Рекордный урожай в Казахстане: как превратить миллионы тонн в миллионы долларов

В прошлом году казахстанские аграрии собрали рекордный урожай зерновых, который превысил 26 миллионов тонн. Об этом в октябре прошлого года Главе государства доложил министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров. Однако, вырастив такой урожай, аграрии столкнулись с проблемой его сбыта. В ситуации разбирался корреспондент Tengrinews.kz.

По данным Министерства сельского хозяйства, валовый сбор зерна составил 26,7 миллионов тонн, что является рекордом для нашей страны. Еще 3 миллиона тонн составляют остатки урожая прошлого года. Естественно, объемы необходимо еще и реализовать, да так, чтобы аграрии не остались в убытке.

По словам официального представителя, руководителя комитета аналитики Зернового союза Казахстана Евгения Карабанова, вопрос заключается в том, что производители зерна не могут продать его по приемлемой для них цене.

«Сказать, что покупателей нет совсем, нельзя. Просто покупатели предлагают аграриям низкую, на их взгляд, цену. И те не соглашаются продавать по такой цене. А цена низкая потому, что предложение очень большое. Все наши импортеры, которые в основном находятся в Центральной Азии и в Афганистане, это видят, понимают и стоят на своем до последнего. А для внутреннего рынка такие объемы слишком большие», — объяснил Карабанов.

При этом, по данным Зернового союза, в Казахстане самая дешевая пшеница в мире, цена которой составляет чуть более 100 долларов за тонну. Стоимость в той России составляет 140 долларов, в Украине – 170 долларов, в США – 240 долларов.

Представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов

Представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов / фото предоставлено Евгением Карабановым

«Европейская пшеница стоит 235 долларов. Австралийская – 260 долларов за тонну. Но проблема заключается в дорогой логистике, ведь пшеницу нужно еще доставить потребителям. Основные импортеры находятся в странах Северной Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. У России нормальный урожай, Беларусь тоже себя обеспечивает», — рассказал Евгений Карабанов.

Где нужно казахстанское зерно

В качестве традиционных рынков сбыта казахстанской пшеницы Карабанов назвал страны Центральной Азии – Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан, а также Афганистан. При этом он уточнил, что в большей степени речь идет о муке, а не о зерне.

«Эпизодически среди импортеров у нас появляются Азербайджан и Иран. В последние годы был Китай, но сейчас по этому направлению есть как внутренние, так и общие инфраструктурные проблемы. Этих рынков сегодня недостаточно для реализации всего объема. Пшеница является самой проблемной с точки зрения реализации культурой. 18 миллионов тонн — наше производство, плюс 3 миллиона тонн переходящих остатков, получается 21 миллион. До 6 миллионов тонн мы используем на внутреннее потребление, остается 15 миллионов», — объяснил Карабанов.

Из 15 миллионов, по словам эксперта, 2 миллиона необходимо оставить на переходящий запас — стратегический резерв на случай неурожая, стихийных бедствий и в качестве рычага нацкомпании «Продкорпорация» для стабилизации цен на рынке в случае их резкого повышения.

«Получается, нам необходимо реализовать 13 миллионов тонн. Самым хорошим за последние пять лет у нас был сезон 2022-2023 маркетинговых годов. Маркетинговым считается период от урожая до урожая, то есть с сентября по август. Тогда мы продали 10,7 миллиона тонн пшеницы вместе с мукой в зерновом эквиваленте. В прошлом году у нас результаты были значительно скромнее: в общей сложности мы реализовали 7,5 миллиона тонн пшеницы вместе с мукой», — отметил представитель Зернового союза.

Как превратить миллионы тонн в миллиарды тенге

По мнению эксперта, есть несколько вариантов того, как сделать казахстанское зерно более конкурентоспособным на мировых рынках.

«Сейчас крайне необходимы транспортные субсидии, чтобы доставлять пшеницу на нетрадиционные для нас рынки. Сегодня там торгуют российской, украинской, аргентинской, канадской и американской пшеницей. Чтобы туда попасть, затраты на логистику зерна будут составлять от 160 до 200 долларов за тонну. При этом его стоимость в том же Вьетнаме составляет порядка 265 долларов, и если 200 долларов при этом будут уходить на логистику, то стоит ли овчинка выделки? Поэтому стоит вопрос о субсидировании дальних рынков: Ближний Восток, Северная Африка, Юго-Восточная Азия», — перечислил Карабанов.

Как отметил представитель Зернового союза, чтобы выйти на эти рынки, придется доплачивать экспортерам нашей пшеницы порядка 50-60 долларов транспортных субсидий за одну тонну.

«Российская пшеница сейчас стоит примерно 237 долларов за одну тонну на условиях FOB (товар с оформленными документами, погруженный на судно в режиме экспорта). Стоимость логистики казахстанской пшеницы на аналогичных условиях составит примерно 95 долларов за тонну. А россиянам доставка своей пшеницы в свои порты обходится порядка 35 долларов за тонну, то есть наша пшеница заведомо неконкурентная из-за разницы в 60 долларов на тонну», — констатировал Евгений Карабанов.

В Министерстве сельского хозяйства тем временем отмечают, что сегодня они наблюдают высокую заинтересованность в вопросе импорта казахстанского зерна.

«Мы встречались с представителями сельского хозяйства и торговли в Иране. Мы встречались также с представителями портов в Каспийском море и в стороне Персидского залива. Сегодня мы наблюдаем высокую заинтересованность с их стороны не только в вопросе импорта зерна, но и транзита через территорию Ирана. Они оказывают нам содействие для того, чтобы мы смогли экспортировать наше зерно по рентабельной цене, которая устроит наших экспортеров. Они заинтересованы сами забирать зерно и отправлять транзитом в Персидский залив. Есть соответствующие договоренности. Мы наблюдаем, что идет рост цены на зерно в соседних государствах, то же наблюдается и внутри Казахстана. Мы планируем порядка 12 миллионов тонн зерна экспортировать. На сегодняшний день экспортировано уже 5,5 миллиона тонн», — недавно заявил вице-министр сельского хозяйства Ермек Кенжеханулы в кулуарах Сената.

По информации Минсельхоза, в прошлом году значительно увеличились поставки казахстанского зерна в Иран и Азербайджан: экспорт в Иран возрос в 30 раз (с 15 тысяч тонн до 455 тысяч тонн), а в Азербайджан — до 188 тысяч тонн. С начала 2025 года экспортировано 558 тысяч тонн зерна, что на 8 процентов больше аналогичного периода прошлого года.

Эксперт Карабанов, в свою очередь, предлагает еще один вариант: «Продкорпорация» сама покупает все зерно и потом без спешки продает его по конкурентной цене.

«Так было в 2011 году, когда они купили около 5 миллионов тонн и буквально на следующий год все распродали, так как была засуха и резко выросли мировые цены. По сути, этот кредит — возвратные деньги, обеспеченные активами в виде зерна, которое можно хранить 5, 6 и даже 7 лет. Для хранения «Продкорпорация» также использует мощности других игроков рынка – так называемые аккредитованные элеваторы», — пояснил он.

Вместе с тем, по словам Карабанова, существует проблема: «Продкорпорация» не располагает собственными деньгами.

«По нашему мнению, нужно взять эти деньги из Нацфонда и выдать бюджетный кредит «Продкорпорации». Разница в том, что эти деньги нужны не для пополнения бюджета, не для реализации социальных программ и не на «длинные» проекты наподобие строительства мостов, железных дорог и так далее. Они нужны максимум на два года и вернутся с большим доходом. Для примера опять вернемся в 2011 год, когда тонну зерна покупали за 25 тысяч тенге, а буквально через полгода продавали по 52 тысячи тенге», — заключил эксперт.

Согласно его подсчетам, такой подход дает рентабельность более 100 процентов.

«Особенно если резко поднимутся цены, а к этому все идет, потому что в России ситуация с озимыми посевами неоднозначна: 37 процентов посевов находится в плохом состоянии или вообще не имеет всходов. То есть, будучи экспортером пшеницы номер один, Россия не сможет дать мировому рынку больших объемов, и появляется ниша для казахстанского зерна. Плюс на руку нам сыграет ожидаемый рост мировых цен», — добавил представитель Зернового союза.

В декабре прошлого года в Минсельхозе пообещали увеличить экспорт зерновых до 12 миллионов тонн.

В ноябре сообщалось о том, что география экспорта казахстанского зерна расширяется.

Читайте также: “Богатство Родины“. Как выглядит полузаброшенный элеватор возле Астаны.

Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp

Tengrinews

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru