Битва на Тереке. Как на современный Казахстан повлияло сражение, произошедшее 630 лет назад в далеких краях

Ровно 630 лет назад на реке Терек произошла очень важная битва – битва, после которой дедушка первого казахского хана Джанибека стал ханом улуса Джучи, правда, ненадолго.

Историк и политолог Султан Акимбеков в авторской колонке на Tengrinews.kz объясняет, почему та битва на Северном Кавказе стала важным цивилизационным поворотом для Центральной Азии, как гибель Золотой Орды запустила процессы, результатом которых стало появление новых идентичностей, в том числе казахов, ногайцев, татар, узбеков, а также рассказывает, как были устроены государства XIX века, на каком языке тогда говорили и за что сражались.

Кто с кем сражался

15 апреля 1395 года, ровно 630 лет назад, на реке Терек произошла битва между войсками правителя Средней Азии Тимура (Тамерлана) и хана улуса Джучи (Золотой Орды) Тохтамыша, которая имела большое значение для истории нашего региона (Центральной Евразии) и в значительной степени – для тех людей, которые здесь жили в то время и живут сейчас, в том числе и для казахского народа.

В этой битве на далеком Северном Кавказе с одной стороны участвовали люди, говорившие на кипчакском варианте тюркских языков, из которых впоследствии образовались современные башкирский, казахский, татарский и другие языки. Среди них было много тех, кто прибыл из восточной части улуса Джучи, где сегодня находится современный Казахстан.

С другой стороны находились главным образом люди из Самарканда, Бухары, Ферганы. Это были чагатаи, которые говорили на карлукской версии тюркских языков, если следовать современной классификации. Еще этот язык называли среднеазиатский тюрки; на нем писали практически все тексты и в государстве Тимура, и в улусе Джучи.

Как жили эти люди

Все эти воины были кочевниками, в том числе чагатаи из армии Тимура. Потому что в природных условиях Средней Азии оседлая жизнь концентрировалась в оазисах, окруженных степями и полупустынями, где традиционно и располагались кочевые племена, которые составляли военное сословие в разных государствах этого региона.

При этом и в Средней Азии, и в улусе Джучи оседлое население, городское, а в Средней Азии еще и земледельческое, было весьма однородным. Оно не служило в армии и должно было платить налоги. Такая разница в социальном статусе в регионе сохранялась до начала XX века.

Кочевники и полукочевники определялись по племенам, оседлые жители позднее назывались сартами. В эпоху Тамерлана многие из них уже были тюркоязычными, остальные – ираноязычными. К числу ираноязычных относились горцы Средней Азии, сегодня это территория современного Таджикистана. Они тоже были на поле битвы на Тереке. В армии Тамерлана они формировали пехоту.

Важно также, что в улусе Джучи преобладали выходцы из Средней Азии, точнее из Хорезма. Именно они построили все города этого государства в степной зоне: от Аккермана на Днестре до Сарая и Укека на Волге и Сарайчика на Жайыке (Урал). Все эти города, всего по данным археологии их было до 100, напоминали аналогичные в Средней Азии. Это были центры торговли, здесь же располагалась администрация в классическом восточном стиле: визири, диваны и кади (судьи). Здесь использовались одновременно и карлукская (среднеазиатский тюрки) версия тюркских языков, на ней велась переписка и документация, и кипчакская – на ней говорила армия и политическая элита.

Какое отношение эта история имеет к Великому Шелковому пути

Расцвет городов в степной зоне был связан с тем, что в ходе борьбы XIII века между двумя монгольскими государствами – улусом Джучи и улусом Хулагу в Иране – торговля по Великому Шелковому пути впервые в истории поменяла свой основной маршрут. Традиционно она всегда следовала по маршруту Кашгар – Самарканд – Бухара – Мерв и далее — в Иран и Сирию.

Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney

Но Джучиды развернули этот маршрут на север. После 1260-х годов он проходил через Отрар – Сыгнак –Хорезм ­– Мангышлак – Сарай в Нижнем Поволжье и далее — в Крым или в низовья Дона. В Крыму товары грузились на торговые суда Генуи в ее портах Кафа и Солдайя. В низовьях Дона – на венецианские корабли в ее порту Тана. В соответствующих бумагах в архивах Венеции и Генуи указывалось, что в некоторые годы практически вся торговля шелком и другими восточными товарами проходила через Черное море.

Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney

Собственно, в битве на Тереке во многом и решалась судьба Великого Шелкового пути, как он будет проходить и кто будет получать доходы от транзитной торговли между Востоком и Западом.

Так что Тимур хотел вернуть торговлю обратно в Самарканд и Бухару. А Тохтамыш, в свою очередь, — отвоевать присырдарьинские города Сыгнак, Сайрам, Туркестан, Отрар, а также Хорезм, которые Тимур занял во время внутреннего кризиса в улусе Джучи.

Почему они тогда сражались на Северном Кавказе?

Потому что это была война настоящих империй. Она происходила на огромных пространствах от Северного Кавказа до Средней Азии. Тохтамыш в 1385 году атаковал Азербайджан, в 1388-м – воевал под Бухарой и Хорезмом. Тимур в это время был в Иране, вернулся, разбил Тохтамыша, тот отступил в степи современного Казахстана. В 1391 году Тимур прошел через степи Казахстана до Волги и разбил Тохтамыша. В 1394-м Тохтамыш атаковал Закавказье.

А в 1395 году Тимур направился на север. Тохтамыш встретил его на реке Терек, потому что не мог отступить в степь и избежать прямого столкновения с Тимуром. Цена вопроса для него заключалась в безопасности многих городов в степной зоне и особенно в Нижнем Поволжье. Это был главный экономический и политический центр улуса Джучи. Проблема для него была еще и в том, что у этих городов не было стен. Власти улуса Джучи всегда считали, что стены не нужны, потому что они никого не боятся.

Кроме того, Тохтамыш опасался, что если откажется от сражения на Тереке, то многие воины — особенно из восточной части государства, в степях современного Казахстана – откажутся его поддерживать. Потому что в армии Тимура находился Койричак, младший сын Урус-хана и дед одного из первых казахских ханов – Джанибека. Урус-хан был ханом левого крыла улуса Джучи с центром в городе Сыгнак.

С Койричаком было много выходцев из степей Казахстана, которые отказались признать власть Тохтамыша. Для них он был узурпатором, который свергнул правящую династию потомков Урус-хана и убил его сына Тимур-Малика. Правда, ранее Урус-хан убил отца Тохтамыша Туй-Ходжа-оглана, чингизида из конкурирующей семьи Тука-Тимуридов, который был эмиром на Мангышлаке.

В целом Койричак пошел по пути Тохтамыша, который с помощью Тимура вел борьбу против Урус-хана и его потомков. В том 1395 году теперь уже Койричак с помощью Тимура собирался отомстить Тохтамышу и вернуть власть своей семье

Так, выходцы из Средней Азии и территории современного Казахстана перенесли свою борьбу в предгорья Северного Кавказа. 15 апреля 1395 года в ожесточенной битве на реке Терек, которую называют самым крупным сражением XIV века, Тимур разбил Тохтамыша. Большую роль в этом сыграло использование пехоты из ираноязычных горцев Средней Азии (с территории современного Таджикистана), которые сформировали укрепленный центр позиции и обеспечили устойчивость боевых порядков в момент мощной кавалерийской атаки войск улуса Джучи.

В свою очередь, на флангах чагатаи из степей Средней Азии разбили конницу улуса Джучи. В армии Тимура было больше дисциплины, этим она отличалась от армий своих многочисленных соперников.

После этого его войска прошлись по всей территории западной части Золотой Орды и разрушили все города. При этом значительная часть местного городского населения была выселена в Среднюю Азию. Потеря большей части городского населения, а также администрации, которая тоже была организована согласно мусульманской традиции, привела к разрушению основы государственной организации улуса Джучи. Одновременно погибла вся инфраструктура для транзитной торговли.

В общем, Тимур знал, что делал. Он преследовал вполне понятные цели. С уничтожением государственности Золотой Орды и ликвидацией ее торговых городов он убрал с политико-экономической карты важного оппонента. И фактически ликвидировал конкурирующий торговый маршрут и обеспечил его возвращение на исторически существовавший путь Великого Шелкового пути через Кашгар в Среднюю Азию и далее – в Иран и Сирию. Теперь его любимая столица Самарканд снова занимала стратегически важное местоположение на этом главном торговом пути Евразии.

Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney

Чей-то конец – это всегда чье-то начало

После битвы на Тереке Тимур поддержал Койричака в качестве претендента на власть в Золотой Орде. Персидский историк и поэт, придворный сына и внука Тимура Шараф ад-дин Язди писал, что Тимур дал Койричаку отряд воинов и передал ему право на ханство. Но тот не смог удержаться в Сарае, тем более что город был к этому моменту разрушен. После ухода Тимура он потерпел поражение от своего племянника Тимур-Кутлуга, которого поддержал влиятельный беклербек Едигей, и был убит. Его сын Барак продолжил борьбу за власть в Золотой Орде, но в конечном итоге уступил ее сыновьям Тохтамыша. Однако его сын Джанибек, внук Койричака, правнук Урус-хана, стал первым казахским ханом.

Разгром Тимуром Золотой Орды на реке Терек фактически окончательно запустил процессы разрушения этого некогда могущественного государства кочевников Евразии. Хотя эти процессы начались еще в период смуты и междоусобных войн в 1361-1380 годах, все-таки именно поражение Тохтамыша на Тереке означало неудачу последней попытки централизации власти. Агония Золотой Орды затянулась еще примерно на сто лет, до конца XV века. Но чей-то конец – это всегда чье-то начало.

Гибель этого государства привела к началу новых процессов в Евразии, среди результатов которого было появление новых идентичностей и новых народов, в том числе казахов, ногайцев, татар, узбеков.

Читайте также: Тайна черепа Кенесары: почему поиски длятся десятилетиями?

Tengrinews

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru