Акимат, соседи и штрафы: что нужно знать, прежде чем ставить шлагбаум во дворе

После того как во дворе одного из столичных ЖК машина сбила ребенка, его жильцы снова заговорили о необходимости установки шлагбаумов. Однако, как оказалось, сделать это не так-то просто: нужно договориться с соседями, получить разрешение от местных властей и соблюсти при этом определенные требования. Что может помешать установке шлагбаумов и как организовать этот процесс грамотно, разбирался корреспондент Tengrinews.kz.

Что мешает поставить шлагбаум?

В редакцию Tengrinews.kz обратились жители столичного ЖК, расположенного по адресу Сауран, 14. Месяц назад в их дворе машина сбила ребенка. Можно сказать, что мальчику еще повезло: он отделался разбитым носом и ушибами. Однако повезет ли следующему? Особенно если учесть, что в данном ЖК четыре сквозные арки и два заезда. Этим пользуются многие водители, сокращая себе путь. При этом, заезжая во двор, они далеко не всегда считают нужным сбавлять скорость. Установленные там «лежачие полицейские», со слов жильцов, не помогают.

После ЧП в общедомовом чате был поднят вопрос о необходимости установки шлагбаумов. В местном ОСИ заявили, что он обсуждался уже не раз. Однако, во-первых, возникли сложности с получением разрешения у акимата, а во-вторых, большая часть жильцов не поддержала установку.

«В октябре-ноябре прошлого года мы лично поднимали и включали этот вопрос на собрании и в опросниках. Сами же жители отказались, голосовали против, не поддержали большинством. Точно так же и по видеонаблюдению, к сожалению. Так что тут надо винить только себя. Я сам лично больше не буду поднимать этот вопрос на следующих собраниях по поводу установки шлагбаумов», — отметил, в частности, руководитель ОСИ Арман Турунтаев.

По его словам, в акимате заявили, что разрешения не дадут, потому что шлагбаумы может помешать убирать двор, особенно зимой, и при обоснованных жалобах ограждение могут заставить демонтировать. Таким образом, потраченные на их установку деньги окажутся выброшенными на ветер.

Фото: depositphotos

Турунтаев предложил жителям, желающим установить шлагбаумы, самостоятельно организовать собрание и опрос. Он добавил, что на накопительном счете достаточно средств на установку шлагбаумов, однако в случае проблем с уборкой двора или требованием их демонтировать расходы лягут на инициаторов.

Установка шлагбаумов: позиция акимата

Редакция Tengrinews.kz обратилась с официальным запросом в акимат Астаны. Нам пришел ответ из управлении архитектуры, градостроительства и земельных отношений.

В управлении заверили, что не выдают каких-либо разрешительных документов на установку шлагбаума или других ограждений. Вместе с тем в ответе говорится, что при установке шлагбаумов, ворот и ограждений у въезда на территорию зданий и сооружений они должны быть обеспечены возможностью разблокировки и (или) открывания, а также нахождения в открытом положении для беспрепятственного проезда техники экстренных служб. В частности, шлагбаумы должны открываться вручную без применения специальных технических средств либо возле них необходимо организовать стационарный пост с круглосуточным дежурством стационара.

«Дополнительно сообщаем, что установка шлагбаума допустима лишь в пределах земельного участка, отведенного для эксплуатации многоквартирного жилого дома», — добавили в управлении.

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

Как легально установить шлагбаум: советы адвоката

Как рассказал адвокат Акмолинской коллегии адвокатов Нурлан Жанабаев, с юридической стороны существует ряд требований к устанавливаемым на въезде во дворы шлагбаумам:

  • он не должен создавать помех для проезда спецтехники: пожарной, мусоровывозящей, скорой помощи и другой;
  • шлагбаум должен быть доступным в любое время суток за счет автоматического открытия либо постоянного дежурного, у которого есть пульт;
  • устройство должно всегда быть в исправном состоянии — обслуживание и ремонт оплачиваются по согласованию самими жильцами.

«Жильцы ЖК не могут просто поставить бетонную плиту или забор на въезде во двор – только шлагбаум либо стационарный пост. За незаконную установку шлагбаума предусмотрен административный штраф: для физических лиц — в размере 20 МРП (78 640 тенге в 2025 году), для субъектов малого предпринимательства или некоммерческих организаций – 30 МРП (117 960 тенге в 2025 году), для субъектов среднего предпринимательства – в размере 40 МРП (157 280 тенге в 2025 году), для субъектов крупного предпринимательства – в размере 100 МРП (393 200 тенге в 2025 году)», — предупредил юрист.

Для того чтобы установить шлагбаумы у себя во дворе, адвокат рекомендует выполнить несколько шагов. Первый — провести общее собрание собственников с уведомлением жильцов. Его может инициировать любой собственник.

Для принятия решения об установке шлагбаума необходимо согласие не менее 51 процента либо 2/3 собственников квартир. Решение оформляется в виде протокола, который подписывают председатель и секретарь собрания.

Второй шаг — обращение в акимат, куда нужно подать коллективное заявление с обоснованием необходимости установки шлагбаума и запросом официального ответа. К обращению необходимо приложить копию протокола ОСИ и статистику ДТП во дворе.

В случае, если акимат необоснованно отказывает, следует обратиться в прокуратуру.

Следующим шагом является обеспечение доступа для спецтехники. Как уже поминалось выше, шлагбаум должен обеспечивать беспрепятственный доступ для экстренных служб (пожарная, скорая помощь, полиция и другие). Это может быть автоматический шлагбаум, открывающийся при приближении спецтехники, шлагбаум с круглосуточным постом охраны. Также можно назначить ответственного за открытие шлагбаума из числа жильцов.

После установки шлагбаума необходимо уведомить отдел жилищно-коммунального хозяйства при акимате города и участкового инспектора полиции.

При этом все собственники квартир должны иметь доступ к пультам или другим средствам управления шлагбаумом, независимо от их участия в финансировании установки. По словам Жанабаева, ограничение доступа является незаконным и может быть обжаловано в суде.

«Установка шлагбаумов – это не прихоть жителей, а необходимая мера безопасности. Местный исполнительный орган не может просто отказать без веских оснований. А отказ части жильцов – не повод отказываться от защитных мер», — подчеркнул адвокат.

Фото ©️ Tengrinews.kz

Ранее мы рассказывали, где можно ставить шлагбаумы, а где нет.

В апреле этого года в Астане во дворе собственного дома под колесами грузовика погиб мальчик. Трагедия произошла в Астане, возле жилого комплекса «Капитал Парк». Месяцем ранее другой ребенок в Астане попал под машину, скатившись на тюбинге с пандуса. В Косшы двухлетняя девочка погибла под колесами авто, оставшись одна во дворе.

Читайте также: Что делать, если водители используют ваш двор как скоростную трассу: советы юриста

Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp

Tengrinews

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru