Миллиарды уходят на “сборку одной отверткой“ — депутат о казахстанском автопроме
Депутат Мажилиса Мархабат Жайымбетов подверг критике отечественный автопром, передает Tengri Auto.
В своем депзапросе он напомнил, что автомобильные предприятия освобождаются от уплаты налогов и таможенных пошлин на ввозимые материалы и оборудование, им предоставляются налоговые и таможенные льготы. А в рамках госзакупок приоритет отдается именно отечественным автомобилям.
«Вся страна поддерживает развитие автопрома, и это верный шаг. Ведь эта сфера создает новые рабочие места, способствует освоению зарубежных технологий и стимулирует индустриальное развитие. На первоначальном этапе государство устанавливало облегченные требования, чтобы заложить основу производства: инвестиции в размере всего 2 миллиардов тенге, выпуск 25 тысяч автомобилей в год, мелкоузловая сборка одной модели. В народе это называют «отверточным методом», — сказал депутат на пленарном заседании Мажилиса.
По его словам, на старте он был оправдан, но сегодня такой подход не развивает локальное производство и технологии.
С 2021 года требования ужесточены. Теперь производители должны инвестировать не менее 70 миллиардов тенге, выпускать как минимум две модели методом мелкоузловой сборки и достичь локализации в 50 процентов к 2027 году.
Но, как отметил депутат, эти требования применяются не ко всем. Крупные игроки на рынке, по его словам, продолжают работать «по старым, более мягким условиям». Это создает нечестную конкуренцию и препятствует другим инвесторам, заявил Жайымбетов.
Кроме того, фактические производственные показатели не соответствуют установленным требованиям. При том что была поставлена планка — 70 миллиардов тенге инвестиций и 25 тысяч авто в год, в 2023 году было выпущено всего 13 тысяч машин, а за 10 месяцев 2024 года — 17 тысяч.
«Более 90 процентов автомобилей по-прежнему собираются по крупноузловому методу, то есть фактически это разборка и сборка готовых авто. Несмотря на это, такая продукция официально признается «отечественной» и получает полноценную государственную поддержку. В результате на автомобили, собранные «одной отверткой», из бюджета выделяются миллиарды», — заявил Жайымбетов.
Он привел данные о несоответствии во внешнеторговой статистике. В 2024 году Казахстан, по своей отчетности, импортировал кузовов из Китая на 424 миллиона долларов, тогда как, по данным Китая, — только на 6 миллионов долларов.
«На деле готовые автомобили ввозятся как «полуфабрикаты», освобождаются от налогов, перерегистрируются с новым VIN-кодом и не отражаются как полноценный импорт. Еще одна проблема — слабое правовое регулирование. В настоящее время взаимодействие между государством и производителями строится на основе гражданско-правовых соглашений, которые невозможно полноценно контролировать. Уполномоченные органы ограничены только перепиской и вынуждены доверять предоставляемым данным», — отметил депутат.
Чтобы изменить ситуацию, Жайымбетов предлагает законодательно закрепить понятие мелкоузловой сборки как обязательное условие для получения государственной поддержки, пересмотреть существующие соглашения о промышленной сборке с позиций справедливости и единых требований для всех производителей и рассмотреть вопрос о наделении Министерства индустрии и строительства полномочиями по государственному контролю за соблюдением условий промышленной сборки.
«В связи с явными расхождениями в таможенной статистике по импорту кузовов необходимо также провести специальную межведомственную проверку и принять меры по предотвращению возможных нарушений и уклонений от налогов», — заключил спикер.
В мае текущего года мы писали о том, что первый автобренд Казахстана — LAF — появился еще в 90-х годах.
Читайте также: Какая модель авто самая продаваемая в Казахстане
Еще больше интересных автоновостей смотрите в нашем Instagram и TikTok
Источник: tengrinews.kz