«Похоронены в Амерсфорте». Нидерландец ищет семьи погибших в ВОВ казахстанцев
«Неизвестный советский воин» — гласит надпись на надгробиях неопознанных солдат, павших во время Великой Отечественной войны, на кладбище в Нидерландах. TengriMIX расскажет, как нидерландский исследователь опознает казахстанских солдат и разыскивает их семьи.
Ремко Рейдинг на протяжении 23 лет устанавливает личности советских солдат, похороненных на кладбище в Амерсфорте (Нидерланды).
«Это стало делом всей моей жизни», — делится Рейдинг.
На кладбище похоронены 865 советских солдат, и на надгробиях многих из них не было ни имен, ни дат рождения и смерти, лишь надпись «неизвестный советский воин». Но многие из этих надгробий с годами получили имена и даты благодаря труду Рейдинга.
С 1998 года Ремко сумел опознать более 250 советских солдат, среди которых также числится 10 опознанных бойцов из Казахстана, семьи 8 из которых уже удалось найти, среди них Михаил Боярский (однофамилец российского актера), Константин Буторин, Федор Выходцев, Василий Климов, Адылхан Тумарбаев, Дмитрий Хмель, Трофим Деревянко и Ильша Мухаметов, а также два неопознанных бойца Михаил Катушев (Катюшев) и Петр Нестеров, чьи семьи еще не найдены.
В 2010 году Рейдинг основал «Фонд Советское Поле Славы», который занимается не только опознанием солдат и поиском их семей, но и организовывает для родственников погибших воинов посещение их могил в Амерсфорте.
«Это также одна из причин, почему фонд был основан. Мы хотим помочь людям посетить могилы, а это стоит очень много денег и занимает много времени», — делится он.
С помощью фонда в 2005 и 2007 годах семьи казахстанских солдат Константина Буторина, Дмитрия Хмеля и Адылхана Тумарбаева смогли посетить их последнее пристанище.
«Мы организовываем прилет и посещение могил для родственников, но в последние два года этот процесс осложнился из-за ситуации с COVID-19», — сетует директор фонда.
Одним из недавно опознанных с помощью Рейдинга солдат стал уроженец Алматинской области Ильша Мухаметов, оказавшийся среди 101 солдата из Центральной Азии, которых в 1941-м отправили в концлагерь в Амерсфорте и расстреляли в 1942 году.
Памятная церемония на месте расстрела солдат
С помощью общественного объединения Atamnyn Amanaty исследователю также удалось найти родственников солдата, которые все эти годы продолжали искать информацию о бойце.
Как отмечает заместитель председателя правления общественного объединения Atamnyn Amanaty Райгуль Мушанова, внучка солдата буквально в сентябре этого года подала им заявку на поиск информации об Ильше. Узнав о том, что Ремко удалось установить личность Ильши, Райгуль связала нидерландца с внучкой солдата.
В Нидерландах опознали погибшего в концлагере солдата из Казахстана
«У нас в Казахстане, к счастью, многие потомки ищут своих дедов», — отметила Райгуль.
85-летняя дочь солдата Модянгул
По словам Ремко, опознать Ильшу Мухаметова удалось с помощью документов, полученных из государственного архива Российской Федерации. О существовании документов в архиве Рейдинг знал еще 20 лет назад, однако данные сведения были засекречены. Тем не менее в прошлом году архив выслал Рейдингу документы, среди которых оказалась информация, которую он до этого не встречал. В конверте были копии трофейных карточек с именами и адресами, найденные на останках солдат, убитых в 1942 году.
«Изначально по описанию документы показались не очень интересными для меня, поскольку информация не была новой для нас, но неожиданно среди документов также оказались эти данные. Мы всегда продолжаем искать, и иногда нам везет. И в этом случае нам действительно очень повезло. Это был большой прорыв для нас», — делится Рейдинг.
Сейчас исследователь находится в поиске родственников двух казахстанских солдат: Михаила Катушева (Катюшева) из Уральска 1910 года рождения, а также уроженца Кызылординской области Петра Нестерова 1922 года рождения. Стоит отметить, что Михаил и Петр все еще остаются не до конца идентифицированными солдатами и работа по стопроцентному установлению их личностей продолжается.
«Идентификация — это довольно сложный процесс, при котором о стопроцентном установлении личности можно говорить в случае полного совпадения данных из имеющихся у нас документов захороненных здесь солдат с данными солдата, который считается пропавшим без вести», — отметили в «Фонде Советское Поле Славы».
Во время процесса идентификации исследователь и сотрудники фонда проводят анализ документов солдат, которые числятся пропавшими без вести. Многие документы, такие как личные карточки военнопленных и списки пропавших солдат, удается найти онлайн. Другие документы солдат — свидетельство о смерти, отчеты о захоронении, перезахоронении, документы из госпиталей — запрашиваются в органах государственной власти страны, откуда был родом солдат: в ЗАГСе, госархивах, военкоматах и местных администрациях.
«Если данные совпадают (дата рождения, имя и другие), то можно говорить о том, что захороненный здесь солдат и солдат, указанный как пропавший без вести, — это один и тот же человек. И только после положительной идентификации мы ищем родственников солдата. Есть случаи, когда недостаточно данных, и тогда необходимо проводить анализ ДНК», — делятся в фонде.
Примечательно, что в процессе идентификации солдат и поиска их родственников важную роль играет не только место рождения, но и город проживания и призыва. Так, например, фонд включил в число казахстанских солдат опознанного бойца из Омской области Филиппа Липунова, призванного в Северо-Казахстанской области, племянницу которого удалось найти в 2010 году в Казахстане.
Семью советского солдата Сергея Хотетова 1910 года рождения, уроженца Могилевской области (Беларусь), Рейдинг также ищет в Казахстане, поскольку призывался боец в Кызылординской области.
«Они были призваны из Казахстана, это отражено в документах, что имеет значение в процессе идентификации и затем поиска родственников. Место рождения и проживания не всегда совпадало с местом призыва», — объясняют в фонде.
Как делится исследователь, тела солдат, убитых в 1942 году, были обнаружены в 1945 году, и, когда власти Нидерландов нашли на останках солдат их письма и трофейные карточки, они передали их советским властям.
«Думаю, из-за того, что Советский Союз потерял во время войны 26 миллионов человек, эта информация хранилась в большой куче и позже уже никто не уделял ей внимания. Сейчас мы не знаем, где эти бумаги, но нам удалось найти несколько копий этих бумаг среди документов из архива», — сказал исследователь.
За 23 года работы фонд Ремко не только опознал 250 советских солдат, но и нашел семьи 220 из них.
«В начале своей поисковой работы первую пару лет мне не удавалось найти семьи солдат, но со временем у меня стало больше информации и появились первые результаты, так что работа пошла быстрее, и я находил много семей солдат за короткое время. Но сейчас процесс замедлился, и удается найти только одну или две семьи в год», — поделился Рейдинг.
Как отмечают в фонде, для поиска родственников они связываются с местной администрацией, с военкоматами, распространяют информацию с помощью СМИ и сотрудничают с местными поисковыми отрядами.
«Благодаря СМИ мы получаем большой отклик, и этот способ приводит иногда гораздо быстрее к результату», — сказали в фонде.
В апреле и мае следующего года фонд планирует организовать очередную поездку родственников к могилам солдат. С момента основания фонда с его помощью примерно 50 семьям советских воинов удалось посетить последнее пристанище своих близких.
Источник: tengrinews.kz