Минздрав “не считает“, но операции есть: что известно о смене пола в Казахстане
В начале года депутат Мажилиса Магеррам Магеррамов в обращении к правительству потребовал запретить в Казахстане операции по смене пола. По его мнению, такие процедуры продвигают «чуждые для казахстанской культуры идеи» и допускать этого нельзя. Это не первый раз, когда в информационном поле появляются подобные заявления, поэтому редакция Tengrinews.kz выяснила, как на самом деле в Казахстане обстоит ситуация с операциями по смене пола.
Сколько операций было проведено в Казахстане
Отметим, что в Казахстане нет общей статистики о количестве людей, осуществивших трансгендерный переход. В ответе на журналистский запрос Министерство здравоохранения сообщило, что не занимается сбором таких данных. Аналогичный ответ редакция получила из Министерства юстиции, когда запрашивала информацию о количестве людей, которые пытались менять документы после такого перехода.
В правительстве, отвечая на депутатский запрос Магеррамова, заявили, что в Казахстане такие операции не проводятся. Однако данные, которые удалось найти, говорят об обратном. Самое интересное, что информация озвучивалась в том числе в официальных заявлениях Минздрава, несмотря на то, что ведомство якобы не собирает никакой статистики по этому вопросу.
По данным Министерства здравоохранения, которые публиковались в различных СМИ, с 2006-го по 2016 год в стране было проведено всего три операции по смене пола в государственных медучреждениях. При этом не учитывалось, сколько людей совершили трансгендерный переход в частных медклиниках и количество казахстанцев, выезжавших за рубеж для проведения операции. Параллельно в 2016 году в средствах массовой информации говорилось, что по клиническим показателям уже 25 казахстанцев перенесли подобные операции.
При этом свои данные приводило и Министерство юстиции, которое в ответе на недавний запрос редакции также сообщило, что не занимается сбором подобной статистики. Так, по заявлению ведомства, с 2008-го по 2016 год как минимум 12 казахстанцев получили новые документы после совершения трансгендерного перехода. Через три года департамент юстиции Алматы сообщил, что еще 10 граждан также сменили пол и обратились за новыми документами.
Кроме того, в 2022 году в интервью Tengrinews.kz казахстанский пластический хирург Леон Дерябин рассказывал, что в нашей стране специалисты в год проводят в среднем по три-четыре пластические операции по смене пола.
Чтобы получить более развернутую информацию, мы обратились к врачу-психиатру, заместителю генерального директора по клинической и научной работе Республиканского научно-практического центра психического здоровья Наби Есимову. Он рассказал, что конкретно их организация с 2020-го по 2024 год получила 124 обращения для прохождения комиссии по смене пола.
Из них комиссию прошли 80 человек: 44 человека прошли первый этап, при котором возможно проведение гормональной заместительной терапии, и 36 человек прошли второй этап, при котором возможно проведение хирургической коррекции пола.
«В 2024 году количество лиц, прошедших комиссию по смене пола, составило 20 человек, из которых первый этап прошли 11 человек, второй этап — девять человек. Однако мы не знаем, сделали ли все эти люди в итоге операцию и получили ли новые документы, так как мы даем лишь психиатрическое заключение», — сказал психиатр.
Также примечательно, что, по данным Есимова, в Казахстане чаще обращаются с запросом о трансгендерном переходе из мужчины в женщину, чем наоборот. По его данным, из 124 обращений за пять лет 80 было о переходе из мужчины в женщину, а 44 — из женщины в мужчину.
Как психиатрия и закон контролируют смену пола
Отметим, что редакция обратилась за информацией в Республиканский научно-практический центр психического здоровья, поскольку в Казахстане существует процедура, включающая обязательное психиатрическое и медицинское освидетельствование перед проведением операции по смене пола.
Как объяснил Есимов, процедура включает:
1) Подачу заявления. Гражданин, достигший 21 года и желающий сменить пол, подает письменное заявление в психиатрическую организацию по месту жительства.
2) Первичное психиатрическое обследование. Врач-психиатр изучает документы и проводит осмотр человека на предмет наличия психических или поведенческих расстройств, которые могут быть противопоказанием для смены пола. Если у специалиста возникают сомнения относительно психического состояния пациента, он может направить его в стационар для более детального обследования.
3) Медицинское обследование. При отсутствии противопоказаний пациент направляется в поликлинику по месту жительства для прохождения различных исследований, необходимых для дальнейшего освидетельствования.
4) Заключение комиссии. После обследований создается комиссия из специалистов (включая психиатров, уролога, гинеколога, терапевта, эндокринолога и психолога), которая выносит заключение о возможности проведения гормональной терапии и/или операции по смене пола.
После получения положительного заключения комиссии лицо, желающее сменить пол, проходит два этапа: первый — гормональная заместительная терапия, второй — хирургическая коррекция пола.
А после успешного прохождения второго этапа проводится замена документов и социально-психологическая адаптация в течение года. Эта поддержка осуществляется специалистами психиатрической организации по месту жительства и направлена на облегчение интеграции в общество после кардинальных изменений.
Почему люди идут на такие операции
Некоторые казахстанские чиновники и общественные деятели неоднократно утверждали, что те, кто совершает трансгендерные переходы, психически нездоровы и распространяют чуждые Казахстану ценности. Однако психиатр Наби Есимов объясняет, что люди идут на такие серьезные перемены не по прихоти, а по необходимости и этому есть научное объяснение.
«Желание изменить свою гендерную принадлежность обычно связано с гендерной дисфорией. Это состояние характеризуется глубоким дистрессом, возникающим из-за несоответствия между гендерной идентичностью человека и полом, приписанным ему при рождении. Гендерная дисфория может проявляться через депрессию, тревожность и другие психические расстройства. Современная медицина признает, что трансгендерный переход является эффективным способом преодоления гендерной дисфории и улучшения качества жизни трансгендерных людей», — сказал специалист.
По словам Есимова, долгое время это состояние входило в перечень психических расстройств. Однако в 2019 году Всемирная организация здравоохранения исключила трансгендерность из этого списка. Новый термин «гендерное несоответствие» был перемещен в раздел «Состояния, связанные с сексуальным здоровьем».
Как уточняет заместитель генерального директора Республиканского научно-практического центра психиатрии, причины такого расстройства до конца не изучены. Однако есть предположение, что формируется оно еще в утробе матери.
«Воздействие половых гормонов на плод во время внутриутробного развития может влиять на формирование гендерной идентичности. Например, избыток или недостаток тестостерона у плода может привести к развитию гендерного несоответствия. Некоторые исследования указывают на связь между генетическими вариациями и гендерной идентичностью. Однако конкретные гены, ответственные за это, пока не выявлены», – заключил психиатр.
Сколько стоит операция по смене пола
В интернете неоднократно распространялась информация о том, что в Казахстане можно провести операцию по смене пола за счет государства, но это не так. Об этом неоднократно говорили в Министерстве здравоохранения, подчеркивая, что трансгендерный переход не входит в перечень медицинских услуг, покрываемых государством. Однако так было не всегда.
Официально операции по смене пола разрешили с 2009 года после принятия Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения». Согласно закону, до 2020 года процедура могла покрываться государством в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и системы обязательного социального медицинского страхования. Однако в октябре того года, согласно приказу Минздрава, такие операции были исключены из перечня госфинансирования.
До принятия данной нормы стоимость операций по смене пола в Казахстане начиналась от 450 тысяч тенге, однако с 2021 года медклиники перестали выставлять официальные суммы на такие процедуры. Кроме того, из-за ограниченного числа специалистов и клиник с соответствующей квалификацией, а также общей стигматизации темы многие казахстанцы вынуждены проходить подобные операции за рубежом, чаще всего — в Таиланде, Сербии или Турции.
Таиланд считается одним из мировых лидеров в сфере гендерно-афирмативной хирургии. Цены на операции в местных клиниках варьируются от 5 500 до 23 850 долларов. При этом более сложные и современные методы, такие как вагинопластика с использованием брюшины, могут обходиться до 28 000 долларов. Для транс-мужчин цены начинаются от 7 000 долларов и выше. Клиники часто предлагают «все включено» – с госпитализацией, трансфером, проживанием и послеоперационным уходом, что делает Таиланд особенно привлекательным направлением для пациентов из Казахстана.
В Сербии, которая также пользуется спросом среди казахстанских транспациентов, стоимость полного перехода колеблется от 9 000 до 20 000 долларов. Страна известна высоким качеством реконструктивной хирургии и в то же время более демократичными расценками по сравнению с Западной Европой.
Турция предлагает операции по смене пола примерно в том же ценовом диапазоне — от 8 000 до 20 000 долларов. При этом инфраструктура и уровень медицинского сервиса в Стамбуле и Анкаре делают страну конкурентоспособной наравне с Таиландом и Сербией.
Таким образом, операция по смене пола — крайне дорогая процедура. В условиях отсутствия государственной поддержки в Казахстане многие транспациенты накапливают деньги на операции за границей самостоятельно или обращаются в благотворительные организации. При этом, как отмечают правозащитники, ситуация усугубляется тем, что трансгендерному человеку бывает крайне сложно найти работу. В первую очередь это связано с несоответствием внешнего вида и документов, а также из-за дискриминации со стороны общества.
Каково быть трансгендером
В Казахстане трансгендерные люди сталкиваются с серьезными трудностями и насилием, как со стороны общества, так и государственных структур. По данным правозащитных организаций и исследований, они сталкиваются с дискриминацией, угрозами, моральным насилием в соцсетях и даже физическим. И хотя оно встречается реже, случаи избиений, домогательств и сексуализированного насилия в отношении транслюдей известны, особенно в местах лишения свободы. Например, история Виктории Беркходжаевой, трансгендерной женщины, которая стала жертвой изнасилования со стороны сотрудника КНБ и пыток в женской колонии, вызвала общественный резонанс и судебное разбирательство. В результате силовик был уволен и приговорен к пяти с половиной годам колонии.
Помимо опасности, исходящей от общества, трансгендерных людей зачастую не поддерживают их семьи, отрекаясь от них, что усугубляет изоляцию и психологические проблемы, включая депрессию и высокий риск суицидов.
Есть случаи, когда родственники также проявляли насилие по отношению к трансгендерам из-за несоответствия их представлениям о традиционных ценностях. Так, трансгендерная женщина по имени Алина из Шымкента рассказывала, что родственники водили ее несколько лет к знахаркам и ясновидящим, одевали в шкуру свежеосвежеванного барана, били камчой и обливали воском. Все это делалось для того, чтобы «выбить блажь».
Исследования инициативы Alma-TQ подтверждают, что трансгендерные люди в Казахстане сталкиваются с предвзятым отношением из-за их идентичности. В 2023 году они задокументировали 59 случаев нарушения прав, дискриминации и насилия — это вдвое больше, чем в 2022 году. И это только те случаи, которые удалось зарегистрировать, ведь многие трансгендерные люди предпочитают не распространяться о нарушении прав, опасаясь преследований. А их обращения в правоохранительные органы часто остаются без внимания, а иногда случается, что их шантажируют.
Источник: tengrinews.kz