Первый крестовый поход. Кочевники против крестоносцев

gridКраткий пересказ текста от Tengri AIЭтот текст сгенерирован ИИ

  • 1 июля 1097 года состоялась битва при Дорилее между крестоносцами Первого крестового похода и турками-сельджуками.
  • Крестоносцы, состоящие из тяжелой конницы и пехоты, столкнулись с более мобильной армией конных лучников сельджуков.
  • Сельджуки использовали тактику обстрела и маневров, но крестоносцев спасло прибытие второй армии, которая атаковала тыл сельджуков.
  • Победа крестоносцев в битве при Дорилее ослабила позиции сельджуков в Малой Азии и вызвала восстания христианского населения в их владениях.
  • Эта битва подтолкнула обе стороны к адаптации военных стратегий — крестоносцы создали легкую конницу, сельджуки стали развивать тяжелую.
  • События того времени привели к изменению политической, а также во многом и этнической истории Малой Азии.

От Семиречья до Ближнего Востока

В истории Европы это сражение оказалось несколько в тени многих ярких событий, связанных главным образом с крестовыми походами. Здесь и император Фридрих Барбаросса, который утонул в речке в Малой Азии, и король Ричард Львиное Сердце, и рыцари-тамплиеры и госпитальеры – и все, что с ними связано.

Но и в истории кочевников Евразии эти события также имели особое значение. Собственно, первый крестовый поход начался не только из-за идеологических соображений по поводу освобождения святых мест в Палестине. Среди практических задач крестоносцев была идея помочь Византийской империи освободить потерянные под натиском турков-сельджуков земли Малой Азии.

Справка: Малая Азия – это середина современной Турции; полуостров, являющицся частью Передней Азии, которая в свою очередь включает в себя Ближний Восток без Африканской части, Средний Восток и Закавказье.

Вообще, экспансия группы огузских племен во второй половине X века была беспрецедентной по своему масштабу. Она началась примерно с низовьев Сырдарьи и в короткие сроки привела огузов, которые выступали под руководством династии Сельджуков (ветвь исла­ми­зи­ро­ван­ных огузов-туркмен, первоначально жившая в районе Сыр­да­рьи), к гегемонии в мусульманском мире. В 1040 году огузы под Дандаканом, который расположен недалеко от нынешнего туркменского города Мары, древнего Мерва, разбили армию Газневидов. В этой битве племенные ополчения огузов сражались с тюркскими наемниками-гулямами Газневидов и победили их.

К этому времени выходцы из тюркских кочевых племен уже составляли основную военную силу в мусульманских государствах. Это было связано с ролью конницы в войнах того времени и с тем, что именно кочевники в наилучшей степени подходили для нее. Первые тюркские воины выступали в качестве гулямов – воинов из числа рабов, которые были захвачены в сражениях между соперничающими племенами в степи и проданы для службы в армии. Затем армию гулямов стали пополнять за счет наемников из тех же тюрков. Они в разное время составляли костяк армии ираноязычных государств Саманидов и Гуридов. Помимо этого, выходцы из гулямов создавали собственные династии, самой крупной была империя Газневидов, а позднее – Делийский султанат.

Так вот, огузы оказались первыми племенами, кто смог именно в этом качестве осуществить экспансию на территорию исторических аграрных государств на мусульманском Востоке. Огузские племена начали свой путь из Семиречья (Жетысу), который они вынуждены были покинуть под давлением кипчаков. Затем они долгое время проживали в низовьях Сырдарьи и в районе Аральского моря.

Потом, в начале XI века, опять же под давлением кипчаков они покинули этот район и разделились на несколько групп. Одна под руководством династии Сельджуков переселилась на территорию современного Туркменистана, где на первом этапе признавала власть Хорезма и Газневидов. Еще одна группа огузских племен переселилась в степи Причерноморья. За ними последовали еще одна группа, которая стала известна под именем «печенеги».

Конфликт Сельджуков с Газневидами привел к битве при Дандакане. Победа в этой битве помогла Сельджукам получить Хорасан и начать экспансию на Ближний Восток. Сельджуский султанат в которое время стал доминирующей силой во всем регионе. В том числе сельджуки завоевали Малую Азию у Византийской империи.

Однако сравнительно быстро после начала острой внутренней конкуренции большое сельджукское государство разделилось на много небольших владений отдельных беев. Турки-сельджуки – теперь огузские племена стали выступать под этим именем – стали быстро адаптироваться к новым условиям. Некоторые сохранили племенной образ жизни в степях Ирана, Закавказья и Малой Азии. Другие стали перенимать традиционную систему организации мусульманских государств с ее условным землепользованием в обмен на службу.

Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney

Игра престолов

В результате образовалось многообразие разных форм военно-политической организации. Энергичные турки-сельджуки начали активно проводить самостоятельную политику на всех направлениях. Например, турок Чака после краткого пребывания в плену у византийцев с помощью отряда турецких воинов захватил город Смирну (Измир). Затем он построил флот с помощью малоазийских греков и захватил крупнейшие острова Эгейского моря – Родос, Лесбос, Хиос, Кос, Самос.

После этого он в 1091 году заключил договор с печенегами о совместном нападении на Константинополь. Из этого ничего не вышло, византийцы разбили печенегов до подхода флота Чаки в битве при Левунионе. Эту победу они одержали благодаря поддержке кипчаков, которые к этому моменту вытеснили печенегов из степей Причерноморья. Но, кроме этого, в византийской армии были наемники из числа тех же печенегов, но из другого объединения, а также турки-сельджуки. Восточная Римская империя со времен Великого переселения народов активно использовала наемников из числа кочевников.

Чака даже объявил себя в Смире базилевсом – таким был титул византийских императоров. Но потом его убил Кылыч-Арслан I, который основал новое государство с центром Конье, известное как Румский или Иконийский султанат. Хотя он и был женат на дочери Чаки. Такая вот игра престолов.

Ради бога, но и ради денег

В Малой Азии турки-сельджуки создали несколько государств. Помимо Иконийского султаната, возникло государство Данишмендидов – его центр находился вокруг городов Амасья и Сивас. Были еще самостоятельные владения мелких беев и отдельных племен. Но особенностью этого начального периода их экспансии было отсутствие в этом регионе мусульманского земледельческого и городского населения. В отличие от Сирии, где мусульмане уже преобладали в городах и земледельческих районах, Малая Азия была еще населена греками и армянами. Турки-сельджуки составляли здесь военное сословие – весьма эффективное, но довольно немногочисленное.

В этой ситуации византийский император обратился к собору в итальянской Пьяченце с просьбой о помощи против турков-сельджуков. Византийские послы проинформировали западных европейцев о том, что турки-сельджуки теперь разделены на несколько конкурирующих государств и соответственно стали более слабыми. При совместных усилиях европейцев и византийцев они могли рассчитывать на успех. Римский папа Урбан II призвал европейцев к крестовому походу ради освобождения святых земель в целом и восточных христиан в частности.

Но помимо идеологии и дипломатии, мотивация европейцев к походу в Святую землю была связана с особенностями военно-политической организации. Система землепользования в западной Европе со времен Каролингов опиралась на принцип майората, когда наследство на недвижимое имущество и право на титул передавались старшему наследнику. Все остальные могли получить денежные выплаты или движимое имущество. Это обеспечивало устойчивость военно-политической системы, потому что не происходило дробления владений.

Однако в результате появлялось большое число безземельных младших сыновей, у которых было два пути – либо в священники, либо в рыцари. Относительная стабилизация ситуации в Западной Европе во второй половине XI века привела к резкому увеличению рыцарей, у которых дома не было перспектив приобретения собственности и статуса. Крестовый поход на богатые земли Востока давал им надежду на личный успех. Кроме того, многие европейские рыцари ранее воевали в качестве наемников в армиях Византийской империи. Поэтому в Европе была информация о специфике войны с теми же сельджуками.

Все это привело к тому, что на призыв папы Урбана II откликнулось множество безземельных рыцарей, которые составили большие армии под командованием представителей европейской знати, в основном из Северной Франции, Фландрии и Италии. Эта армия прошла сухопутным путем через Константинополь, где вожди крестового похода в обмен на помощь обещали передать Византии занятые города в Малой Азии.

Битва при Дорилее

В 1097 году крестоносцы осаждали Никею, местные греческие жители которой, не дожидаясь штурма, передали город византийцам. Затем крестоносцы направились к Дорилее. Султан Кылыч-Арслан I перед общей угрозой объединил свои силы с Данишмендидами – эмиром Гюмюштегином Гази и беем Кайсери Хасаном. Объединенная армия турков-сельджуков встретила крестоносцев на подступах к Дорилее (сейчас – Эскишехир, город в Турции).

Точное место сражения остается предметом споров среди историков. Но очевидно, что это было место, удобное для конных лучников, то есть широкая долина. Анна Комнин (византийская принцесса, старшая дочь императора Алексея I Комнина) называла это место «долиной Дорилеи». Накануне сражения войско крестоносцев разделилось на две части, причины этого также остаются предметом дискуссии. Но, возможно, это было связано с многочисленностью армии и наличием большого обоза.

В первой части находились Боэмунд Тарентский, Роберт Нормандский, Стефан Блуа и Танкред.

Во второй Роберт Фландрский, Гуго Великий, брат короля Франции, Годфрид Бульонский, Раймунд Тулузский. Считается, что крестоносцев было от 50 до 70 тысяч.

В любом случае сельджуков было меньше – называют цифру от восьми до десяти тысяч. Для крестоносцев большим сюрпризом было то, что все они были конными лучниками. В то время, как европейская армия состояла из тяжелой конницы рыцарей и тех воинов, которые входили в состав их «копий» – так называлось подразделение во главе с рыцарем: оно могло включать оруженосцев, несколько конных или пеших воинов (по-французски называли «сержанты»), а также одного-двух лучников. Состав зависел от финансовых возможностей рыцаря. В связи с тем, что в армии преобладали безземельные рыцари из младших сыновей, «копья» были не слишком многочисленными.

Естественно, что представители западноевропейской элиты могли набрать большое число воинов, в том числе из бедных рыцарей. Однако в любом случае большая часть крестоносной армии состояла из тяжелой конницы. В армии была также пехота, как из числа пеших воинов в составе «копий», так из наемников. Конечно, стоит отметить, что в этот период защитное вооружение рыцарей не было похоже на латы позднего периода Средневековья. Главным образом рыцари носили тяжелые кольчуги.

Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney 

Традиционная военная тактика кочевников

Так или иначе при прямом столкновении сельджуки не имели шансов выдержать удар рыцарской конницы. Поэтому Кылыч-Арслан использовал традиционную тактику кочевников. 1 июля 1097 года он атаковал крестоносцев на марше, хотя они успели поставить лагерь после того, как разведка сообщила о приближении сельджуков и вышли к ним навстречу. Сельджуки постоянно маневрировали и обстреливали крестоносцев со всех сторон. Последние несли тяжелые потери, но не могли сблизиться с противником, которые все время держал дистанцию.

Характерно, что собственные лучники и арбалетчики крестоносцев не могли противостоять сельджукам с их типичными составными луками. Мобильные конные лучники с такими луками были грозной силой. Крестоносцев спасали их доспехи и плотный строй, который формировал защиту из многих щитов, но факт оставался фактом – сельджуки расстреливали их с расстояния, почти не неся потерь. Тем не менее ситуация для них выглядела тяжелой. Много убитых и раненых, жаркое лето, проблемы с водой и едой. Огромная армия фактически застряла посреди долины, не имея возможности атаковать мобильного противника.

Ситуацию спасла вторая армия, она находилась в десяти километрах. После получения информации от гонцов Боэмунда крестоносцы оставили на месте пехоту и с конницей выступили на помощь. Кылыч-Арслан либо не знал о существовании второй армии, либо недооценил ее мобильности. В любом случае рыцарская конница вышла на тылы сельджукской армии, и это застало ее врасплох.

Фактически они оказались зажаты между двумя частями тяжелой конницы крестоносцев и были разгромлены. Хотя это затронуло в основном только левый фланг, но он был практически уничтожен. Легкая конница лучников не могла сражаться с тяжелой конницей рыцарей. Остальные сельджуки все же вышли из сражения. Но удар по ним был слишком тяжелым.

Победа крестоносцев

Многие хронисты отмечали, что положение крестоносцев было отчаянным. Если бы не удача, связанная с тем, что турки-сельджуки не заметили вторую армию, то они не смогли бы справиться с мобильными отрядами кочевников. Конечно, если бы они продолжали следовать выбранной тактике. Даже если бы удалось сохранить позиции, никакое дальнейшее продвижение в сторону Антиохии и дальше в Иерусалим было бы невозможно.

Собственно, больше ни один крестовый поход, кроме первого, не смог без огромных потерь преодолеть сухопутный маршрут через Малую Азию до Палестины. Европейцы несли колоссальные потери на этом пути. Соответственно, крестоносные государства лишились столь необходимых ему войск и населения. Доставлять людей и грузы по морю обходилось дорого и имело ограничения по объему перевозок.

Сказалось также то, что положение турок-сельджуков в Малой Азии не было устойчивым. После поражения в битве при Дорилее и гибели многих воинов начались восстания христианского населения в городах Иконийского султаната и государства Данишмендидов. Турки поспешили спасать положение – им стало не до крестоносцев.

Существует мнение, что, если бы в походе приняли участие византийцы, тогда не случилось бы ситуации, в которой оказались крестоносцы. У византийцев всегда была легкая конница либо из числа кочевников, либо собственных фемных войск (военно-административный округ Византийской империи, созданный для защиты восточных рубежей от арабов и турок-сельджуков). Хотя в 1071 году в битве при Манцикерте турки-сельджуки и разбили византийскую армию, застав ее врасплох на марше в горной долине, тогда входившие в ее состав наемники печенеги и кипчаки перешли на сторону сельджуков. Однако в любом случае у византийцев был некоторый шанс использовать в 1097 году поражение сельджуков под Дорилеей и попробовать вытеснить их из Малой Азии. Но Алексей Комнин этим не воспользовался.

Туркополы и другие военно-исторические последствия

Это было первое большое сражение Первого крестового похода. Надо сказать, что обе стороны извлекли уроки из этой битвы. Крестоносцы после завоевания Иерусалима и создания собственных государств на его территории организовали легкую конницу лучников. Ее назвали туркополами. Здесь прослеживается прямая аналогия с турками, хотя сами туркополы необязательно происходили из турецких наемников.

В то же время турки-сельджуки начали использовать не только конных лучников, но и более тяжелую конницу, способную сражаться с рыцарями. Сирийские и египетские мамлюки, которых набирали из тех же тюрков, уже воевали в тяжелом вооружении, хотя они также продолжали использовать составные луки.

В любом случае у огузских племен путь от низовьев Сырдарьи до господства над Ближним Востоком и Малой Азией занял примерно 30-40 лет. Это был уникальный случай в истории, который привел к изменению политической, а также во многом и этнической истории этого региона.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также:

«Мятеж 1920 года в Верном. Почему советской власти было трудно с Семиречьем?»

«84 года спустя. Как и почему началась Великая Отечественная война?»

«Битва на Тереке. Как на современный Казахстан повлияло сражение, произошедшее 630 лет назад в далеких краях»

Tengrinews

Пройти опро

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru