Перевозчики — Министерству транспорта: “Вы лоббируете интересы релокантов“
На правительственном часе в Сенате разгорелась дискуссия об участии иностранных компаний в транзитных перевозках, передает Tengri Auto.
В чем суть конфликта
Президент Национальной ассоциации перевозчиков Казахстана Павел Телицын заявил, что госорганы якобы лоббируют интересы иностранных компаний в сфере транзитных перевозок.
«Проанализировав мнение сотен наших перевозчиков, а также наших многочисленных иностранных коллег, мы пришли к следующему выводу. Казахстан стал геополитической страной в сфере транзитных перевозок. Только бланков иностранных разрешений, выданных китайской стороной для казахстанских перевозчиков в 2024 году, составило практически 250 тысяч «дозволов». Это 250 тысяч перевозок.
Средняя цена между дальним зарубежьем и Россией составила примерно 16 тысяч долларов на один кругорейс», — сказал Телицын.
Общая сумма, по его словам, составляет около 4 миллиардов долларов.
«Это очень серьезные деньги, которые могли бы пойти на развитие нашей экономики, транспортного потенциала страны. Но фактически у нас получается, что большинство этих денег начали выводить релоканты, которые здесь зарегистрировали фирмы, открыли БИНы, ни копейки не вкладывая в Казахстан, начали делать перевозки транзитные и все деньги выводить за рубеж.
Мы взяли сайт statnet, который имеет открытый доступ. 21 компания, которые осуществляют перевозки, все являются фирмами релокантов. Ни одной казахстанской фирмы нет», — заявил он.
Малые налоги и «дефицитные дозволы»
По словам Телицына, эти компании почти не платят налоги — от 0 до 2 процентов. При этом они заняли «дефицитные» направления, где не хватает разрешений отечественным перевозчикам.
«Вот такие у нас инвесторы. И они зашли именно на наш рынок в дефицитные «дозволы», которых не хватает отечественным перевозчикам. Единственная страна в мире, которая инвестиции принимает в дефицитные направления, где нашим отечественным перевозчикам не хватает «дозволов». Это нонсенс нашей страны, и мы никогда не поддержим вот эти выводы Министерства транспорта», — отметил Телицын.
Что ответили в Минтрансе
Министр транспорта Марат Карабаев сообщил, что вопрос обсуждался в Алматы с участием более 500 перевозчиков. По его словам, мероприятие было открытым для всех желающих.
«Что случилось с иностранным бланком разрешения? Все дело в том, что его оцифровали. Оцифровка не нравится двум категориям перевозчиков. Первая категория — это те, кто ранее имел монопольное положение.
К сожалению, в наших приказах было написано, что иностранный план разрешений выдается по исторической памяти, то есть одни компании, которые получали, они же получают определенное количество — до 70 процентов. Только потом остаток — 30 процентов — выдают другим компаниям. Сейчас это монопольное положение устранено», — пояснил Карабаев.
Кто теряет доступ к разрешениям
Вторую категорию недовольных министр описал как компании, ранее занимавшиеся перепродажей бланков. Новые правила требуют подтвердить фактическую перевозку за последние полгода.
«После того как это требование было введено, количество автотранспортных средств, которые имели доступ для получения иностранных бланков разрешения, снизилось с 90 до 33 тысяч. То есть 57 тысяч машин априори перевозкой не занимались, раз мы не смогли объявить товарно-транспортную номенклатуру.
А это кто? Это именно те «перевозчики», которые получали бланки и при этом ими не пользовались. Они на теневом рынке занимались их перепродажей», — отметил министр.
Дополнительные меры контроля
Теперь в каждом бланке указывается название компании и номер машины — это, по мнению Карабаева, исключает возможность перепродажи.
«А что касается иностранных компаний, все-таки нужно оперировать цифрами. Если в 2023 году у нас количество зарегистрированных иностранных компаний было 63, то сейчас стало 57. На их базах было 2079 машин, сейчас — 1934.
К сожалению, это количество падает. Почему? Потому что иностранные компании, когда сюда приезжают, регистрируют в казахстанскую компанию водителей-казахстанцев», — добавил Карабаев.
Таким образом, перевозчики считают, что из-за новых правил доступ к международным рейсам получили в основном иностранные компании, а казахстанским перевозчикам не хватает разрешений. В итоге, по их мнению, деньги и рабочие места уходят за границу, а государство теряет налоги и ослабляет собственный транспортный сектор.
Министерство транспорта с этим не согласно. В ведомстве объясняют, что изменили правила, чтобы убрать монополию и пресечь теневую перепродажу разрешений. Теперь бланки выдают только тем, кто действительно занимается перевозками, а в каждом документе указывают конкретную машину и компанию, чтобы исключить злоупотребления.
Еще больше интересных автоновостей смотрите в нашем Instagram и TikTok.
Источник: tengrinews.kz