Почему проиграл Шольц и чего ждать от фаворита на пост канцлера Германии
- В Германии на выборах победил блок ХДС/ХСС под руководством Фридриха Мерца, а СДПГ во главе с Олафом Шольцем признала поражение.
- Поражение СДПГ связано с распадом коалиции, экономическими трудностями и внутренними разногласиями.
- ХДС/ХСС не сможет сформировать правительство самостоятельно и будет вынужден создать коалицию, что может занять длительное время.
- Фридрих Мерц отличается правыми взглядами, включая поддержку атомной энергетики и ужесточение миграционной политики.
- Политика Германии в отношении Украины, вероятно, не изменится, так как Мерц выступает за поддержку Киева.
- Ожидается, что внешняя политика Германии, особенно в вопросах обороны и европейской коалиции, может быть скорректирована, но без кардинальных изменений.
- Отношения между Германией и Казахстаном останутся позитивными, с перспективой усиления торгово-экономических связей.
В Германии назрели большие перемены. Действующий канцлер ФРГ Олаф Шольц признал поражение Социал-демократической партии (СДПГ) на выборах в бундестаг. Новым канцлером Германии, вероятно, станет Фридрих Мерц: возглавляемые им Христианско-демократический союз и Христианско-социальный союз (ХДС и ХСС) набрали наибольшее количество голосов. Чем обусловлено поражение Шольца и как изменится политика страны — в этих вопросах разбирался корреспондент Tengrinews.
Почему проиграла партия Шольца?
Эксперт по внешней политике Таир Нигманов сравнил смену власти в Германии с игрой в шашки. Он отметил, что с 2017-го по 2021 год Германию возглавлял блок ХДС/ХСС под руководством Ангелы Меркель. После этого на выборах победила СДПГ, но теперь снова на сцену выходят правоцентристы, только уже под новым руководством.
«Очень долго ХДС/ХСС выигрывал выборы, но на тот момент в стране накопилась усталость от их правления. Было несколько крупных кризисов, таких как миграционный и COVID. Чтобы сохранить партию, Меркель объявила, что не будет баллотироваться на пост главы партии, и началась внутренняя борьба. Сменилось несколько потенциальных преемников — Урсула фон дер Ляйен, Аннегрет Крамп-Карренбауэр, но их карьеры не сложились, особенно когда они занимали посты министров обороны.
Нужно понимать, что Фридрих Мерц — не новый человек в политике. Он еще в начале 2000-х годов конкурировал с Ангелой Меркель за лидерство в Христианско-демократическом союзе, но проиграл и ушел в бизнес — как говорят, очень успешно. Когда Меркель сказала, что будет уходить с поста канцлера и с поста лидера ХДС/ХСС, Мерц вернулся в большую политику, несколько раз пытался стать главой партии, у него были очень хорошие шансы. Но там очень сложное голосование, и каждый раз до настоящего момента он не выигрывал», — сказал Нигманов.
Ангела Меркель. YAY_Images/Depositphotos.com
Таир Нигманов отметил, что в 2021 году внутренние перестановки не помогли ХДС/ХСС, и они с треском проиграли выборы. Тогда к власти пришла СДПГ во главе с Олафом Шольцом. По его словам, партии пришлось провести сложные и затянувшиеся переговоры по созданию коалиции, которая едва ли не распалась из-за угрозы перевыборов. В итоге была сформирована непрочная коалиция из СДПГ, Свободных демократов и «зеленых». Эти партии сильно расходятся в своих идеологиях: «зеленые» — левые, с социалистическим уклоном, СДПГ — левоцентристы, а Свободные демократы — правая партия, ориентированная на экономику.
«Изначально все три партии очень сильно расходятся в своем видении будущего страны, в своей политической повестке. Они очень тяжело приходили к коалиционному соглашению, и в конце прошлого года коалиция распалась, отчасти из-за вопросов бюджета. Это было связано с конфликтом между свободными демократами и правящей партией СДПГ. Глава свободных демократов Кристиан Линднер был уволен с поста министра финансов, и коалиция развалилась. Министерство финансов — это ключевой портфель, за который идет борьба при создании коалиционного правительства», — добавил эксперт.
Олаф Шольц. Фото Ale_Mi/depositphotos.com
По мнению Таира Нигманова, неполные четыре года правления Шольца стали тяжелыми для Германии.
Геополитические вызовы не обошли страну стороной: два года экономика страны стояла на месте, происходили массовые сокращения в крупнейших индустриальных компаниях. Помимо этого, продолжается дискуссия об атомной энергетике: Германия решила отказаться от ядерного топлива давным-давно, но только при Шольце они полностью вышли из оборота, что тоже сыграло свою негативную роль.
Под конец своего срока Шольц потерял поддержку своих политических союзников: он поругался со Свободными демократами, лишив их должностей, а у «Зеленых» возникли серьезные внутренние проблемы, включая обвинения в коррупции. Им пришлось обновлять руководство, и партия проигрывала региональные выборы.
«И именно на этом фоне снова смогли вернуться в политику ХДС/ХСС. Как Шольц пришел к власти на фоне кризиса ХДС/ХСС, так и Мерц теперь добился успеха на фоне кризиса СДПГ», — отметил Нигманов.
Политический обозреватель Анатолий Иванов-Вайскопф отметил, что досрочные выборы в Бундестаг продемонстрировали ожидаемый результат. Однако, несмотря на победу, ХДС/ХСС не может сформировать правительство самостоятельно, так как набрало всего 28,5 процента голосов. Поэтому, им пришлось искать союзников для создания коалиции, и они нашли их в лице бывшей правящей партии — СДПГ. По итогам голосования обе партии получили 328 мест из 630 в Бундестаге. Согласно законодательству Германии, партии, занявшие более 50 процентов мест в парламенте, не нуждаются в дополнительных союзниках и могут сами формировать правительство.
Depositphotos.com
Что известно о Мерце и его партии?
Нигманов назвал Фридриха Мерца «человеком достаточно правых взглядов», что проявляется в его подходах к ключевым вопросам политики, миграции и национального строительства.
«От него не стоит ждать мультикультурализма Меркель. В свое время Мерц продвигал идею «лейт-культуры» — идеи о том, что в стране должна доминировать немецкая культура, и все, кто хочет быть гражданином Германии, должны разделять ее ценности. Мерц позитивно относится к вопросу атомных электростанций. Но в любой политике нередко бывает так, что когда человек находится в оппозиции, он говорит одно, а когда приходит к власти — повестка меняется», — подчеркнул эксперт.
PR-PhotoDesign/depositphotos.com
По его словам, эта первая причина, по которой сложно оценить, что будет делать Мерц на должности канцлера, учитывая, что до этого момента он никогда им не был, хоть и достигал серьезных вершин в немецкой политике.
«Вторая причина — большую часть правой риторики ему приходилось озвучивать для того, чтобы отнимать голоса у партии «Альтернатива для Германии». Потому что эта партия тоже выступала за ужесточение миграционного контроля и за то, чтобы вернуться к использованию мирной атомной энергетики. Это был элемент предвыборной борьбы», — отметил политолог.
При этом изначально Мерц негативно относился к беженцам и выступал за ограничения в предоставлении убежища.
«Один из ключевых моментов — возможность отказа просителю убежища уже на границе. То есть это не вы прибываете в страну и подаете заявление, находясь там, пока рассматривается заявление. Это возможность отказать, даже не запуская человека в страну. С момента развала коалиции и в период выборов произошло несколько громких нападений со стороны людей с миграционным прошлым. Все это создавало серьезное медийное давление», — заявил Нигманов.
Изменится ли политика Германии по Украине
По словам эксперта, в Германии работает негласное правило Брандмауэра — эта страна развязала две мировых войны, у них сильно развито чувство вины за все это, а потому у них очень осторожное отношение в политике к очень правым партиям и к правым ценностям.
«Еще на момент правления Шольца звучали обвинения в том, что Мерц сочувствует АдГ, что он контактирует с ним, а по мнению многих они должны быть нерукопожатыми. АдГ и «Союз Сары Вагенкнехт» выступали за нормализацию отношений с Россией. В плане Украины позиции Шольца, Мерца и «зеленых» более или менее совпадают. Единственное отличие — степень уровня поддержки», — отметил Таир Нигманов.
Политолог обратил внимание на слова Мерца о том, что Шольц сделал недостаточно для поддержки Украины и слишком мало средств тратил на развитие обороны Германии.
«Последнее выступление Джей Ди Вэнса (вице-президент США) на Мюнхенской конференции по безопасности, а также риторика Дональда Трампа и Марко Рубио по тому, как урегулировать конфликт в Украине, создают образ внешнего врага. Германия — это доминирующая экономика Евросоюза, и для этой страны досадно, что в мирных переговорах по решению украинского кризиса ее собираются проигнорировать. По мнению большинства партий, Германия однозначно должна играть одну из ведущих ролей в урегулировании кризиса на Украине», — заявил эксперт.
standwithukraine/depositphotos.com
Более того, по мнению Нигманова, вполне вероятно, что сейчас в Европе пытаются сформировать единую европейскую коалицию, где Польша, Франция, Великобритания и Германия должны играть ведущую роль.
«Нужно понимать, что мир сильно изменился за последние 70 лет, если сравнивать со временами второй мировой войны и даже с 90-ми годами. То есть европейские политики, которые заявят о полной мобилизации и переводе экономики на военные рельсы и о том, что эти мобилизованные войска будут размещены в Украине, сразу закончат свою политическую карьеру. Потому что общество изменилось: если раньше можно было при помощи пропаганды и идеологии мобилизовать население и отправить его умирать или хотя бы просто мобилизовать экономические ресурсы, то в нынешнее время с его ценностями это физически невозможно», — считает он.
Нигманов уверен, что в Европе могут бесконечно сочувствовать Украине, отправлять личные донаты, поддерживать политиков, которые говорят о том, что будут тратить часть бюджета на помощь этой стране.
«Но горячие головы, которые были готовы умирать за Украину, они уже там. А люди, которые не готовы жертвовать своей жизнью и ее качеством, составляют сегодня большинство. В Германии много людей, которые сочувствуют Украине, но готовы ли они усугублять и без того серьезные экономические проблемы — большой вопрос. Тем более что Украина не состоит ни в Евросоюзе, ни в НАТО», — уточнил политолог.
Политический обозреватель Иванов-Вайскопф считает, что позиция Германии в отношении Украины не изменится.
«Германия поддерживала, поддерживает и в обозримом будущем будет поддерживать Украину. Тем более при Мерце, который ранее выступал за передачу Киеву германско-шведских ракет большой дальности Taurus KEPD-150/350», — отметил он.
Какой будет внешняя политика
Таир Нигманов констатировал, что на выборах в Германии явка составила более 80 процентов. По его мнению, это говорит о том, что немецкое общество сейчас заряжено и расколото.
«20 процентов голосующих за партию «Альтернатива для Германии» — это очень много. Ранее их рекорд составлял 14 процентов. Запросы у населения самые разные, и люди очень серьезно с ними выступают. Но концептуально все хотят решения экономических проблем. Вопрос лишь в том, посредством чего. Мерц обещает поднять немецкую экономику, но с другой стороны он выступает за серьезное увеличение военного бюджета. Сравнительно недавно Германия довела расходы на оборону до 2 процентов от ВВП — это требование НАТО», — сообщил политолог.
PR-PhotoDesign/depositphotos.com
Но это требование, отметил эксперт, очень долго не соблюдалось, потому что Европе было выгодно взвалить вопросы безопасности на плечи США, а освободившиеся ресурсы тратить на развитие своей экономики.
«Однако Трамп еще в первый свой приход заявлял, что такого больше не будет. Мерц же предложил увеличить оборонные расходы до 3 процентов, а это очень много. Но насколько с ним согласятся, неизвестно. Впереди Германию ждут очень тяжелые месяцы. Несколько месяцев точно уйдет только на формирование коалиции, и это может затянуться еще сильнее», — прогнозирует Нигманов.
Иванов-Вайскопф отметил, что отношения Германии и Казахстана сейчас находятся на подъеме.
«В Германии в целом позитивно оценивают происходящие в Казахстане изменения. Визиты канцлера Шольца в прошлом году и президента Штайнмайера в 2023 году – тому яркое подтверждение. Из бесед с германскими политиками разных политических партий следует, что Германия считает Казахстан своим главным стратегическим партнером в Центральной Азии. Соответственно, можно достаточно уверенно сказать: все подписанные между нашими странами соглашения и договоры будут работать и при новом правительстве Германии. Более того, есть достаточно большая вероятность, что торгово-экономические и политические контакты между нашими странами получат новый импульс», — заключил обозреватель.
Напомним: действующий канцлер ФРГ Олаф Шольц признал поражение Социал-демократической партии на выборах в бундестаг и заявил, что несет за это ответственность.
Согласно обновленным предварительным неофициальным результатам, обнародованным в воскресенье, на досрочных выборах в бундестаг консервативный блок в составе Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза набрал 28,5 процента голосов избирателей.
Кандидат в канцлеры от консервативного блока Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) Фридрих Мерц призвал к скорейшему формированию правительства.