Борьба с коронавирусом, схватка с акимом Актобе. Интервью министра туризма Израиля
Йоэль Развозов с июня этого года работает министром туризма Израиля, а до этого восемь лет был депутатом. Многим он известен по успехам в дзюдо — Развозов два раза становился вице-чемпионом Европы. Однажды он даже выходил на татами с нынешим акимом Актобе Асхатом Шахаровым.
В Нур-Султан израильский политик прилетел из Дубая. В ходе командировки Йоэль Развозов встречался с нашими чиновниками, в ходе переговоров даже обсуждался экспорт казахстанского мяса. Во время беседы с корреспондентом Tengrinews.kz министр из Израиля ответил на вопросы о кибербезопасности, медицине, карантине, борьбе с коронавирусом, Олимпиаде в Токио, и как нашей стране можно развивать туризм.
— Господин министр, вы не впервые в Казахстане. Какие-то ассоциации уже сложились с нашей страной?
— Приезжал сюда, когда был наблюдателем на выборах. Гостеприимный, дружелюбный народ. Люди улыбаются, приятные, сразу чувствуется братство. Вкусные традиционные блюда. Мне очень нравится бешбармак. Очень качественные продукты, много культуры, истории, огромнейшее государство в плане территории (Казахстан находится на 9-м месте по территории, Израиль — на 148-м). Я был на Медео, на Чимбулаке. Один раз был в Алматы, один раз — в Астане (Нур-Султан). Здесь есть чем восхищаться. Буквально за 10 лет построили город с нуля, и очень красиво, все правильно распланировано. И мечеть — одна из больших в мире — очень впечатляет.
— Вы встречались с министром торговли и интеграции Бахытом Султановым, говорили об экспорте сельхозпродукции в Израиль. Чем Казахстан интересен Израилю в этой отрасли?
— Продукция сельского хозяйства — это зерновая культура, кормовая культура. В Израиле на это есть спрос, здесь есть предложение. Помимо зерна, говорили о создании совместных производств, больших ферм. Первостепенно — импорт-экспорт зерна. Говорили о поставке мяса КРС. Но у нас есть регуляция кашрута (еврейский закон предъявляет ряд требований к продуктам питания и способам приготовления пищи), так как есть закон, что в Израиль можно завозить только кошерное мясо.
— Казахстанское мясо соответствует вашим стандартам?
— Есть халяль. При этом есть нюансы, которые нужно отработать, потенциал есть. На встрече присутствовал главный ученый министерства сельского хозяйства Израиля, и уже на рабочем уровне будет оговорена стандартизация. Мы хотим быть практичными, есть желание с обеих сторон. С господином Султановым договорились о тесном сотрудничестве, должны создать деловой совет.
Приехала большая делегация, это показывает наши намерения. Это была еще подготовка к межправительственной комиссии. Мы надеемся провести межправительственную комиссию в первом квартале следующего года со всеми министерствами, всеми индустриями, может быть, привести делегацию бизнесменов-израильтян, которые могут и инвестировать здесь, и развивать некоторые индустрии.
Для меня было большим удивлением побывать в международном финансовом центре «Астана». Очень впечатлен. Я о нем не знал. Считаю, что многие израильские компании, которые могли бы работать вместе с Казахстаном, не знают, что тут и английское право, и биржа, и устранение бюрократии. Очень правильный подход, есть чему поучиться, и мне важно передать и рассказать. Бизнесу важна гарантия.
Фото Facebook/m.k.razvozov
— С сельским хозяйством понятно, но какой обмен планируется в кибербезопасности? Израиль называют страной с самыми крупными в мире инвестициями в кибербезопасность и передовой киберармией...
— Взаимодействие и партнерство в кибербезопасности — знак доверия между государствами, потому что это очень чувствительная отрасль. Есть желание с обеих сторон создать здесь академию по кибербезопасности, тогда израильтяне смогут делиться своим опытом. Это один из вопросов, который мы отрабатываем. Со мной приехал глава управления кибербезопасности Израиля. Кибербезопасность — это будущее. Мы специалисты по кибербезопасности, в каждой стране своя законодательная почва, поэтому можно некоторые пилотные проекты делать в нашем государстве, иногда — здесь, и вместе практиковать сценарии.
— В Израиле есть отдельное министерство туризма, в Казахстане — нет. Как считаете, наличие отдельного органа влияет на развитие туризма?
— Как я понимаю, есть желание или рассматривают, чтобы был заместитель министра по туризму. Если о туризме, то люди могут получать разную дезинформацию о стране, но когда приезжают и видят, то получают другое представление. Есть люди, которые вообще ничего не знают о стране, и туризм сегодня — это люди, которые расскажут о стране настоящие впечатления.
Я вижу, что в Казахстане туризм развивается с положительной тенденцией, много мер предпринимает правительство, например, изменения в законодательстве. Некоторые вещи мне понравились, мы даже будем рады воспользоваться вашим опытом.
Сегодня в мире израильтяне считаются качественными туристами, они любят путешествовать и тратят деньги. Этот регион еще не очень знаком им, и задача привлечь их сюда. Если уже в Кыргызстан начались путешествия, то, соответственно, можно делать совместные пакеты — Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан. И туристы могут проводить по несколько дней в каждой стране. Конечно, для этого нужны прямые авиасообщения, которые тоже обсуждаются. Было авиасообщение Алматы — Тель-Авив, нам нужно его вернуть. Авиасообщение будет способствовать и продвижению бизнеса, потому что здесь очень много потенциала.
Я вижу потенциал туризма в Казахстане. Он есть во многих странах, но не все умеют пользоваться ситуацией. В Казахстане я вижу правильный подход. Страны были закрыты из-за пандемии, вырос местный туризм. Я для себя узнал Израиль, который, оказывается, не очень знал, даже будучи министром туризма. И сегодня многие граждане изучают свою историю, страну, и это важно. Так же это произошло в Казахстане, и на этой почве поняли потенциал туризма — это культура, традиции. Поэтому начали развиваться, и уже на этой почве можно наращивать инкам-туризм.
— Как вы развиваете туризм в своей стране? На чем в своей работе министра сделали акценты?
— Все зависит от человека. Все начинается с людей, которые приходят в отрасль. Второе, это огромный экономический портфель. В 2019 году у нас было рекордное число — 4,5 миллиона туристов. Как человек, который пришел когда-то из спорта, я использую соревновательный стимул, считаю, что это мало. У нас потенциал больше: модерновый Тель-Авив, исторический город трех религий Иерусалим, Мертвое море, Красное море, Эйлат — город на юге Израиля, расположенный на берегу залива Акаба Красного моря, Тивериадское озеро — известно как Галилейское море.
Есть много исторических моментов, и hi-tech, и здравоохранение, и бизнес-индустрия, поэтому много потенциала. Туризм в 2019 году дал казне в районе 13 миллиардов долларов. Это включая внутренний туризм, но в основном большая часть инкам, те, которые приехали в Израиль.
Я ставлю себе цель в 10 миллионов туристов. Конечно, пандемия во всем мире многое глобально испортила, но все равно нам нужно готовиться, нужно всегда использовать момент, когда нет туризма, значит, надо готовить инфраструктуру, правильно прорабатывать все минусы, где у нас они существуют. Сейчас я строю не краткосрочные планы, не прийти как министр, срезать ленточки, банкеты, а смотрю долгосрочно. Это ощущается в индустрии. Есть в некоторых моментах критика, так как страна была закрыта. Критику мы должны правильно воспринимать и анализировать, исправлять свои же ошибки. Есть смысл в этой критике.
— Есть конструктивная критика?
— Из-за пандемии цены в Израиле стали очень высокими, 1,5 миллиона туристов, которые выезжали в августе за границу, остались в Израиле. В Эйлате или на Мертвом море не было свободных номеров, цены были очень высокие. Моей задачей было сместить спрос с этих регионов и сделать рекламные кампании на Иерусалим, Тель-Авив, которые были пусты. Израильтяне путешествуют, выезжают куда-то подальше, а Мертвое море и Эйлат — туристические регионы. Мы поняли, что нужно больше предложений, больше гостиниц.
– Это все во время пандемии?
– Во время пандемии. Помимо всего, мы занимались компенсацией сферы туризма. Если я хочу прийти к высоким цифрам, мне нужны профессиональные люди в индустрии, и чтобы они не ушли в другие направления. Это квалифицированные работники, владеющие разными языками, они могут найти себя в других отраслях, и, соответственно, чтобы их удержать, надо компенсировать туроператоров и гостиничный бизнес. Я хочу увеличить предложение, а это больше гостиничных номеров, это значит, я не могу позволить, чтобы гостиницы обанкротились и закрылись, нужны разные программы поддержки.
Плюс ко всему у меня существует конфликт интересов, так как я являюсь членом специального кабинета министров по борьбе с коронавирусом, который делает ограничения. С одной стороны, я должен ограничивать людей в чем-то, с другой стороны, как министр туризма должен открывать. Это была непростая ситуация, но в конце концов мы смогли найти правильный баланс между экономикой и здравоохранением, но это было непросто.
Коэффициент распространения коронавируса падает, мы прошли вариант вируса «дельта» и буквально через месяц будем полностью «зеленой» страной. Каждый день цифры по тяжелобольным или на ИВЛ снижаются. В ближайшее время откроемся для туристов.
— В Израиле свободно можно перемещаться?
— У нас были сентябрьские праздники, все считали, что будет локдаун. Мы смогли предотвратить его не совсем жесткими ограничениями, а больше призывать людей прививаться третьей прививкой. По статистике увидели, что после второй прививки, после пяти месяцев, уровень антител падает и есть высокий шанс заразиться, поэтому пошла волна «дельтой». Мы привили почти 3 860 000 человек. Я каждые несколько часов получаю сводку как член кабинета министров по коронавирусу. Люди привились, и получился какой-то общий иммунитет.
Конечно, было рискованно открываться 1 сентября. Но дети год учились онлайн, психологические травмы для детей и социальных отношений. Это было очень плохо, поэтому мы решили открыть, и при открытии школ 1 сентября мы сделали 1 500 000 экспресс тестов.
Родители их делали сами. Мы понимали, что не все проверят. Но все равно со всей критикой мы выявили 15 тысяч учеников, которые к 1 сентября были носителями коронавируса, мы смогли их посадить на карантин. Цепочку заражения смогли остановить, потому что 15 тысяч детей заразили бы еще других детей, а они передали бы это взрослым. Это был правильный шаг, от этого зависит экономика. Если дети заражают, сидят дома, один родитель должен сидеть на карантине с ребенком, и когда люди не выходят на работу, страдает экономика.
Мы первое государство в мире, которое начало делать третью прививку до решения FDA. Премьер-министр взял на себя ответственность. Если закрывать страну на локдаун, от этого рушится экономика, а это больницы, здравоохранение, это соцобеспечение.
— У вас в общественные места входят по QR-кодам?
— Да, я думаю, что это будет на протяжении долгого времени.
— А маски носят еще?
— Маски носят в закрытых помещениях, на улице — нет. Это единственные ограничения, которые существуют, все остальное уже в довольно свободном порядке.
— Иностранные туристы могут ли въезжать? И как?
— Сейчас прорабатываем механизмы с минздравом. Мы откроем Израиль для туристов. Мы с 19 сентября начали пилотный проект для группового туризма. Есть две проверки ПЦР, одна — 72 часа до прилета в Израиль, другая — уже по прилете. Делали серологические тесты, проверку на антитела. Сейчас мы решили не делать серологию, а два ПЦР-теста на въезд. Люди привитые, которые с QR-кодом. Прививки, которые признаны ВОЗ.
— Вы в прошлом спортсмен. Наверняка следили за последними Олимпийскими играми. От Казахстана в этом году ездили 97 спортсменов, у нас 8 бронзовых медалей, есть и по дзюдо. Можете ли оценить результат нашей сборной?
— От Израиля было вроде 93 участника, плюс-минус такие же цифры. Я считаю, что 8 бронзовых медалей — очень успешная Олимпиада, почти 10 процентов медалей. Мне тяжело комментировать, я не знаю, что было на предыдущих играх, но это спорт. В спорте не всегда выигрывают. А те 97 человек — это большая честь для государства, потому что на Олимпиаду попадают лучшие из лучших. Олимпийцы, которые прошли международную квалификацию и критерии, уже большая честь для государства.
У нас часто на всех Олимпиадах была одна или две медали. На этой Олимпиаде мы успешно выступили, было 2 золота по гимнастике, до этого было золото в 2004-м году, когда я выступал в Афинах, сейчас два золота и несколько бронз. Я считаю, что 8 бронз — отличный результат, но опять же мне тяжело сравнивать.
Если когда-то были Олимпиады более успешные и было много медалей, были золото и серебро, то бывают Олимпиады, на которых не получается, надо принимать критику, делать свои выводы, где можно улучшить. Уверен, у Казахстана большой потенциал, как минимум в боксе. И в дзюдо казахстанские спортсмены всегда были одними из лучших. Когда мы видели в жеребьевках казахских спортсменов, знали, что будет очень тяжелая схватка.
Фото Facebook/m.k.razvozov
— У вас были когда-нибудь схватки с казахстанскими спортсменами?
— У меня были соревнования против казахов. Даже остался в дружеских отношениях с одним из спортсменов, он бронзовый призер чемпионата мира. Это Асхат Шахаров, сейчас аким города Актобе. Есть, конечно, много друзей.
Отметим, что некоторыми заметками министр делился прямо с «казахстанских дипломатических полей» в Facebook. Йоэль Развозов прилетал на международный форум глав государств и министров иностранных дел. По словам политика, это единственный азиатский форум, в котором Израиль участвует наряду со странами, с которыми у него нет дипломатических отношений.
Фото Facebook/m.k.razvozov
Йоэль Развозов (Константин Анатольевич Развозов) родился 5 июля 1980 года в СССР, уроженец Биробиджана. В 1991 году репатриировался в Израиль. В 2010 году окончил высшее учебное заведение — междисциплинарный центр в Герцлии и получил диплом по бизнес-менеджменту в области финансов. В 2008 году был избран в муниципалитет города Нетании, где был ответственным за развитие спорта в городе.
3 мая 2012 года Йоэль присоединился к партии «Еш Атид». В феврале 2013 года занял пост председателя комиссии по вопросам алии, интеграции и диаспоры.
17 марта 2015 года избран в Кнессет 20-го созыва. Является многократным чемпионом Израиля по дзюдо, двукратным вице-чемпионом Европы в весе до 73 килограммов, многократным призером мировых гран-при. Входил в состав Олимпийского комитета Израиля.
Беседовала Ботагоз Айтжанова
Фото Турар Казангапов
Источник: tengrinews.kz