стол на эту тему. Там был человек, который в 1980 году отправился в Ленинград на учебу. Он утверждал, что видел там останки Кенесары. По его словам, в Эрмитаже, в Кунсткамере, находится голова Кенесары. В 1920-е годы XX века известные выходцы из казахов Мухтар Ауэзов, Алькей Маргулан получали образование в Ленинграде. Если бы череп Кенесары находился там, то они наверняка узнали бы об этом, записали бы, где, в каком фонде он находится», — считает эксперт.
А в 2009 году Рашиду Оразову позвонил человек из Актау и сообщил, что видел череп Кенесары в Москве.
«Он рассказал, что он служил в армии в 1973 году в Минске и во время отпуска видел останки Кенесары в Кунсткамере Эрмитажа в Москве. Он спорил со мной по этому поводу. Но я объяснил ему, что Кунсткамеры в Москве нет. Затем он начал говорить, что в каком-то музее, но не записал фонд, данные. Таких мифических вариантов много»
Когда Казахстан получил независимость, вопрос останков хана Кене первым поднял доктор исторических наук, профессор Манаш Козыбаев. В 1994 году он инициировал экспедицию в Кыргызстан, дабы найти там тело Кенесары, вернуть его на родину и предать земле предков.
«В составе экспедиции были ученые, академики, археологи — около 20 человек. Они отправились в Кыргызстан, в местность Токмак, и провели раскопки тех мест, где, предположительно, находилось последнее пристанище Кенесары. Но, к сожалению, никакие останки не были найдены. Отчет по данной экспедиции хранится в фондах Института истории и этнологии имени Чокана Валиханова. После этого Манаш Козыбаев направил письма во все возможные учреждения, где мог храниться череп Кенесары. Первые письма — в Омский государственный историко-краеведческий музей, исторический архив Омской области, а также в Санкт-Петербург, в Эрмитаж. К сожалению, на все письма пришел отрицательный ответ», — рассказал спикер.
После этого в 2000 году организовали вторую экспедицию по поиску останков Кенесары. В состав этой экспедиции вошли журналист газеты «Қазақ Әдебиеті» Думан Рамазан и писатель Турсын Журтбай, а также переводчик монографии Ермухана Бекмаханова «Казахстан в 20-40-е годы XIX века» Шарипбек Амирбек.
«Втроем они отправились в Москву и Санкт-Петербург, находились там четыре месяца. Ежедневные записи из экспедиции Думан Рамазан публиковал в газете «Қазақ Әдебиеті». Однако тогда они не смогли найти что-либо касательно Кенесары. В Санкт-Петербурге смогли определить останки Кейки батыра, участника национально-освободительного восстания 1916 года. Позднее, в 2016 году, останки Кейки батыра вернули на родину. Антропологические исследования проводились в Венгрии, после чего батыра похоронили в Костанайской области», — рассказал историк.
В 2007 году даже при помощи «экстрасенсов» и «ясновидящих» была собрана и отправлена вторая экспедиция в Кыргызстан. Они тоже пытались найти останки Кенесары. Однако в составе этой экспедиции не было историков. Экстрасенсов сопровождал журналист газеты «Қазақ Әдебиеті» Култолеу Мукаш.
«В 2007 году в четырех номерах газеты были опубликованы статьи о том, что останки Кенесары были возвращены на родину. Мы читали эти статьи, но были не согласны с ними во многих местах. Нам показалось, что перед «экстрасенсами» поставили определенную задачу — поставить точку в данном вопросе. Ведь никто не проводил ДНК-тест привезенных останков. Позднее эти останки были тайно захоронены в «Горном садоводе» в Алматы», — утверждает Рашид Оразов.
Позднее журналист Мукан Исахан и сам Рашид Оразов отправились в экспедицию по тем местам, где были «экстрасенсы».
«Мы выявили определенные грубые ошибки в доводах предыдущей экспедиции. Во-первых, «экстрасенсы» отправились в марте в село Алмалы возле Токмака. Там по наводке старожилов члены экспедиции проводили раскопки в местах, где казнили Кенесары. Копали землю трактором, нашли останки лошади и берцовую кость человека. Житель Алмалы по имени Азимхан услышал о проводимых раскопках, отправился к «экстрасенсам» и сообщил, что ранее на своем участке во время строительства нашел тело без черепа. В качестве доказательства он предоставил фотографию себя и сына, сделанную в момент, когда они закапывали тело на местном кладбище. Тогда «экстрасенсы» выкопали это тело и объявили, что нашли останки Кенесары. Во-вторых, они поставили там же, в Алмалы, надгробный камень, на нем было написано: «1847-1872», — рассказал историк.
Фото Рашида Оразова
Откуда взялась последняя цифра? По словам Рашида Оразова, Култолеу Мукаш в газете «Қазақ Әдебиеті» писал, что в 1872 сын Кенесары Сыздык с десятитысячным войском отправился в поход против кыргызов, но это не является действительностью.
«В тот год Сыздык участвовал в восстании против России на территории Хивы. Он не мог бросить поле боя и отправиться в земли Кыргызстана. Это уму непостижимые вещи. То есть цифра 1872 означала, что в этом году якобы тело было выкопано и похоронено в другом месте. На участке Азимхана «экстрасенсы» поставили второй камень с датами «1872-2007». 2007-й — дата, когда останки Кенесары вернулись в Алматы. Все это выглядело так, будто кто-то приказал «экстрасенсам» проделать такую работу, либо же они хотели оставить свой след в истории», — считает спикер.
Выкопанное в кыргызских землях тело в итоге похоронили в «Горном садоводе» и оставили там надгробный камень. Историк в свою очередь задается вопросом, насколько это правильно — устанавливать подобные надгробные камни и вводить в заблуждение потомков, если научно ничего не доказано. Рашид Оразов также поделился, что ходили слухи, будто человек, которому принадлежит тело, упокоенное в «Горном садоводе», из рода дулат, а не торе. А мы все знаем, что Кенесары был выходцем из ханского рода торе.
«В 2004-м по программе «Мәдени мұра» в Кыргызстан была направлена экспедиция во главе с ученым Едиге Жансултанулы Валихановым. В той экспедиции я тоже принимал участие. По результатам работ тогда было подтверждено, что в Майтобе была ставка Кенесары. Также было подтверждено, что на горах Кеклик-Сенгир был установлен флаг хана Кене. В 2002 году к 200-летию со дня рождения выдающегося предводителя национально-освободительного движения казахов в 1837-1847 годах Кенесары Касымова в Институте истории была проведена международная конференция, посвященная этой тематике»
В 2002-2003 годах было проведено журналистское расследование по поиску черепа Кенесары Касымова в газете «Экспресс К» Андреем Дорониным. В результате поиска было высказано мнение о нахождении черепа Кенесары Касымова в Гохране России.
«В 2014 году в правительстве был запущен проект по поиску останков Кенесары, руководителем проекта был назначен профессор, историк Хангельды Абжанов. В рамках этого проекта в ноябре 2014 года Жетписбай Нуржан и я отправились в Омск и Тобольск. Свою тему мы озвучили завуалированно, однако работники музеев сразу поняли, зачем мы приехали. Они сказали: «Вы же приехали, чтобы найти останки Кенесары». В результате поисковых работ сведения о судьбе черепа Кенесары Касымова или другие документы, связанные с ним, не были обнаружены. В Государственном историческом архиве Омска часть документов, связанных с историей Казахстана, в данный период засекречены. В историко-краеведческом музее также не были выявлены никакие данные, имеющие связь с черепом вышеназванного хана. Там хранится только ружье Кенесары, но в данный момент оно находится не в экспозиции, а хранится в фонде музея. В самом конце работы по проекту в музее одна из ведущих сотрудниц с многолетним стажем дала информацию о том, что в середине 90-х годов прошлого века (примерно в 1994-1995 годах) казахстанское правительство официально просило о поиске и исследовании судьбы черепа Кенесары. Вследствие чего тогда же были проведены изыскательные работы под руководством опытной сотрудницы с 30-летним стажем Линчевской. Она подготовила подробный отчет о проведенных работах. По сведениям, уже в те годы в ходе масштабных поисков не были обнаружены никакие документы, касающиеся черепа Кенесары», — утверждает спикер.
Ружье Кенесары находится в музее Омска, все отечественные историки ставили условие вернуть его в Казахстан. Однако руководство музея перенесло ружье в спецхранение. Увидеть его можно только с разрешения директора.
«Когда мы были в Омске, директор музея был в отъезде, так мы ружье и не увидели. Далее мы обошли все государственные и частные музеи Омска, но череп хана там так и не нашли. Потом мы отправились в Березовский уезд — там в аресте находился родственник Кенесары Губайдулла. А в 1851 году там ссылку отбывал старший сын Кенесары Жапар. Он провел в Березове 18 лет. Мы также хотели узнать больше о потомках Кенесары. В архиве Тобольска (Тюменская область) были сосредоточены документы по ссыльным и арестантам, содержавшимся в тюремных замках края. Исследователей в указанном архиве интересовали в первую очередь данные о сыне Кенесары – Жапаре, который был сослан в Березов тогдашней Тобольской губернии. Здесь также были просмотрены около сотни архивных дел, в той или иной мере относившихся к истории Казахстана», — рассказала историк.
В 2014 году снова проводились исследования в Москве и Санкт-Петербурге по поиску черепа, но ничего не было найдено. До сих пор в интернете и в СМИ пишут разные вещи про останки Кенесары. В 2021 году в сети появилась информация, что были найдены останки Кенесары. Но даже если их нашли, то необходимо провести антропологические и ДНК-тесты, без них нельзя ничего утверждать, считает Рашид Оразов.
Напомним, в 2013 году в сеть выложили фотографию черепа хана Кенесары. На снимке, который выложила на своей странице в Instagram актриса Карлыгаш Мухамеджанова, видна надпись: «Последний разбойник киргизской степи, 1837-1847». Тогда СМИ заявили, что изображенная на фотографии голова всего лишь муляж, изготовленный режиссером Сатыбалды Нарымбетовым для съемок фильма «Аманат» о Кенесары хане.
Читайте также: Череп хана Кенесары: кто должен заниматься его возвратом в Казахстан
Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере
Как вам дизайн сайта Tengri News?
Пройти опрос
Источник: tengrinews.kz