Товары из Китая подорожают из-за ситуации на границе — эксперты

Представители бизнеса, палаты предпринимателей, логисты и эксперты рассказали о ситуации с поставкой китайских товаров и как это может отразиться на росте цен на рынках и в магазинах, передает корреспондент Tengrinews.kz.

На казахстанско-китайской границе на протяжении уже нескольких месяцев наблюдаются проблемы с грузоперевозками. Товары из Китая остаются на границе, ожидая очереди на прохождение таможни и доставку.

Фото Юлия Сарачакова

Предприниматели отмечают, что из-за возросших расходов на простои товаров и логистику они вынуждены поднимать цены. Об этом рассказала предпринимательница Умит. Ее компания занимается оптовыми поставками смесителей и другой сантехники для продавцов на алматинской барахолке. По ее словам, она и ее партнеры уже больше двух месяцев не могут доставить заказанные товары в Казахстан. Простой наблюдается как на автоперевозках, так и на ж/д транспорте. Бизнесмены отмечают, что причину этих проблем в самом Китае не объясняют.

«Естественно, у нас средства вложены в оборот, в товар, и он просто стоит на границе. Нам нечего продавать. Были клиенты, которые заранее подавали заявки, и мы им сейчас не можем доставить товар, приходится объясняться с клиентами. Товарооборот уменьшился, и из-за этого доход упал на 20-50 процентов за последний год. У тех, кто работает только с китайскими товарами, доход исчез вообще», — рассказала предпринимательница.

Предпринимательница отмечает, что в отсутствие дешевых смесителей из Китая у покупателей не остается выбора и они вынуждены покупать более дорогую сантехнику из России и Украины. Цены на такие смесители могут быть выше китайских в два-три раза. При этом сами производители из СНГ также используют китайские комплектующие и со временем проблемы могут возникнуть и у них.

«Мы продаем смесители как из Китая, так и из России и Украины. Находимся на связи с заводами, и они говорят, что у них тоже наблюдаются проблемы с запчастями. Большие запасы товара мы сделать не могли, так как это зависит от оборота. В прошлом году поставки из Китая также приходили с опозданием в месяц, но они хотя бы приходили. У меня есть партнеры, которые сейчас вообще сидят без товаров. Надо также учитывать, что наш товар продается сезонно и сезон уже заканчивается. Торговли нет, доходы падают, а расходы только увеличиваются», — добавила Умит.

По словам Умит, цена на логистику также значительно возросла из-за проблем на границе. Стоимость доставки из Китая стандартного 20-футового контейнера увеличилась с 6 тысяч долларов до 9 тысяч, а иногда и 12 тысяч долларов. Из-за этого поставщики вынуждены поднимать оптовые цены, за которыми растет и розница. К примеру, с начала года у Умит оптовая цена на краны выросла с 280 до 450 тенге.

Владелец логистического бизнеса Ромазан Аюбов рассказал, что на китайской стороне сейчас находится более 3000 контейнеров, которые должны были доставить в Казахстан, Кыргызстан и другие соседние республики. Такая ситуация, по его словам, продолжается уже три месяца. По словам Аюбова, Китай ввел определенные квоты на допуск товаров в Казахстан.

«Пропускают, наверное, не больше 50-80 единиц в день. Грубо говоря, не более 10-15 машин, не более 30 вагонов по железной дороге и 20 контейнеров. С китайской стороны на всех переходах такая ситуация: «Достык», «Алтынколь», «Нурлы жолы». Для доставки грузов автомобилями наши водители должны пользоваться услугами китайских тягачей, которые подцепляют прицепы в нейтральной зоне. При доставке контейнеров их обрабатывают химическим раствором, что также затягивает процесс. Китайская сторона, когда спрашиваешь о задержках, всегда ссылается на карантинные меры», — отметил бизнесмен.

По словам Ромазана Аюбова, рост цен на логистические услуги для предпринимателей произошел не из-за того, что они решили увеличить маржу. Бизнесмен отмечает, что в Китае наблюдается нехватка контейнеров и они резко увеличили стоимость их использования до 5 тысяч долларов. Если раньше доставка одного контейнера из Китая в Алматы с учетом всех сопутствующих услуг и растаможки обходилась в 4 тысячи долларов, то сейчас эти услуги будут стоить 10 тысяч долларов. Доставка товаров на фурах, по словам Аюбова, обойдется еще дороже, в 11 тысяч долларов.

«Так как 70 процентов товаров народного потребления у нас доставляют из Китая, цена на них будет подниматься соответственно росту цен на доставку. Если раньше какой-нибудь пуховик на барахолке стоил 20 тысяч тенге, то теперь будет стоить 30 тысяч», — добавил бизнесмен.

Руководитель алматинской палаты предпринимателей «Атамекен» Айтуар Кошмамбетов сообщил, что за последнее время к ним неоднократно обращались представители бизнеса и ассоциаций предпринимателей с жалобами на то, что в течение последних двух месяцев на границе Китая и Казахстана наблюдается непонятная ситуация с транспортировкой грузов. Кошмамбетов отметил, что товары из Китая, направляемые через Казахстан транзитом в Европу, пропускают свободно, но грузы по заказам казахстанских бизнесменов проходят с проблемами. Предприниматели жалуются, что пропускная способность со стороны Китая сократилась практически в 5-6 раз и представители КНР не указывают объективных причин этого.

«Из-за этого определенные участники государственных закупок и закупок «Самрук-Казына» страдают, так как не могут выполнить взятые на себя обязательства в установленный договорами срок. Они обращаются к нам, чтобы получить сертификаты о непредвиденных обстоятельствах. Поступило более 50 таких заявок. Мы передали эти обращения на уровень правительства, чтобы решить эту ситуацию с Китаем. МИД сейчас ведет переговоры с Китаем, но пока определенности нет», — отметил Айтуар Кошмамбетов.

По словам представителя «Атамекена», больше всего от этой ситуации страдают предприниматели Алматы, так как многие из них ориентированы на закупку товаров и сырья из Китая и альтернатив из других регионов у них нет. К примеру, в палату обратилось 10 компаний в сфере легкой и текстильной промышленности, которые закупали сырье в Китае. Кошмамбетов считает, что, если проблема не решится в ближайшие месяцы, это тяжело отразится на экономике города.

В отношении потребительских товаров, по словам руководителя палаты, пока проблем и жалоб нет, так как поставщики заказывают одежду и другие товары на сезон вперед. Однако, если проблемы на границе продолжатся еще в течение 2-3 месяцев, Айтуар Кошмамбетов не исключает, что на рынках и в торговых домах может возникнуть дефицит определенных товаров или цены на них резко возрастут. Кроме того, некоторые производители местных продуктов, зависимые от грузов из Китая, могут вовсе обанкротиться, что также повлияет на потребителей.

Экономист Андрей Чеботарев считает, что, если логистику с Китаем не удастся восстановить, нас может ожидать коллапс. По его словам, дефицит товаров может ускорить рост инфляции на определенный период.

«Те, кто ходит на строительные рынки, говорят, что с 1 ноября цены будут повышаться, потому что у них осталось мало запасов, а новые не поступают. Это большая проблема для нашей и без того импортозависимой экономики. Мы и так зависимы от поставок из-за рубежа, так они еще и не спешат к нам прийти. Это, возможно, приведет к локальному росту инфляции. При этом, когда логистика восстановится, цены, возможно, снизятся обратно, так как предложение может превысить спрос», — отметил экономист.

Ранее первый заместитель премьер-министра Алихан Смаилов обсудил по телефону с заместителем премьера Госсовета Китая Хань Чжэном ситуацию по грузоперевозкам между Казахстаном и Китаем.

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru