Транспортный коллапс на “Медеу“ и “Шымбулаке“. Как решить проблему

В Алматы стартовал уже 75-й сезон массовых катаний на «Медеу». Также начался сезон на «Шымбулаке». На высокогорный каток и горнолыжный курорт каждый день приезжают сотни и даже тысячи горожан и туристов. Огромный поток посетителей создает неудобства, пробки по дороге на «Медеу» начинаются с самой верхней части проспекта Достык, а автобусы едут забитые пассажирами, как в консервной банке. Все это превратилось в настоящий транспортный коллапс. Корреспонденты Tengrinews.kz решили разобраться в проблеме и спросили у экспертов о способах ее решения.

Заложники пробок: «Медеу» и «Шымбулак» на грани коллапса

С первого же дня открытия сезона на «Медеу» образовались большие очереди из желающих примерить коньки и попробовать лед.

@ssbolatkyzy #recommendations #elbruso #fyp #рек #медеу #медео #каток ♬ оригинальный звук — Khabartv

Ролик с очередями собрал тысячи репостов и более трехсот комментариев.

«Я, как местный, никогда там не катался», «Это уже студенты 2007-2008 годов?», «Я там стою», «Уже открылось?» — пишут люди в комментариях.

На остановке автобусов, которые отвозят туристов в город, уже к вечеру наблюдались огромные толпы. Жители набивались туда буквально как шпроты в банку.

@zhorakhanov_0 #алматы #медеу #12 ♬ The Final Countdown — Europe

«Как будто фильм про зомби-апокалипсис снимают», «Блин, ну вообще несмешно бедные люди», «Буквально я каждый день. Это просто ужас, когда уже адекватные маршруты сделают….», «Представляю, как хорошо людям на своих машинах», «Смотря на это, хочется просто остаться на остановке до завтра», — прокомментировали люди подобное столпотворение.

Подобная же ситуация наблюдается и на самой дороге, особенно в выходные дни, когда автомобили скапливаются в километровые пробки.

@issakhanov_ #медеу ♬ оригинальный звук — 𝟘𝟟𝟟
@el_ramzeo #рекомендации #алматы #medeu ♬ Let It Snow! Let It Snow! Let It Snow! — Dean Martin

Сколько машин приезжает на «Шымбулак» и «Медеу»?

На недавней пресс-конференции СЦК аким Алматы Ерболат Досаев сообщил, что с начала 2024 года каток «Медеу» посетило 400 тысяч человек. Чтобы получить более конкретные данные о транспортных потоках, мы обратились к разработчику системы «Сергек». В качестве точки наблюдения трафика была выбрана локация, находящаяся на подъезде к экопосту на улице Керей, Жанибек хандар, мимо которой проезжает весь поток, направляющийся в сторону курорта.


Иллюстрация Tengrinews.kz©

Согласно данным интеллектуальной транспортной системы для анализа, мониторинга и транспортного прогнозирования Sergek ITS, в будние дни в сторону «Медеу» и «Шымбулака» и в обратном направлении проезжает в среднем 4,5 тысячи транспортных средств. Пиковые часы в будни — с 8:00 утра до 14:00 дня и с 19:00 вечера до 24:00 ночи. В это время в сторону Медеу и Шымбулака направлялось от 200 до 300 авто в час.

В выходные дни нагрузка возрастает в два раза — до 9 тысяч транспортных средств в день. Самое спокойное время по трафику в выходные — ночь: с 1 ночи до 6 утра. В этот период по дороге проезжает более 200 авто в час. Пиковые часы — с 8:00 до 17:00 с интенсивностью более 500 автомобилей в час. Самый пик нагрузки — с 11:00 до 14:00 — более 700 автомобилей в час.

В праздничные дни трафик разнится. Если не в сезон — 7 мая — в сторону «Медеу» в день проезжало 5,9 тысячи автомобилей, то ближе к началу сезона — 25 октября — в эту сторону проезжало уже 8 тысяч транспортных средств за день.

По сравнению с 2023 годом объем трафика, направляющегося в сторону гор, вырос. В будние дни — на 12 процентов, и на 20 процентов — в выходные.

Шаттлы вместо личных машин

Эксперт в сфере альтернативного транспорта и один из активистов велосообщества Ануар Джусупов отметил, что основная причина пробок в сторону «Медеу» и «Шымбулака» заключается в том, что они являются естественными точками притяжения, которые несопоставимы с аналогами в городской черте. По его словам, когда у вас есть выбор между крупнейшим в мире высокогорным катком, где при катании на льду со всех сторон тебя окружает величественный горный пейзаж, или же катки в любой части города, как бы они ни были хороши, это несопоставимые категории.

«При таком сценарии подобный объект будет иметь большую популярность, как ни крути, и будет более востребованным. Это нормальное явление, что люди туда едут и образуются пробки. Здесь нет ничего удивительного. Также важно понимать, что если мы говорим о точках притяжения, которые находятся в горах, то тут нереалистично создание дополнительного или альтернативного заезда. У тебя только одно ущелье ведет к «Медеу», а не 10. Такие же аналогии с другими популярными точками, включая «Шымбулак». Это точно не тот вариант развития событий, когда можно использовать метод «построим еще одну полосу или дорогу и поедем». Это не решение проблемы», — считает эксперт.

Фото Tengrinews.kz/Алихан Сариев

По словам Ануара Джусупова, даже наличие альтернативы в виде катков в самом городе вряд ли сможет конкурировать с высокогорным катком. Однако развитая сеть таких катков, которые будут иметь адекватную для хорошего катания площадь и ровный лед, а также будут находиться практически в каждом квартале города, снизила бы нагрузку на «Медеу», но не сняло бы ее полностью.

По словам специалиста, по вопросам микромобильности наиболее перспективным решением проблемы, связанной с пробками на «Медеу» и «Шымбулаке» в выходные дни, стало бы ограничение въезда на «Медеу» в выходные. При этом из города туда должны курсировать как скоростные шаттлы, так и рейсовые автобусы. Возможно, цена проезда на шаттлах была бы чуть выше, чем на автобусах 12-го маршрута, но они доезжали бы до катка намного быстрее.

«При такой системе в выходные у тебя на линии общественного транспорта на «Медеу» должно быть больше. Как эти шаттлы могли бы выглядеть? По городу нужно определенное количество мест, условно три, и возможность сделать там перехватывающие парковки. Ты ставишь автомобиль на парковку, и оттуда отъезжают шаттлы на Медеу без остановок. Это будет единственный вариант, как уехать на выходных и вернуться обратно. Это может спасти ситуацию, потому что количество пассажиров, которых могут перевезти автомобиль и автобус, несопоставимо. Поэтому, если бы пассажиропоток был полностью организован на автобусах, он бы мог быть больше, чем то, как это происходит сейчас, когда львиная доля его приходится на личные автомобили», — заключил эксперт.

О необходимости транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), где будут «перехватывать» людей говорят и другие эксперт. В свое время о ТПУ сразу в нескольких локациях говорили и власти города, но пока результатов работы в этом вопросе не видно.

Фото Tengrinews.kz/Алихан Сариев

Джусупов отметил, что в мире мало городов, где точки притяжения в горной местности находятся всего в 15 километрах от центра. В большинстве из них при этом проезд на личном транспорте до этих точек запрещен. Имеются общественный транспорт, шаттлы, а также — в зависимости от сложности местности и дороги — канатные дороги от города до вершины.

«В нашем случае, как мне кажется, канатка в ущелье — это излишне, она не решит качественно проблему, как шаттлы, она хороша не для таких расстояний, как 15 километров. Как итог, во всех городах, где такое происходит, это решается перехватывающими парковками, от них отходят экспресс-шаттлы, альтернатива — общественный транспорт с увеличением частоты в выходные дни, когда поток возрастает. Они должны ходить до закрытия курорта», — поделился своим мнением эксперт.

Park and Ride. Преимущества перехватывающих парковок

Как отмечают эксперты, сейчас по трассе до «Медеу» перехватывающих парковок нет вообще. Их ключевыми преимуществами называют снижение загруженности дорог, уменьшение количества машин (а это означает и меньше выбросов углекислого газа). Плюс туристическим локациям не надо будет думать о дополнительных парковочных местах, а это позволить сэкономить средства и ресурсы, которые лучше отправить на развитие инфраструктуры.

Эксперты отмечают, что системы перехватывающих паркингов нужно оснащать камерами видеонаблюдения и охраной, что обеспечивает безопасность автомобилей и предотвращает различные преступления, в особенности — кражи. Также перехватывающие парковки становятся промежуточными остановками для отдыха туристов, ведь там обычно появляются кафе, туалеты и комфортные зоны.

Отметим, что система перехватывающих парковок уже долго время работает в Москве и Санкт-Петербурге. О запуске паркингов заявляли и власти Ташкента.

Новый путь — троллейбусы и электробусы

Архитектор-урбанист и основатель сообщества «Градоблог — Алматы» Владислав Филатов также считает, что проблема заторов на дорогах в направлении курортных объектов заключается в отсутствии нормальной альтернативы личному автотранспорту. Даже если в теории построить или пробить новые дороги к курортам из города, то это только создаст дополнительный трафик в направлении этих объектов. Количество дорог такое же, как и в городе, лишь создает больше машин. Альтернативой стало бы развитие общественного транспорта в направлении таких объектов, как «Медеу», и полный запрет личного автотранспорта для нерезидентов этого района.

Фото Tengrinews.kz/Алихан Сариев

Дополнительную помощь может оказать создание благоустроенного пешеходного маршрута в сторону гор и создание велоинфраструктуры, отделенной от проезжей части.

«Шаттлы и введение проезда только для спецтехники и общественного транспорта может коренным способом изменить ситуацию на конкретном направлении. Я бы даже поступил более радикально: сделал бы троллейбусный маршрут в горы, чтобы уменьшить шумовое и атмосферное загрязнение. В той же Черногории при подъеме в их аналог горных Альп существуют отсечки, после которых на личном авто нельзя проезжать», — поделился своим видением архитектор.

«Проблема «Медеу» заключается в том, что это культовая локация с необходимостью туда как-то добраться. Пока автомобиль является единственным удобным способом туда доехать, мы будем видеть такие пробки», — добавил архитектор.

Владислав Филатов также отметил, что желательно отсекать такие курорты от тела города и помещать их в отдельные резервации, куда можно добраться на машине, но это будет далеко не единственный способ, и все равно необходим альтернативный транспорт. Кроме того, могла бы помочь дифференциация по тарифам. Электротранспорт и разного рода средства индивидуальной мобильности должны иметь льготное положение.

Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru