Новая петиция: нужен ли Казахстану закон по примеру Европы
Независимый эксперт в области кибербезопасности и IT Евгений Питолин рассказал корреспонденту Tengrinews.kz, могут ли в нашей стране принять аналог европейского «закона о цифровых рынках», который вводит обязательства для таких крупных компаний как Apple и Google на национальном рынке.
Напомним, что недавно на официальном сайте по подаче петиций появилось новое обращение от казахстанцев, озаглавленное как «Локализация сервисов Apple и Sony в Казахстане». Авторы предлагают Министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности ввести в нашей стране закон, аналогичный известному в Евросоюзе регламенту Digital Markets Act (DMA) или «закону о цифровых рынках.
Евгений Питолин отметил, что документ, подобный европейскому «закону о цифровых рынках», в Казахстане принять вполне можно и ничего этому не противоречит. Среди депутатов, по его словам, есть продвинутые люди, хорошо разбирающиеся в вопросах технологий и сервисов. Однако эксперт сомневается, что такой закон в Казахстане в принципе необходим. В Европе его принимали в основном под лозунгами о расширении конкуренции на цифровом рынке и борьбе с монополиями крупнейших IT-гигантов, таких как Apple или Google.
«Если брать ту же компанию Apple, то у них есть корпоративный store, попасть в который для платных приложений очень непросто. Есть жесткие правила со стороны владельца платформы и фиксированной комиссии, которую должен отдавать разработчик. При этом за Apple всегда остается право просто не пустить неугодные приложения на свою платформу или даже убрать уже ранее добавленные в App Store. К примеру, приложения для родительского контроля. Когда у самой Apple появилось аналогичное приложение, то разработчиков сторонних программ неожиданно попросили на «выход из магазина». Многие из них судились с Apple и часть судов даже удалось выиграть. Как раз такие кейсы и подтолкнули к принятию в Европе этого закона.
Однако, по моему мнению, Digital Markets Act — это был в большей мере политический шаг, чем реальная забота о потребителях. Это была игра на «левой» повестке, борьба с крупным капиталом, монополиями, но к реальной борьбе за права пользователей это мало отношения имело. У нас же с монополизмом на технологическом рынке несколько другая ситуация. Есть много альтернативных той же iOS платформ, на рынке продается множество устройств с альтернативными операционными системами и цифровыми магазинами. Кроме того, у нас люди в принципе не сильно любят платить за приложения, а тут как раз речь в основном о платных продуктах. Я думаю, в Казахстане пользователи покупают сравнительно мало платных приложений и такой проблемы с монополией на них со стороны владельцев самих платформ как в Европе у нас нет», — отметил эксперт.
Закон о цифровых рынках в том числе подразумевает возможность устанавливать приложения на закрытой платформе из сторонних магазинов. К примеру, на iPhone можно будет ставить программы не только из App Store. Однако, такое присутствие сторонних сторов, по мнению Питолина, является и главным минусом этой инициативы так как создает угрозу для безопасности устройств и их пользователей. Делом в том, что даже в официальных сторах держателей платформ iOS и Android периодически просачиваются опасные приложения, сделанные мошенниками, охотящимися за данными пользователей, а возможность ставить программы с альтернативных магазинов станет «огромной дырой» в безопасности смартфонов.
«Ежедневно в магазинах появляются сотни если не тысячи приложений, и даже огромные компании не всегда успевают проверять их в своих сторах. Что уж говорить об альтернативных платформах, где контроль может быть еще ниже. Приложения могут занести вам на телефон вирусы, будут требовать предоставить им разрешение на доступ к сообщениям, счетам, видео, а затем передавать их мошенникам. У нас и так большие проблемы с киберпреступностью, но они могут стать еще хуже. Снижение роли больших корпоративных магазинов приложений — это прямой путь к созданию огромных дыр в кибербезопасности», — добавил эксперт.
В состав европейского Digital Markets Act входят также требования о запрете передачи данных пользователей между сервисами, которыми владеет одна компания, для их использования в рекламных целях. Как считает эксперт, подобные ограничения с одной стороны можно расценивать как положительные. Даже без принятия специальных законов во многих приложениях сейчас есть функция по ограничению сбора данных пользователей, чтобы приложение не следило за ними. С другой стороны, многие бесплатные приложения как раз существуют за счет продажи рекламы, а для большого числа компаний в малом и среднем бизнесе реклама в приложениях является одним из ключевых факторов продаж. И подобные ограничения могли бы негативно сказаться на таких компаниях и разработчиках приложений.
Касательно главной темы, на которую упирает петиция, а именно локализации в Казахстане сервисов таких компаний как Apple и Sony, то тут, по словам эксперта, все зависит не от законодательства страны, а от интереса конкретной компании и их экономической заинтересованности в нашем рынке.
«Как бы грубо это не звучало, но такие компании будут исполнять законы только когда это приносит деньги и помогает развивать бизнес. Как только исполнение законов становится более выгодным, чем их не исполнение, то компании сами с радостью принимают любые условия. В то же время, если рынок страны для них не интересен, то никакие законы не принудят их локализовать свои продукты. У нас есть примеры с компаниями из ближнего зарубежья, которые не так давно принуждали исполнять законодательство нашей страны, заблокировав их работу. Они с охотой перенесли к нам сервера и выполнили все необходимые условия. В то же время для компании, которая зарабатывает на нашем рынке или почти ничего или незначительно, в случае введение обязательства локализовать свои сервисы будет проще уйти с рынка вообще или работать через «серых дилеров».
Мы не можем законами заставить ту же компанию Sony открыть онлайн-магазин своих игр для казахстанцев, если они не сделали этого до сих пор. То, что у нас в магазинах продается их техника, это заслуга не самой японской корпорации, а местных ритейлеров, которые смогли наладить официальные каналы для ее поставки. Но это не означает, что Sony будут готовы делать что-то специально для нас. Вполне возможно, что их менеджеры сильно бы удивились, узнав, что их приставки вообще продаются в Казахстане», — отметил специалист по IT-рынку Евгений Питолин.
Напомним, что это далеко не первая петиция и обращение казахстанцев с требованием локализовать сервисы зарубежных компаний в нашей стране. Уже не первый год владельцы игровых консолей PlayStation просят государство посодействовать в создании казахстанской версии цифрового магазина игр PS Store. Казахстанцы обращались с аналогичной просьбой и к самой японской корпорации.
Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере
Источник: tengrinews.kz