Ограничение 18+ на самокатах: работает ли оно на практике
Житель Алматы обратил внимание на необычную деталь на электросамокатах — знак 18+. На каких именно самокатах есть этот знак и как кикшеринговые компании следят за возрастом пользователей, разбирался Tengri Auto.
По словам местного жителя, знак ограничения по возрасту он заметил только у одной из компаний. На всех остальных этих наклеек нет.
Мы обратились в кикшеринговые компании, чтобы узнать, как контролируется возраст пользователей и что грозит нарушителям.
Правила езды на электросамокатах в Казахстане
Где можно ездить:
- По велодорожкам и велополосам – в приоритете.
Если их нет, тогда:
- по правому краю дороги или полосе для автобусов (только с 18 лет и при наличии водительских прав любой категории);
- по обочине;
- по тротуару или пешеходной дорожке — со скоростью до 6 километров в час, не создавая опасности для движения пешеходов.
Однако, несмотря на то, что в общепринятых правилах ограничение касается только езды по дороге, некоторые пошли дальше.
Детям ездить запрещено
Как сообщили в кикшеринге Whoosh, наклейки — это внутреннее правило компании.
«Правилами строго запрещены поездки на самокатах для пользователей младше 18 лет. Это внутреннее правило сервиса, и в данном отношении оно даже строже ПДД. Так, согласно ПДД, для несовершеннолетних запрещены поездки только по проезжей части. Наклейки с ограничением есть на каждом устройстве», — сообщили представители компании.
Как сообщили представители компании, это правило зафиксировано в оферте, которую принимает каждый пользователь до начала использования сервиса. Если несовершеннолетнему все-таки удалось получить доступ к самокату, значит, он едет под аккаунтом взрослого.
«Это является грубым нарушением правил: аккаунт нарушителя будет заблокирован. Ответственность за соблюдение правил, согласно закону, лежит именно на водителе электросамоката», — прокомментировали в кикшеринге.
Самыми популярными нарушениями назвали:
- езда в тандеме (вдвоем на одном самокате);
- передача самоката детям.
Если пользователь зарегистрировал аккаунт с намерением передать управление ребенку, его должны заблокировать навсегда.
Мы обратились за комментарием в «Яндекс», но компания не предоставила ответ на момент выхода материала.
Работает ли ограничение на практике
Как считает эксперт Алексей Алексеев, наклейки на самокатах — это профанация.
«Каждый день я вижу самокатчиков, которые ездят по двое, по трое. И в том числе подростки ездят. Причем неважно, на самокатах какой компании они ездят. В любом случае они это не контролируют», — рассказывает эксперт.
По словам Алексеева, в России уже начали контролировать количество человек на самокатах.
«Там, например, уже внедрены технические ограничения: если на самокат встает второй человек, он просто не поедет. Такой же подход нужен и у нас, причем не только к количеству пассажиров, но и к скорости — в городе она должна быть ограничена», — делится Алексей.
Сейчас ситуация остается неконтролируемой: самокатчики носятся по тротуарам, игнорируя ПДД, а полиция, по словам эксперта, физически не может всех проконтролировать. Поэтому нужно обязать прокатные компании внедрять жесткие меры безопасности.
«Во-первых, у каждого самоката должен быть крупный госномер, чтобы в случае ДТП пострадавший мог его запомнить или сфотографировать. Во-вторых, аренда должна быть доступна только совершеннолетним — никаких «старший брат взял, младший катается». В-третьих, необходима обязательная страховка ответственности перед третьими лицами. Если подросток без прав и доходов собьет человека, кто будет возмещать ущерб?» — резюмирует Алексеев.
Сколько самокатчиков оштрафовали за 2024 год
Напомним, по данным департамента полиции Алматы, по статье 615 КоАП (Нарушение правил движения пешеходами и иными участниками дорожного движения) к административной ответственности привлечено 28 317 водителей мопедов и самокатов.
Также по статье 620 КоАП (Нарушение иных требований, предъявляемых к участникам дорожного движения) привлечены 27 342 водителя самокатов.
Почему самокатчики чувствуют безнаказанность
Одна из главных проблем с самокатчиками — безнаказанность. У самокатов нет номерных знаков (только идентификационные номера), и поймать нарушителя часто невозможно.
В связи с этим недавно заместитель министра внутренних дел Игорь Лепеха предложил увеличить эти идентификационные номера. По его словам, сейчас эти номера очень маленькие и незаметные и нанесены фирмами-агрегаторами. Новая инициатива направлена на то, чтобы сделать эти номера более крупными и хорошо различимыми, к примеру, на тот случай, если самокат совершит наезд на человека.
«Представим ситуацию, произошел наезд, и вы сообщаете: самокат с таким-то номером наехал на ребенка. Мы сможем с агрегатором отследить, кто в этот момент управлял устройством, и установить личность», — пояснил представитель МВД.
Что говорят врачи?
Травматолог Станислав Скипин отмечает, что ситуация с травмами на дорогах стала куда тревожнее.
«С момента появления самокатов, особенно с развитием платных сервисов, уровень травматизма значительно вырос. Пострадавшим требуются гипсовые повязки, реконструктивные операции и другое серьезное лечение.
По его словам, многие травмы связаны не только с неосторожностью водителей, но и с особенностями конструкции самоката.
«Рулевое управление сильно ограничено по сравнению с велосипедом, мопедом или мотоциклом, что повышает риск падений. Ситуация усугубляется тем, что самокатчики не только сами получают травмы, но и создают опасность для пешеходов и автомобилистов. Пострадавших в ДТП с их участием становится все больше и больше», — комментирует специалист.
Еще больше интересных автоновостей смотрите в нашем Instagram и TikTok
Источник: tengrinews.kz