Тонкая настройка мира. К чему идут переговоры между США, Украиной и Россией
- Переговоры между США, Украиной и Россией о мирном урегулировании российско-украинского конфликта проходят под модерированием президента США Дональда Трампа и развиваются быстро.
- США угрожают выйти из переговорного процесса, если Украина и Россия не достигнут соглашения, что оказывает давление на Россию.
- Встречи в Париже 17-19 апреля выработали совместную позицию США, Украины и европейских стран, что не устраивает Россию.
- Россия предложила пасхальное перемирие 19 апреля и нанесла массированный ракетный удар по Украине 24 апреля.
- Встреча в Лондоне 26 апреля сорвалась из-за отказа Зеленского принять американский план, признающий Крым российским.
- В СМИ утекли планы урегулирования от США и совместный план Европы и Украины, предусматривающие разные условия.
- Обсуждается возможность заморозки конфликта по «корейскому сценарию», что предполагает сохранение линии противостояния и накопление вооружений.
Историк и политолог Султан Акимбеков в авторской колонке на Tengrinews.kz рассказывает о том, как развивается переговорный процесс между США, Украиной и Россией, и оценивает, к чему могут прийти стороны.
События вокруг процесса мирного урегулирования, которым модерирует президент США Дональд Трамп, развиваются очень быстро, если судить по меркам традиционной дипломатии. По сути, все участники многочисленных переговоров и консультаций должны действовать быстро, принимать часто трудные решения в обстановке острого цейтнота времени.
Понятно, что для большинства политиков это очень непривычно. При этом они вынуждены учитывать, что утечки информации и громкие заявления с разных сторон являются частью процесса, который большую часть времени проходит за кулисами событий. Это открывает поле для появления многих интерпретаций, у которых сегодня нет привычной опоры в виде четко определенных концепций внешней политики, идеологии и прецедентов. Поэтому так сложно оценивать современные переговоры по урегулированию российско-украинской войны.
Переговорные хроники
За последние буквально несколько дней ситуация менялась очень быстро. После того, как 17-18 апреля США сделали ряд резких заявлений о своем выходе из переговорного процесса, если Украина и Россия не договорятся, были основания полагать, что, если это и давление, то главным образом на Россию. Потому что как раз в эти дни в Париже прошли встречи представителей ведущих европейских государств, США и Украины, где явно были согласованы позиции по урегулированию. Более того, 18 апреля Киев подписал меморандум к предстоящему подписанию договора о природных ресурсах. Стороны собирались встретиться буквально через неделю 26 апреля в Лондоне. В целом это выглядело, как появление консолидированной позиции участников.
Естественно, что это явно не могло устроить Россию. Конечно, не столько в смысле возможного выхода США из роли модератора переговоров. Потому что здесь важны условия, на которых они теоретически могли бы уйти. Если бы США просто «умыли руки», такое впечатление могло возникнуть, тогда это означало бы отказ от любых форм поддержки Украины. Понятно, что это сказалось бы на поле боя. А если бы американцы при этом еще согласились бы на снятие части санкций и восстановление экономических отношений, то это было бы выгодно Москве.
Однако по результатам встречи в Париже 17-19 апреля у нее, похоже, не складывалось такого впечатления. Потому что России явно было непонятны нюансы достигнутых на этой встрече соглашений. Тем более что все выглядело так, что речь идет о практически совместной позиции США, Украины и группы европейских стран. Позиция последних хорошо известна, и очевидно, что они точно не пойдут на сделку, которую теоретически можно было ожидать от Трампа.
Хотя госсекретарь США Марко Рубио сразу после встречи позвонил министру иностранных дел Сергею Лаврову, все равно для Москвы явно было недостаточно информации для понимания сути происходящих процессов. При этом здесь явно возник цейтнот времени, потому что встреча в Лондоне была заявлена уже на 26 апреля.
Россия отреагировала предложением пасхального перемирия 19 апреля. Это явно было связано с заявлениями из США о возможном выходе из мирного процесса и призвано было продемонстрировать, что Москва как раз на это настроена. Затем 20 апреля было жесткое заявление Лаврова в адрес ЕС. В какой-то мере к ее реакции можно отнести и массированный ракетный удар, который был нанесен по Украине в ночь на 24 апреля. Причем и российские, и украинские информационные ресурсы отметили, что это был самый масштабный удар за все время этой войны.
Что будет, если США выйдут из переговоров
Если США выйдут из переговорного процесса, самым сложным для Украины будет дефицит ракет для ПВО. Получается, что удар 24 апреля де-факто должен был продемонстрировать уязвимость Украины перед воздушными ударами. Но если и был такой план, то привел вовсе не к тому результату.
Потому что в данном случае Трамп оказывается под давлением. Если вследствие заявленного им ухода из переговоров Россия начнет доминировать, тогда это не слишком для него выгодный вариант, по крайней мере, в контексте настроений американского общественного мнения.
Показательно, что в момент атаки, в США это было 23 апреля, Трамп в своей соцсети Truth Social призвал Путина «остановиться» и заключить сделку. Правда, в тот же день до этого он критиковал президента Украины Владимира Зеленского за то, что Украина юридически не признает принадлежность Крыма России. Трамп заявил, что это заявление «очень вредит мирным переговорам с Россией, поскольку Крым был потерян много лет назад» при президентстве Барака Обамы.
25 апреля в Москву приехал спецпредставитель Трампа Стив Уиткофф, который провел уже четвертую встречу с президентом России Владимиром Путиным. Это такая челночная дипломатия, которая заменяет для Трампа личную встречу, для последней пока нет условий. Среди прочих вопросов Уиткофф наверняка объяснял Путину те нюансы переговоров США с Европой и Украиной, которые могли беспокоить Россию.
Характерно, что на следующий день, 26 апреля, запланированная в Париже встреча в Лондоне прошла в усеченном формате, на нее не приехали ни Рубио, ни тот же Уиткофф. США представлял спецпредставитель Кит Келлог. В СМИ сообщали, что причиной ее срыва стал отказ Зеленского согласиться с представлением американцами в Лондоне их плана мирного урегулирования, в котором они собирались признать Крым российским.
Утечки планов
После всех этих событий в информационном пространстве появились разные планы урегулирования. Одновременно и американский, и украинский, который был поддержан Европой. Это выглядело как перенос дискуссии в открытое пространство. В то же время США продолжили критиковать украинскую позицию и лично Зеленского. То есть, как только речь подошла к некоей промежуточной точке, противоречия снова обострились. При этом американцы посчитали, что настало время оказывать давление на Украину, а следовательно, и на Европу. 23 апреля глава европейской дипломатии Кая Каллас заявила, что ЕС никогда не признает Крым российским.
25 апреля в СМИ появились планы США и совместный план Европы и Украины, последний был согласован 23 апреля в Лондоне. Американский план предусматривает признание Крыма российским де-юре, четырех занятых российскими войсками украинских областей де-факто, без тех их частей, которые остаются под украинским контролем. Кроме того, с России должны снять санкции, введенные, начиная с 2014 года. Украина должна быть восстановлена и получит компенсацию, но без указания источника средств для этого. Запорожская АЭС переходит под контроль США, Каховская дамба под контроль Украины, которая также может свободно использовать Днепр. К Украине переходят занятые российскими войсками территории Харьковской области. Украина получит надежные гарантии безопасности, но без уточнения деталей. Она не будет вступать в НАТО, но может вступить в ЕС.
Владимир Зеленский и Дональд Трамп в Ватикане. Фото ©️ instagram/zelenskyy_official
В то же время появился европейско-украинский план. Он предусматривает прекращение огня, после чего начинаются переговоры при участии США и Европы. Все территориальные споры должны обсуждаться после этого. Кроме того, должен быть осуществлен обмен пленными, освобождение гражданских заключенных и возвращение украинских детей. Киев должен получить гарантии безопасности, аналогичные по возможностям 5 статье договора НАТО о коллективной безопасности, и не должно быть ограничений для армии Украины, а также на присутствие дружественных иностранных сил на ее территории. Насчет финансов в европейско-украинском плане указывается возможный источник финансов. Это замороженные российские активы. Если говорить о санкциях, то они могут быть постепенно ослаблены после достижения мира и снова введены, если он будет нарушен.
Понятно, что это утечка информации, возможно, там есть другие детали. Но в любом случае это уже какая-то конкретика. Американский план выглядит более выгодным для России, особенно в части снятия санкций. Но в то же время он не соответствуют ее заявленным ранее ожиданиям по поводу территорий четырех областей, включая города Херсон, Запорожья и Славяно-Краматорскую агломерацию. Собственно, здесь нет и многих моментов из Стамбульских соглашений весны 2022 года, хотя еще совсем недавно Россия делала на этом основной акцент.
Можно предположить, что речь как раз идет об уступках со стороны Москвы. Хотя, может быть, в каких-то деталях эти требования еще присутствуют, все-таки перед нами утечка информации. Но главное здесь в том, что эти два плана, в принципе, могут прийти к какому-то общему знаменателю.
Корейский вариант?
Все это открывает путь к заморозке по условному корейскому сценарию по аналогии с завершением конфликта на Корейском полуострове в 1953 году. Хотя здесь, конечно, есть много различий. Но все же важно, что стороны готовы заморозиться по линии противостояния. В этом есть и преимущество для участников, но есть и очевидные сложности.
Преимущество в том, что они могут многие вопросы оставить на потом, как это было в Корее в 1953 году. В самом общем смысле стороны тогда не обсуждали размер вооруженных сил, какие-то дополнительные условия. В итоге каждая страна развивалась по-своему. В то же время сложности связаны с тем, что такой вариант предусматривает, что линия разделения остается зоной противостояния и стороны накапливают там оружие и войска.
В таком случае слова о гарантиях безопасности для Украины, хотя это и не упоминается, но они фактически должны распространяться на весь режим заморозки этого конфликта. Потому что и Украина, и Россия теоретически должны опасаться, что в некоторой перспективе противником будет предпринята попытка добиться реванша. Поэтому простая заморозка предполагает, что им придется содержать большие армии на линии разделения.
В таком контексте идея перехода Запорожской АЭС под контроль США, наряду с договором о природных ресурсах, вполне могут в какой-то мере означать те самые гарантии если не безопасности, то сдерживания обеих сторон этого конфликта. Потому что владение АЭС, а также переход украинских активов под американский контроль, а также планы восстановления Украины, предполагают влияние США в зоне конфликта. Возможно, это даже более важно, чем некие военные силы из Европы. Тем более, если у США будут одновременно проекты и с Россией.
Переговорный процесс подходит к какой-то промежуточной фазе. Мы пока не знаем, к какой именно, но все-таки США здесь явно добиваются неких целей, вынуждая то Украину, то Россию к уступкам.
Так, 26 апреля Трамп заявил, что Путин «возможно, не хочет останавливать войну, а просто подыгрывает мне, и с ним нужно действовать по-другому, с помощью «банковских услуг» или «вторичных санкций». Он написал это после встречи с Зеленским в Ватикане во время похорон Папы Римского Франциска.
Характерно, что пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков 26 апреля сказал, что во время встречи с Уиткоффом российский президент заявил о готовности России к переговорам с Украиной без всяких предварительных условий. Это, конечно, не означает быстрого прогресса, потому что переговоры могут идти долго. Но если вспомнить условие о прекращении огня перед переговорами, которое было в европейско-украинском плане, тогда это может быть приемлемо. Одновременно это снова ставит переговорщиков в ситуацию цейтнота.
Так что, все-таки похоже, что переговоры в кулуарах выходят на некий итоговый результат, и мы, возможно, скоро увидим заморозку этой войны. Хотя, понятно, что это не точно.
Источник: tengrinews.kz