Демпинг, мафия жалобщиков и прозрачность: что изменит новый закон о госзакупках

В системе госзакупок грядут изменения. Ранее ее раскритиковал Президент Касым-Жомарт Токаев. Как будут выявлять недобросовестных поставщиков? И как собираются решать проблему с демпингом? Об этом корреспонденту Tengrinews.kz рассказал руководитель рабочей группы по разработке законопроекта о госзакупках, депутат Мажилиса Руслан Кожасбаев.

По данным Кожасбаева, проект закона предусматривает основные положения, принципы, права и обязанности субъектов госзакупок. Кроме того, в новом законе предусматривается:

  • Новый механизм обжалования госзакупок.
  • Внедрение института общественного мониторинга.
  • Сокращение срока проведения закупок.
  • Упрощение закупочного процесса.
  • Упрощение закупок из одного источника.
  • Внедрение элемента устойчивых госзакупок.
  • Установление ограничений, связанных с участием в госзакупках.
  • Внедрение единой платформы для госзакупок, квазигосударственного сектора, в том числе и фонда «Самрук Казына».

Для того чтобы отсечь недобросовестных поставщиков, законопроектом предусмотрено внедрение неценовых критериев. Руководитель рабочей группы объяснил, что это предполагает.

«При подаче заявки на веб-портал для участия в госзакупках системой автоматически проводится полный анализ компании по истории деятельности, по исполнению иных договоров, по уплате налоговой базы, по уплате фонда труда. Еще до предложения цены эта компания автоматом будет проверяться. Если компания проходит квалификационный отбор, значит, она устойчивая, качественная, которая может допускаться до участия в конкурсе», — пояснил Кожасбаев.

Новым законом хотят решить и проблему демпинга, когда в конкурсе выигрывала компания, предложившая самую низкую цену, но не самое лучшее качество.

«Участвовавшая в конкурсе компания могла сделать большую скидку, чтобы выиграть тендер.
Низкая цена обязательно отразится на качестве товаров, работ или услуг.
Сейчас мы вводим понятие процентного соотношения, пока точной цифры нет, но понятийно уже принято решение рабочей группой, что скидка будет в коридоре 5-10 процентов, не более. И то по разным видам разная, по услугам одна, по работам другая, по товарам третьи цифры», — добавил депутат.

Президент о новом законопроекте: «Прошу уделить особое внимание»

12 февраля премьер-министр Олжас Бектенов заявил, что в сфере госзакупок появился «целый нелегальный бизнес». По его словам, нынешняя система закупок тормозит реализацию новых проектов и развитие экономики.

«К сожалению, на сегодняшний день имеются факты участия в госзакупках недобросовестных поставщиков. Премьер-министр Олжас Бектенов имел в виду, я думаю, «мафию жалобщиков».
Как они работают: эти люди заранее знают, что проводится конкурс, заявляют свои пять-шесть аффилированных компаний. Если конкурс выигрывает «чужая» компания, начинаются жалобы в департамент внутреннего государственного аудита (ДВГА) и начинается «хоровод»: отмена конкурса, находятся проблемы в работе добросовестной компании, победившей в конкурсе, ее руководство доводят до точки, а потом в офис приходит человек и говорит, что за пять процентов от суммы контракта он готов отозвать жалобы и уйти с дороги«, — рассказал Руслан Кожасбаев.

Наряду с этим будет усилена и ответственность поставщиков за срыв и ненадлежащее качество работы.

«В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения принятых поставщиком условий согласно договору мы вводим, во-первых, взыскание неустойки, во-вторых, включение такого поставщика в реестр недобросовестных, другими словами, в черный список, который не даст им в последующем принимать участие в других конкурсах. Кроме того, депутатами определены условия расторжения договоров в одностороннем порядке. Эти меры направлены на исключение недобросовестных компаний из участия в госзакупках», — добавил Кожасбаев.

Напомним, что недавно скандал разразился в Восточно-Казахстанской области, когда чиновники случайно выложили инструкцию, как выиграть конкурс в государственных закупках.

Для исключения человеческого фактора в систему госзакупок внедрен способ госзакупок в виде конкурса с использованием рейтинго-балльной системы.

«Он уже действует на три вида: на строительные работы, на проектирование, на технадзор. По этой системе победитель определяется чисто автоматически порталом на основе данных информационной системы госорганов. Учитывая автоматическое определение победителей, итоги таких закупок обжалованию не подлежат. Там нет инструкции. Пять компаний, предположим, подали заявку, веб-портал все учитывает и автоматом определяет победителя. Здесь никакая инструкция не поможет. В целом мы провели анализ и планируем максимальный перевод госзакупок на использование рейтинго-балльной системы. Мир сейчас движется в сторону ИИ, в этой связи внедряются автоматизированные системы, без участия конкурсной комиссии, без участия человеческого фактора. К тому же у нас вводится институт общественного мониторинга. С апреля вводится новый закон об общественном контроле, там четко прописано, какие группы, кто имеет право участвовать в мониторинге. Они будут мониторить систему госзакупок. Все будет прозрачно«, — уверен Кожасбаев.

По словам мажилисмена, по нынешнему законодательству квазигосударственный сектор проводит госзакупки самостоятельно, а госорганы отдельно. По новому же закону теперь все они будут проводиться через единую платформу. Контролировать госзакупки поможет институт общественного мониторинга, чего раньше не предполагалось.

Также в рамках нового закона планируется сокращение сроков госзакупок. На данный момент этот срок, согласно закону, составляет два месяца (без учета судебных тяжб). Иногда они доходят до года. Теперь этот срок рассмотрения сокращается до одного месяца.

Кроме того, будет внедрен механизм обжалования. Сейчас, если участники конкурса не согласны, они подают жалобу в департамент внутреннего государственного аудита (ДВГА). В случае несогласия с решением ДВГА подается апелляция в вышестоящий орган-  Комитет государственного внутреннего аудита. Только после этого предприниматели имеют право обратиться в судебный орган.

«Иногда этот процесс затягивается на несколько лет. Согласно новому закону мы из этой цепочки исключаем ДВГА, а право полномочий передаем организатору государственных закупок. К примеру, акимат. Будет создаваться комиссия, в ее состав будут входить: вышестоящий орган, представитель НПП «Атамекен», представитель общественной палаты, депутаты маслихатов. Планируется введение сроков рассмотрение жалобы, это, условно, 10-15 дней. Если участник конкурса не согласен, он напрямую подает в суд. Это дает сокращение сроков, упрощение общей процедуры с нескольких лет до одного месяца. И в то же время сам заказчик будет стараться максимально проводить прозрачный конкурс, чтобы лишний раз не переходило в стадию жалоб», — пояснил спикер.

При этом будет упрощена процедура закупок из одного источника. Согласно действующему закону сельские акиматы имеют право закупать товары, работы и услуги из одного источника до трех тысяч МРП. В рамках нового закона данный порог хотят увеличить.

Кроме того, планируется увеличение доли отечественных товаров.

«По поддержке отечественных производителей мы предусматриваем, внедряем возможность заключения офтейк-контрактов. Это гарантированные контракты на приобретение товаров на год, два, три. У производителя появляется гарантия, что его товар будет приобретаться в течение года и более. В работе производителя появляется стабильность, он уже знает, что государство заключает с ним контракт, он гарантированно два года, условно, будет работать, поставлять определенный вид товаров», — подытожил Руслан Кожасбаев.

Длительные сроки, бесконечные обжалования. Токаев рассказал, что изменится в госзакупках

3 апреля состоялось первое чтение нового закона о госзакупках в Мажилисе. Планируется, что до лета закон должен пройти Сенат, а затем он отправится на подпись к Президенту. Ожидается, что новый закон заработает с 1 января 2025 года.

Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru