Между миром и войной. Переговорный процесс по Украине все-таки идет или срывается?

gridКраткий пересказ текста от Tengri AIЭтот текст сгенерирован ИИ

  • Война в Украине не завершилась к 20 апреля, как ранее планировалось администрацией Трампа.
  • 18 апреля госсекретарь США Марко Рубио заявил о возможном выходе США из переговорного процесса с Россией и Украиной.
  • Трамп также резко высказался по этому поводу, отметив, что если какая-то из сторон будет затягивать процесс, то они скажут: «Вы глупцы, вы идиоты, вы ужасные люди – и мы просто откажемся от участия».
  • В тот же день Украина и США подписали меморандум о добыче полезных ископаемых.
  • После этого формальных поводов для давления на Украину у администрации Трампа не осталось, и многие их заявления теперь расцениваются как сигналы России.
  • На этом фоне Россия и Украина объявили о пасхальном перемирии с 19 по 21 апреля, что можно трактовать как жест в сторону США.
  • При этом 20 апреля российский министр Лавров резко, с обвинениями в нацизме, высказался о Европейском союзе, стремясь отделить США от Европы в переговорах.
  • Трамп выразил надежду на достижение мирного соглашения между Россией и Украиной «уже на этой неделе».
  • Напряженность сохраняется, но явно что-то происходит, возможно, пока в кулуарах.

Война в Украине все-таки не завершилась к 20 апреля, хотя о существовании таких планов ранее говорили в Вашингтоне. Для американского президента Дональда Трампа добиться мирного соглашения к этому сроку было бы очень символичным, все-таки день христианского праздника Пасхи. Историк и политолог Султан Акимбеков в авторской колонке на Tengrinews.kz оценивает прогресс миротворческий усилий Трампа, разбирает резкие заявления сторон, сделанные на днях, и анализирует дальнейшие сценарии.

«Мы, пожалуй, отказываемся»

Прямо накануне этой символической даты – дня Пасхи – в США вдруг заявили, что вообще могут прекратить свое участие в процессе по урегулированию конфликта между Россией и Украиной. 18 апреля об этом сказал госсекретарь Марко Рубио, а затем то же самое повторил уже сам Трамп. По его словам, если из-за позиции России или Украины задача завершения войны окажется слишком сложной, то:

«Мы, пожалуй, отказываемся. Но я надеюсь, что нам не придется этого делать».

При этом как раз накануне своего заявления, 17 апреля, Рубио разговаривал по телефону с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Темой разговора были состоявшиеся в тот же день переговоры Рубио и спецпредставителя Трампа Стива Уиткоффа с Францией и Украиной. К тому же как раз в Париже незадолго до этого проходила встреча «Коалиции желающих» с участием Великобритании, Германии, США, Франции, а также других европейских стран, допускающих свое участие в возможной миротворческой миссии, и самой Украины. Очевидно, что в разговоре Рубио и Лаврова речь шла о результатах всех этих переговоров и общей позиции украинцев и европейцев по ключевым вопросам.

И похоже, что российского министра не удовлетворила полученная информация. Скорее всего, он не согласился с заявленной Рубио позицией европейцев и украинцев. Поэтому, очевидно, на следующий день – 18 апреля – и появилось уже упомянутое заявление Рубио о готовности его страны выйти из переговорного процесса.

Фото: depositphotos.com

На кого теперь давят США?

Здесь надо отметить, что, судя по всему, США в целом пришли к некоему общему пониманию с европейцами и украинцами. Тем более что в тот же день, 18 апреля,  Украина подписала с США меморандум, который закрепляет намерение заключить соглашение о добыче полезных ископаемых. Далее предстоит заключение самой сделки. Соответствующие документы планируют подписать 26 апреля в США, куда отправится премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.

С формальной точки зрения, это дает США основания утверждать, что они своего добились и Украина пошла им навстречу – особенно после известного скандала между Трампом и Зеленским, произошедшего 28 февраля в Белом доме. В этом договоре об ископаемых не идет речи о гарантиях безопасности для Украины, но его значение от этого не становится менее важным. Потому что документ фиксирует присутствие в Украине американских интересов, и это заметно меняет характер любой возможной дискуссии относительно ее будущего.

Если учитывать этот контекст, то заявление Рубио, а затем и Трампа о том, что они готовы выйти из переговоров, стоит рассматривать в качестве давления со стороны США именно на Россию. Так как на Украину американцам давить теперь вроде как уже нет особого смысла, особенно после подписания меморандума о полезных ископаемых.

Пасхальное перемирие – это сигнал?

Выход США из переговорного процесса чисто теоретически мог бы отвечать интересам России, потому что мог бы оставить Украину без американской поддержки. И это было бы вполне ожидаемым решением на фоне привычно декларируемого Трампом и его сторонниками нежелания поддерживать Украину. Казалось бы, это может быть даже выгодно Москве. Однако ее реакция на произошедшее в последние дни демонстрирует, что это не совсем так. Скорее, интерес российской стороны к достижению соглашения при посредничестве США по-прежнему актуален.

19 апреля президент России Владимир Путин объявил о пасхальном перемирии (приостановка боевых действий с 18:00 19 апреля до 00:00 21 апреля), на что президент Украины Владимир Зеленский тут же ответил готовностью его поддержать. И при этом предложил продлить перемирие на 30 дней. Кроме того, стороны провели очередной обмен пленными. Очевидно, что оба эти жеста были адресованы именно США и были похожи на ответ на достаточно жесткую риторику Трампа, который был 18 апреля весьма радикален:

«Если по какой-то причине одна из сторон будет серьезно осложнять процесс, мы просто скажем: «Вы глупцы, вы идиоты, вы ужасные люди – и мы просто откажемся от участия». Но, надеюсь, до этого не дойдет.» 

А что давит на США в переговорном процессе по Украине?

Могут ли США просто отказаться от переговорного процесса и, условно говоря, умыть руки? В принципе, все возможно, особенно при нынешней администрации. Однако она остается чувствительной к настроениям избирателей. Тем более что в следующем году предстоят промежуточные выборы в конгресс и сенат. Кроме того, по-прежнему актуально сравнение этой ситуации с событиями в Афганистане, откуда предыдущая американская администрация вывела войска при не самых благоприятных для нее обстоятельствах.

Сложность для Трампа заключается еще и в том, что Европа выражает решимость поддерживать Украину даже без США. Это позволит Украине продержаться достаточно длительное время. Но точно так же это потребует от России слишком больших усилий. Вопрос, насколько она к ним готова, остается открытым как с точки зрения ее экономического положения, так и военного. В любом случае прорываться через линии украинской обороны еще несколько лет будет очень непросто.    

В свою очередь, США в принципе не могут договориться с Россией без Европы. Потому что многие вопросы, ключевые для Москвы, как раз связаны с европейской экономикой, например продажа российского газа в ЕС, замороженные активы или санкции в рамках платежной системы SWIFT.

Поэтому сам факт согласования в Париже 17-19 апреля позиций США, ведущих стран Европы и Украины явно не отвечает интересам Москвы. Все выглядит так, будто Россию ставят перед фактом.

В этой ситуации Москва решила ответить Европе, но не США. 20 апреля Лавров дал интервью российскому телеканалу, в котором весьма жестко высказался по поводу Европейского союза, заявив:

«Это уму непостижимо, как ЕС открыто хочет возобновить европейскую идеологию нацизма, где она зародилась, была уничтожена, категорически запрещена Нюрнбергским трибуналом. Сейчас она возрождается. Причем лидерство в этом процессе принадлежит европейской бюрократии»

Затем он добавил: «Надеюсь, мы получим большинство в европейских столицах тех, кто не хочет отказываться от своих корней и подчиняться какой-то бюрократии, тем более с откровенно нацистским душком».

Собственно, это выглядит как явная попытка отделить США от Европы и все-таки вернуться к формату двусторонних переговоров между Вашингтоном и Москвой. Тем более что «Коалиция желающих» договорилась встретиться 26 апреля в Лондоне, то есть какой-то процесс идет.

Это срыв переговоров или процесс идет?

Но можно ли считать, что речь действительно идет о срыве переговоров? Если допустить, что они зашли в тупик, — это самый главный вопрос. Хотя можно, напротив, предположить, что переговоры подошли к некоей финальной точке, и стороны как раз ведут борьбу за последние штрихи в окончательном варианте договоренностей.

Характерно, что Трамп в своей социальной сети 20 апреля вновь высказался о сроках мирной сделка, заявив, что Россия и Украина могут достичь мирного соглашения «уже на этой неделе». В принципе, это тоже форма давления, как и угроза выйти из переговоров о мире. При этом в тот же день в The Wall Street Journal написали, что Трамп вроде ждет от Украины ответа на предложение признать Крым российским.

В любом случае к каждому заявлению, даже самому жесткому, сегодня надо относиться с точки зрения острой борьбы интересов, происходящей за кулисами. Но, так или иначе, процесс явно идет к некоему решению и в большей степени – в пользу нахождения компромисса.

Читайте также колонку Султана Акимбекова:

Завершение войны в Украине: подводные камни мирных переговоров

Tengrinews

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru