“Зачем усложнять систему, где вы проиграете“. Эксперты о Налоговом кодексе

В Алматы прошло заседание Общественной палаты Мажилиса по проекту нового Налогового кодекса. Эксперты аналитического центра DESHT поделились своим видением документа и высказали критику в адрес его ключевых положений, передает Tengrinews.kz.

1. Налоговая политика — на острие «общественного договора»

Эксперты напомнили, что налоговая политика должна базироваться на общественном консенсусе. Однако кабинетный подход госорганов и ограниченные обсуждения создают серьезные проблемы.

«Такой подход — «разделяй и властвуй» — никогда не приведет к консенсусному документу», — считают в DESHT.

Разработчики Кодекса оказались в сложной ситуации: им приходится одновременно учитывать невозможность тратить средства Нацфонда, брать долги, повышать инфляцию и «ломать» отрасли. Однако госслужащие воспринимают налоги как математическую задачу, а не как политическую и экономическую проблему».

«В итоге тысячи предпринимателей, отраслевых специалистов и активных граждан вынуждены участвовать в непродуктивных дискуссиях. И мы все равно будем «фундаментально» переписывать Кодекс вскоре после его принятия», — добавили эксперты.

2. «Лучшее — враг хорошего»

Частое реформирование налогового законодательства создает нестабильность и неопределенность для бизнеса.

«Бизнес адаптируется к старой системе, но постоянное изменение правил все «обнуляет» и тормозит долгосрочные планы. Стабильность важнее гипотетического улучшения», — подчеркнули в DESHT.

При этом аналитики отметили, что экономические проблемы бизнеса чаще связаны с произволом госорганов и слабым верховенством права, а не с самими налогами.

3. Дифференцированные ставки — это зло

Идея дифференциации ставок противоречит принципу равных условий для всех участников рынка.

«Дифференциация ставок увеличивает пространство для лоббизма и фаворитизма. При слабых институтах это приводит к провалу реформы и усложнению системы до полного «зависания». А потом мы снова вернемся к плоской шкале, потеряв годы», — считают эксперты.

Они также подчеркнули, что экономически обоснованных аргументов в пользу дифференцированных ставок КПН до сих пор предложено не было:

«У государства не проработано понимание отраслей, слабые кадровые и технические возможности для администрирования. Тогда зачем усложнять систему, где вы в итоге проиграете?»

4. Прогресс нам не нужен, потому что мы не любим прибыль

В DESHT отметили, что попытки бороться с высокой прибылью препятствуют инновациям.

«Высокая прибыль и низкая конкуренция — это основа инноваций. Но государство хочет «выравнять» всех, не оставляя места для стимулов», — заявили эксперты.

Они подчеркнули, что сверхприбыль, полученная за счет господдержки, должна регулироваться через отмену привилегий, а не через налоговые реформы.

5. Чрезмерный акцент на малый бизнес

Ставка на развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) не оправдана, считают аналитики.

«Крупные корпорации обеспечили экономический рывок развитых стран. А высокая доля МСБ в ВВП — это результат перераспределения доходов, а не драйвер роста», — подчеркивают в DESHT.

Они добавили, что Казахстан не сможет конкурировать с раздробленной экономикой, где малый бизнес играет ключевую роль.

6. Слишком много акцента на техническую науку

Несмотря на вычеты в 300 процентов на НИОКР, основная проблема реального сектора заключается не в недостатке инвестиций, а в слабом управлении и продажах.

«Гораздо важнее инвестировать в автоматизацию, стратегический консалтинг и маркетинг, чем в разработки, которые зачастую не имеют практической ценности», — считают эксперты.

7. А как же децентрализация?

В DESHT отметили, что проект Кодекса предусматривает чрезмерную централизацию налоговой системы, что только усугубляет проблемы на местах:

«Налоговая мораль выше, когда граждане видят, как используются их деньги. Либерализация должна учитывать специфику регионов, а не выравнивать всех под один стандарт».

8. Снова прогрессивный ИПН

По мнению аналитиков, прогрессивный ИПН в текущих условиях ударит по верхнему среднему классу, который уже платит больше, чем получает:

«Все прекрасно понимают, что основное богатство в стране связано либо с коррупцией, либо с фаворитизмом. В итоге платить будут только те, кто честно работает».

9. Не трогайте ставки, расширяйте базу

В DESHT поддерживают мнение о низкой реальной налоговой нагрузке, но предлагают расширять базу налогоплательщиков, а не повышать ставки:

«Пока одни платят 30 процентов от дохода, другие не платят ничего. Сначала нужно реформировать администрирование и цифровизацию, а уже потом обсуждать ставки».

10. Проверки и управление рисками

Аналитики также поддерживают необходимость прозрачности критериев проверок.

«Добропорядочный бизнес должен быть уверен в своей защите от произвола. Если такого нет, скрывать методику проверок не имеет смысла», — заключили они.

Ранее Министерство нацэкономики прокомментировало, будут ли переводы с карты на карту облагаться налогом.

Читайте также: Появились очертания нового Налогового кодекса: что ждет бизнес

Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru