Что доводит многодетных матерей до срыва и отчаяния, рассказали эксперты
Психолог и специалист по работе с женщинами в кризисных центрах рассказали, что доводит многодетных и молодых матерей до отчаянного состояния и может подтолкнуть их к суициду, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Председатель правления объединения «Союз кризисных центров Казахстана» (курирует центр «Бақытты отбасы» в Алматы) Зульфия Байсакова рассказала, что многодетные семьи стремятся приезжать в Алматы или столицу из-за неравномерного распределения государственной поддержки по регионам страны. По словам Байсаковой, в тех же центрах «Бақытты отбасы» в Алматы семье предоставляют социальные льготы, госуслуги и помощь в обучении новым специальностям и трудоустройстве, чем могут похвастать далеко не все регионы Казахстана.
«В центрах «Бакытты отбасы» мы обязаны помогать всем, но просто не справляемся с таким наплывом людей. Наверное, процентов 35 из тех, кто обращается к нам, не имеют городской прописки. Они платят за ее получение деньги, вступают в коррупционные схемы, чтобы иметь доступ к качественным социальным услугам, образованию и хорошему медицинскому обслуживанию. Еще один момент касается неравномерного распределения социальных выплат. Допустим, есть многодетная мать, которая проживает в Павлодарской области и получает единое с другими регионами пособие на каждого ребенка, допустим, по 23-27 тысяч тенге. Она не будет стремиться переехать в Алматы или Нур-Султан, потому что на родине у нее, скорее всего, есть хотя бы минимальное жилье, какой-то заработок у нее или супруга. Без такого пособия они стремятся уехать в крупный город, чтобы получать социальную помощь в нем», — отметила Зульфия Байсакова.
По словам руководителя Союза кризисных центров, из-за того, что у семей нет минимального пособия на ребенка, они идут на разные ухищрения. Некоторые вынуждены разводиться, они продают свое жилье, режут скотину, чтобы показать, что они живут ниже прожиточного минимума, и получить статус малообеспеченной семьи. Байсакова считает, что индивидуально рассчитываемая АСП и выплаты по многодетности можно было бы заменить единым пособием на детей, чтобы семьи не были зависимы от людей, которые определяют, может ли семья претендовать на АСП и каков будет ее размер. Байсакова отметила, что их ассоциация направляла письма Президенту и в правительство о принятии единого пособия на детей, но конкретного ответа на это предложение не приходило.
Байсакова добавляет, что еще одной проблемой многодетных семей и причиной их бедности становится высокий уровень закредитованности. Руководитель ассоциации отметила, что банковская система не контролируется государством и предоставляет малообеспеченным семьям легкий доступ к микрокредитованию, что впоследствии еще больше ухудшает их положение.
По мнению правозащитницы, молодые семьи подталкивает к переезду и поиску счастья в больших городах отсутствие в регионах государственных программ по льготному приобретению жилья для молодых или многодетных семей. Такие программы действуют только в городах областного значения и Караганде, и люди стремятся переехать в них. Чтобы решить эту проблему, необходимо обеспечить равные экономические возможности во всех регионах.
«Нельзя также отбрасывать и фактор бытового насилия, которое имеет место. Находясь в бедности, когда в одной семье проживает пять-семь человек на одной маленькой площади, происходит столкновение интересов, отсутствует личное пространство, и при недостатке правовой культуры случаются конфликты, когда муж оскорбляет жену и бьет ее на глазах у детей. У нас в центре находятся несколько таких семей, и у некоторых матерей по семь детей», — рассказала Зульфия Байсакова.
Правозащитница добавила, что ситуацию с многодетностью молодых семей усугубляет неэффективная работа государственных образовательных программ, направленных на просвещение молодежи и, в частности, обучение планированию семьи. Зульфия Байсакова считает, что в школах нужно проводить работу с подростками для профилактики ранней беременности и лучшего планирования семьи в будущем.
Руководитель альянса психологов Genesis Райса Байдалиева в своей практике часто работала с многодетными матерями из малообеспеченных семей. По ее словам, в нынешней реальности в казахстанском обществе слишком сильно стали доминировать традиционные установки о том, что женщина должна терпеть все, что бы ни происходило в браке, чтобы сохранить семью. Молодых девушек убеждают, что, для того чтобы быть хорошей келин, нужно менять себя, подстраиваясь под обстоятельства.
«Нужно понимать, что многие традиционные установки уже отжили свое. Девочек нужно воспитывать так же, как и мальчиков, с пониманием того, что они сами ответственны за свою жизнь и, если что-то в жизни не удается, нужно иметь смелость изменить это и быть готовой к любому, даже непростому решению, если оно может спасти твою жизнь и здоровье. Практику внушения женщинам, что при семейных кризисах надо только терпеть и что-нибудь само собой сладится, я считаю преступной. Я не поддерживаю политику некоторых государственных кризисных центров, где женщинам, обратившимся за помощью, говорят, что они сами должны измениться, чтобы сохранить семью любой ценой. После этого они чувствуют себя еще более слабыми и уязвимыми. Нужно учитывать, что для таких изменений нужны ресурсы – временные, материальные и другие, которыми женщина в этих обстоятельствах зачастую не обладает», — рассказала Райса Байдалиева.
Психолог отметила, что работа государственных кризисных центров зачастую оказывается абсолютно неэффективной. По ее мнению, необходимо создавать частные центры психологической помощи для женщин, страдающих от семейных и бытовых трудностей, и работать в них должны люди, которые искренне одержимы идеей помочь другим. При поликлиниках, по словам специалиста, также работают психологи, но зачастую их квалификация слишком низкая, чтобы определять депрессивное состояние у пациентов.
«Нужно понимать, что, когда человек находится в отчаянии, все доводы по поводу того, что он должен думать о будущем, мне кажутся некорректными, потому что отчаяние захватывает человека и он не может до конца контролировать свои действия. Наш мозг так устроен, он не может всегда находиться во включенном состоянии. Ученые выяснили, что, когда человек испытывает какие-то очень сильные эмоции, префронтальная кора, которая отвечает за анализ поведения и программирование поведения, полностью выключается. Я думаю, что в случае с женщиной, которая совершила суицид, человек долго находился в состоянии стресса и не мог принимать адекватные решения», — отметила психолог.
По словам специалиста, качество подготовки психологов и социальных работников, которые должны взаимодействовать с женщинами в состоянии стресса, нужно повышать и необходимо активное вовлечение в эту проблему местных органов власти. Райса Байдалиева рассказала, что периодически во время социальных приемов к ней обращаются женщины, которые оказались в подобных обстоятельствах. Многие из них проживают в небольших населенных пунктах, где акиматы не оказывают им достаточно поддержки. В случаях бытового насилия им некуда обратиться за помощью. Для получения материальной помощи необходимо пройти множество бюрократических препон и собрать множество документов. При этом работники этих ведомств, по словам психолога, относятся к просительницам с пренебрежением.
«У нас в обществе есть определенная стигматизация женщин, оказавшихся в таких трудных ситуациях. Почти каждая женщина из тех, кто приходил ко мне на прием, говорила о том, что чувствует себя человеком второго сорта. Общество проявляет равнодушие к их тяжелым жизненным обстоятельствам. Многие люди, которые громко заявляют, что оказывают помощь нуждающимся, на самом деле не замечают даже своих соседей, которым нужна помощь. Кроме того, есть нехватка правовой защиты женщин. Допустим, она 12 лет прожила в браке, а когда начались конфликты с мужем и решили разводиться, выяснилось, что квартира, приобретенная совместно, переписана на мать мужа и ей просто негде жить. Многие мужья не платят алименты на детей и идут на всевозможные ухищрения, чтобы избежать этого», — добавила Райса Байдалиева.
Психолог также рассказала, что частые роды у женщин при неблагополучной ситуации в семье также оставляют глубокий след на их психическом состоянии. Если после беременности женщина испытывает психическое или физиологическое насилие, то у нее вырабатывается недостаточное количества гормона окситоцина, который помогает справиться с послеродовым состоянием и способствует защите потомства. По словам Байдалиевой, патронажные органы и поликлиники должны уделять больше внимания работе с часто рожающими женщинами, постараться убедить их больше отдыхать после родов перед следующей беременностью.
Напомним, трагедия произошла 22 ноября в одном из многоквартирных домов микрорайона Жетысу. Из окна на девятом этаже выбросилась 28-летняя мать с тремя малолетними детьми 2015, 2016 и 2019 годов рождения. Женщина и двое детей погибли на месте происшествия. Еще один ребенок скончался в карете скорой помощи. Подробности трагедии рассказали очевидцы случившегося.
Позже полицейские назвали предварительную причину суицида женщины. Директор школы № 141, где училась старшая из погибших детей, рассказала, что за семьей не было замечено каких-то странностей или особенностей.
В Управлении социального благосостояния Алматы заявили, что семья женщины не обращалась за получением АСП или другой социальной помощи. В Управлении занятости и соцзащиты Шымкента сообщили, что в получении АСП семье в октябре было отказано. А отец мужа погибшей Бауыржан Оразов сказал, что ничто не предвещало беды. По его словам, невестка с сыном не ссорились и никогда не жаловались на семейную жизнь.
Источник: tengrinews.kz