От белки до Швейцарии. Почему алматинцы не любят своих акимов

С начала истории независимого Казахстана в Алматы сменилось восемь акимов. Назначенный 24 мая Дархан Сатыбалды – уже девятый. Каждый предыдущий приходил к власти со своими амбициями и желанием сделать город лучше, как он это понимал. Всем им, несомненно, удалось оставить после себя что-то полезное. Все они были людьми разных профессий, с разными проектами. Но большинство градоначальников могли столкнуться с «нелюбовью» алматинцев. К каждому чиновнику всегда находятся какие-либо народные претензии. В этом материале корреспондент Tengrinews.kz вместе с экспертами разбирается в природе такого отношения алматинцев к своим акимам.

О бывших или хорошо, или…

Первым акимом Алматы был Заманбек Нуркадилов (1992–1994). Его наиболее спорные инициативы – идея строительства нового аэропорта для Алматы в окрестностях Капчагая и кампания «Золото в фонд Родины» с призывом к казахстанцам сдавать личные драгоценности в помощь государству. Позже, уже покинув должность акима, Нуркадилов дважды выступал с резкой критикой политики Назарбаева. В 2005 году был найден мертвым с тремя огнестрельными ранениями. Официальная версия – самоубийство. И, конечно, его трагическая смерть перечеркнула все претензии.

Со временем отношение алматинцев к акимам меняется. Кого-то начинают вспоминать добрым словом, а про кого-то забывают совсем, другие акимы начинают появляться в новостях спустя много лет. К примеру, второго руководителя Алматы — Шалбая Кулмаханова (1994–1997) — журналисты вспомнили в 2015 году, когда на ТВ появились сюжеты про скандалы с распределением земли, в которых якобы был замешан его брат, которому по странному совпадению достался участок матери-одиночки. Или Виктор Храпунов (1997–2004), который продолжает фигурировать в материалах СМИ и в уголовном деле, что было возбуждено только спустя 10 лет после его отъезда из страны. Ему инкриминировали хищение госсобственности на 250 миллионов долларов, создание ОПГ и отмывание денег. В бытность акимом он застраивал предгорья, вырубал яблоневые сады, приватизировал детские сады и парки. В 2008 году, уже находясь в Швейцарии, подал в отставку. Позже семья Храпуновых попала в топ-300 богатейших жителей страны по версии швейцарского журнала Bilan.

На период акимства Имангали Тасмагамбетов (2004–2008) пришлась трагедия в Шаныраке, во времена Ахметжана Есимова (2008–2015) город пережил серию пожаров на рынках и коммунальные аварии, Бауыржану Байбеку (2015–2019) «вспоминают» огромную белку и решение убрать трамваи, Бакытжан Сагинтаев (2019–2022) возглавлял город в период пандемии и Кантара, Ерболат Досаев (2022-2025) запомнился одновременным ремонтом центральных проспектов.

У всех своих акимов алматинцы находили недостатки. Чаще всего чиновников критиковали за продажу участков и хаотичную застройку.

Фото c сайта ©almaty.tv

Что говорят эксперты о причинах нелюбви алматинцев к своим акимам

«Кто не работает, тот не ошибается», – гласит известная народная поговорка. Несмотря на отмеченные населением промахи в работе, все градоначальники сделали для Алматы что-то хорошее. Почему же отношение к акимам со стороны горожан в подавляющем большинстве негативное? Даже по отношению к только что вступившему в должность новому акиму Дархану Сатыбалды алматинцы поспешили выразить настороженность и уже делятся друг с другом в соцсетях «мрачными прогнозами».

Шутка, появившаяся в сети, когда стало известно, что Ерболат Досаев покидает пост, но имя нового акима еще не было известно

Мы решили разобраться в причинах нелюбви горожан к градоначальникам и опросили трех экспертов: социолога, психолога и политолога.

«Конфликт необходим в обществе»

Социолог Айжан Шабденова предложила взглянуть на недовольство алматинцев с позиций науки. Социология, по ее словам рассматривает общество с точки зрения различных теорий. И одна из основных – это теория конфликта, которая, коротко говоря, утверждает, что «конфликт необходим в обществе»:

«Конфликт приводит к прогрессу, чтобы его погасить, стороны приходят к какому-то решению, к какому-то согласию. И если алматинцы недовольны работой властей (ну не только алматинцы, вообще — когда общество недовольно работой власти), власть решает поднимаемые обществом проблемы, чтобы конфликт погасить. За счет этого качество жизни улучшается», – объяснила Шабденова.

Но тут же добавила, что существуют и объективные факторы для недовольства алматинцев.

«Первое — потому что не решаются основные проблемы нашего города. Это загрязнение воздуха, это беспорядочная застройка, это пробки на дорогах. Второе – нет преемственности. Один аким начал какие-то конструктивные изменения, а последующие эти проекты не продолжают либо отменяют. То есть нет каких-то стратегических решений. Еще бывает так, что какие-то решения носят долгосрочный стратегический характер, но в моменте населению не нравятся», – перечислила социолог.

Эксперт заключила, что «из-за некоторых странных действий акимата в общественном сознании складывается отрицательное отношение».

«Аким в сознании горожан – авторитарный родитель»

Психолог Наталья Ким сделала для редакции разбор «нелюбви» алматинцев к собственным градоначальникам. Она высказала мнение, что алматинцы в большинстве своем – «образованные, cosmopolitan-ориентированные люди с высоким запросом на самоопределение». Назначение акима воспринимается в таком обществе как насилие над коллективной волей. А это порождает:

  • Когнитивный диссонанс: «Почему я должен подчиняться тому, кого не выбирал?»
  • Психологическое сопротивление — как у подростка, которому навязали «опекуна»
     

Любовь к власти и психология

Психолог отметила, что хорошее отношение к власти возникает при двух условиях: безопасность и справедливость. Но алматинцы сталкиваются:

«С экологической угрозой (смог, вырубка деревьев) – это потеря чувства безопасности. С коррупционными скандалами – это нарушение справедливости. Это вызывает цепную реакцию: возмущение – злость – апатия – полное отторжение», – считает Наталья Ким.

Психолог отметила, что, судя по критическим отзывам алматинцев, их взаимодействие с градоначальниками вписывается в «токсичную родительскую модель».

«Аким в сознании горожан авторитарный родитель, который:

— не слышит (ваше мнение не очень важно),
— наказывает (продажа дворов, игнорирование критики),
— нарушает границы (точечная застройка).

Итог — как в дисфункциональной семье: жители либо «замирают» в беспомощности, либо саботируют власть».

Мы спросили эксперта, что могло бы улучшить отношение алматинцев к своим градоначальникам. Наталья Ким отметила следующие пункты:

  • прозрачность — открытые обсуждения проектов с жителями,
  • эмпатия — признание ошибок,
  • совместные решения — участие горожан в развитии города (как в европейской практике).

И в заключение сделала вывод о том, что Алматы – «взрослый» город, который отвергает инфантилизацию:

«Пока акимы ведут себя в авторитарном ключе, любви и благодарности от горожан не будет – только холодное отчуждение. Для восстановления доверия нужен градоначальник не «родитель», а партнер».

«Именно по нытью можно опознать алматинца»

Марат Шибутов – политолог, к которому мы обратились за комментарием, считает, что негатив по отношению к акимам – это «часть региональной алматинской культуры». Кстати, сам Шибутов входил в общественный совет Алматы III созыва.

Эксперт уверен, что существует особенное «ритуальное нытье». По его словам, ритуал заключается в том, что алматинцы годами привычно рассказывают, в какой «ужасной обстановке» и «разрухе» проживают, но никуда из ужасов родного города эвакуироваться не спешат:

«Это часть региональной культуры: вот мангистаусцы – «забастовщики», а алматинцы – «нытики». Как шутят в других регионах, именно по нытью можно опознать алматинца в любом другом регионе. Алматинец будет всем рассказывать как вживую, так и в социальных сетях, в какой ужасной обстановке он живет, в какой разрухе. Но если вы предложите ему переехать в другой город, где ему будет не так плохо, он на вас обидится: вы же приняли его ритуальное нытье всерьез. А так-то его из Алматы пинками не выгонишь, а даже если выгонишь, он будет годами страдать и ныть еще больше, только на тему, как в Алматы хорошо. Это проверено астанинцами, которые слышали это нытье годами».

Кроме того, Марат Шибутов добавил, что ответственной за любые негативные моменты назначается «инфернальная фигура акима», а улучшения и все хорошее в городе, по представлениям алматинцев, «происходит само собой»:

«В рамках этого нытья, конечно, важную роль играет аким – инфернальная фигура, которая все портит. Ведь именно аким по всему городу ломает сирень и выкапывает тюльпаны, бросает в арыки бутылки, харкает на асфальт, орет ночью песни и оставляет на Кок-Жайляу тонны мусора. Не могут же это делать простые алматинцы, правда же? При этом, конечно, все хорошее в городе происходит само по себе, в рамках пакета, доступного любому алматинцу по праву рождения, а все плохое творит акимат».

В соцсетях часто звучат дискуссии о том, что акимов должен выбирать народ. Некоторые считают, что при выборности градоначальников было бы больше внимания к желаниям жителей.

Но эксперт считает, что «алматинцы в большинстве своем политически пассивны». И даже избранными представителями власти не интересуются.

«Депутатов маслихата стали выбирать наполовину по одномандатным округам, и никак это их известность не улучшило. Их, как и прежде, знают только пенсионеры и городские сумасшедшие. Точно так же будет и с избираемыми акимами. Алматинцы не хотят ничего знать про политику, про государственное устройство, про законодательство, про своих депутатов, они не хотят узнавать, когда проводятся приемы граждан и так далее. Но это в обычном режиме», – заметил Шибутов.

И добавил, что только серьезные жизненные неприятности побуждают среднего горожанина познакомиться с местной властью поближе:

«А вот когда против алматинца возбуждают уголовное дело или, к примеру, его дом сносят без нормальной компенсации, вот тогда он примерно за две недели все узнает и достигает уровня знаний наших пенсионеров, которые без интернета знают все, что в политике города происходит. Как говорится, нужда – лучший учитель.
Но такие условия возникают редко, поэтому ничего не поменяется».

Мы также поинтересовались у эксперта, как, по его мнению, менялось взаимодействие власти и алматинцев за годы независимости. Политолог ответил, что отношения между городской властью и жителями мегаполиса меняются в сторону открытости:

«Да, у нас тренд на открытость и публичность, на встречи чиновников с гражданами, на привлечение в рабочие группы активистов, на отчеты акимов перед гражданами, на открытые трансляции работы маслихата. При этом не надо путать личный пиар акима с общей практикой работы акимата. После Есимова у нас тренд пошел на публичность, и он развивается», – ответил он.

И добавил, что оценивает взаимодействие городской исполнительной власти с народом вполне положительно.

«Ну если с идеалом сравнивать, то на 6-7 из 10, а если с другими регионами страны, то 10 из 10. В большинстве регионов то, что происходит в Алматы, практически невозможно и, видимо, никогда и не будет. Для этого достаточно просто покинуть административные границы Алматы. Это алматинцы охали и ахали после убийства Шерзата Полата, а для жителей регионов это «нормальная жизнь», – заключил он.

Напомним, 24 мая Ерболата Досаева освободили от должности акима Алматы. Tengrinews.kz сделал подборку, «чем запомнился Досаев на посту акима Алматы». Новым градоначальником был назначен Дархан Сатыбалды. В понедельник, 26 мая, уже он обращался к алматинцам в качестве градоначальника. 

Читайте каждую пятницу наши материалы с обзором того, как проводят рабочую неделю акимы и министры. И голосуйте за своих акимов в нашем рейтинге

Tengrinews

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru