«Оригинальный мужик». 10 малоизвестных фактов об Абдижамиле Нурпеисове
5 февраля ушел из жизни известный советский и казахстанский писатель, переводчик, внесший большой вклад в казахскую литературу, Абдижамил Нурпеисов, он скончался на 98-м году жизни. TengriMIX расскажет об интересных фактах из жизни талантливого писателя, о которых вы могли не знать.
Абдижамил Каримович Нурпеисов родился 22 октября 1924 года в Кызылординской области, в селе Ушкон на берегу Арала, в семье простого рыбака.
Малый Арал. Фото ©Турар Казангапов
Факт первый. «Агай, а как пишутся романы?»
Первую главу своего задуманного романа «Курляндия» Абдижамил Нурпеисов решил отнести в Союз писателей. Книгу он начал писать еще во время войны, куда попал 18-летним парнишкой после школы. Роман на 12-листовой тетради мелким бисерным почерком тогда еще старший лейтенант Нурпеисов показал уже авторитетному казахскому и советскому писателю Габидену Мустафину. В тот момент от его заключения зависело, стоит ли молодому офицеру продолжать писать.
Именно у него начинающий писатель спросил: «Агай, а как пишутся романы?» Увидев содержимое 12 страниц рукописного текста, Мустафин ответил, что это уже похоже на роман и посоветовал рискнуть молодому писателю работать над произведением дальше, напутствовав его. По истечении нескольких месяцев 22-летний прозаик Нурпеисов в Союзе писателей Казахстана прочел старшим товарищам по перу роман «Курляндия».
Факт второй. Одна-единственная книга
Спустя многие годы после войны Нурпеисов отмечал, что его путь в литературу начинался с «Войны и мира» Льва Толстого. Будучи 18-летним лейтенантом, он попал на Южный фронт, ожидая своего назначения, вместе со своим товарищем он снимал комнату у одинокой женщины. В этом доме была одна-единственная книга — первый том «Войны и мира». Позже он признался, что именно с мощи этой книги и началась та жгучая тяга к литературе.
Факт третий. Как создавалась «Кровь и пот»
Наиболее известное произведение Нурпеисова — историко-революционная трилогия «Кровь и пот» («Сумерки», «Мытарства», «Крушение»). Автор рассказывает о нелегкой жизни рыбаков-казахов на берегу Аральского моря, о беспощадной эксплуатации их труда. Создание трилогии у писателя заняло почти 15 лет, хотя точный срок душевной работы передать невозможно. Мало кто знает и историю создания знаменитого произведения.
На одной из творческих встреч с писателями в Германии Нурпеисов рассказал о возникновении замысла трилогии «Кровь и пот». Он создал автобиографический портрет молодого солдата-победителя, который вернулся на родину после войны, потеряв отца и братьев на войне, и по-новому взглянул на жизнь. Вернувшись, он видит овдовевших жен, осиротевших детей, измученных людей, разоренное хозяйство и поглотившее всех человеческое горе. Он видит, сколько крови и пота было пролито на этой земле, и так приходит мысль, что именно об этом надо написать книгу. В тот же день своего возвращения после войны он придумал название книги и написал его на небольшом клочке бумаги.
Трилогия была переведена на 30 иностранных языков, издавалась миллионными тиражами и заслужила признание зарубежных литературных критиков. По литературному сценарию романа был снят одноименный художественный фильм, главную роль в котором сыграл казахский и советский актер Асанали Ашимов.
Факт четвертый. Нурпеисова сравнивали со Львом Толстым
Французский стал первым иностранным языком, на который был переведен роман. Когда уже заканчивали переводить «Кровь и пот» на русский язык, стало известно, что самая знаменитая во Франции переводчица с русского языка Лили Дени тоже хочет перевести роман Абдижамила Нурпеисова. Но ей нужно было найти в Париже издателя, который был бы заинтересован романом о казахах. Им оказался никто иной, как директор старейшего издательского дома Gallimard Антуан Галимар. Позже Дени в беседе с журналистами сравнит Нурпеисова со Львом Толстым. Нурпеисов казался ей «продолжателем традиций русского классического романа, перенесенного на классическую почву».
Факт пятый. В Актобе есть памятник в честь книги «Кровь и пот»
Памятник героям трилогии «Кровь и пот» был установлен осенью 2008 года в Актобе, в сквере Абая. Это был первый в истории Казахстана памятник литературным героям. Памятник выполнен из бронзы и отделан розовым плитняком. Он расположен на каменном постаменте в виде валуна. На камне стоят стремящиеся к хорошей жизни и свободе Елман и Кален, за ними — ненадежная красавица Акбала, ее отец — старец Суйеу, далее стоят лентяй Судырахмет и сплетница Каракат, а за всеми ними идет Танирберген, держащий голову прямо и ведущий свою собаку. Скульптор — Ерик Жаумбаев.
Фото с сайта aktobenasledie.kz
Факт шестой. Дождитесь моей смерти
Когда однажды у писателя попросили согласия на переименование в одном из городов улицы Тараса Шевченко на улицу Абдижамила Нурпеисова, он возразил.
«Недавно попросили у меня согласия переименовать в одном городе улицу Тараса Шевченко в улицу Нурпеисова. Позвонил, сказал: ждите моей смерти», — говорил Нурпеисов.
Факт седьмой. Первые кинопробы
Также мало кто знает, что во время службы в Подмосковье Нурпеисов неожиданно для себя снялся в кино. Тогда 19-летнего лейтенанта Нурпеисова вместе с товарищами по оружию подняли не на учения, а посадили в грузовик и повезли на Поклонную гору, там снимались сцены отступления наполеоновской армии из Москвы для фильма «Кутузов». Молодых солдат и офицеров привезли сниматься в массовке. Нурпеисова в кадре не видно, возможно, потому что режиссер посчитал, что он не особо был похож на француза.
Кинокартина «Кутузов», СССР, 1943 год. Фото с сайта internetwar.ru
Факт восьмой. Нурпеисов называл алматинцев детьми природы
Сам Нурпеисов говорил о себе как о «юнце из патриархального казахского аула где-то на берегу усыхающего, умирающего Аральского моря», но ему это не помешало по-настоящему полюбить и юг Казахстана, а именно Алма-Ату. В 1970-е годы писатель дал свое видение, в каком направлении развивать и застраивать Алматы, в буклете про растущий город — в эссе «Несравненная Алма-Ата», которое было написано по поручению первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Динмухамеда Кунаева. Несмотря на то, что Алматы не был родным городом Нурпеисова, его слова, полные любви и нежности, пронзительные строки и сегодня берут за душу современного читателя.
Каждый алматинец узнает свой любимый город в этих словах. Автор считал, что любой город должен развиваться, преобразования должны идти в ногу со временем, это неизбежный процесс, и индивидуальность города во многом выражается в самой культуре и тенденциях строительства. Культуру градостроительства он видел в бережном отношении к природе и сложившимся традициям.
«В глубине каждого двора буйно цвел урюк, точно сизым дымом были окутаны яблони, воздух был бодряще свеж. И я подумал тогда, что люди, живущие в этих маленьких белых домиках, утопающих в диковинной, особенно для меня — степняка — зелени, на этих тихих, широких улицах-садах наверняка ощущают себя детьми природы», — писал он.
Также много лет назад он пророчил, что чистый воздух и чистая вода находятся под угрозой: строительство городов идет бурными темпами, населенные пункты разрастаются, превращаясь постепенно в мегаполисы. Писатель заявлял, что в недалеком будущем Алматы «сольется» с Талгаром и Каскеленом. При этом Нурпеисов опасался темпов строительства, считая, что все свободные земли в скором времени отойдут городам.
Факт девятый. Один из трех
Абдижамил Нурпеисов — лауреат Государственной премии СССР. В Казахстане эту высокую награду имеют только три писателя: Мухтар Ауэзов, Абдижамил Нурпеисов и Жубан Молдагалиев.
Факт десятый. Оригинальный мужик
Свое отношение к Абдижамилу Нурпеисову многие актеры, игравшие в спектаклях по его произведениям, назвали высоким. «Свое отношение к Абдижамилу Нурпеисову я бы назвал высоким. Правдивый человек, большой писатель и оригинальный мужик, он достоин этого. Скажу больше — он личность века. И то, что мы своему казахскому Льву Толстому не можем воздать так, как, например, современные россияне Василию Шукшину, — это позор наш и наша беда», — писал в своей автобиографии «С любовью Ваш…» известный казахский актер Асанали Ашимов.
Его коллеги и все, кому хоть раз в жизни приходилось говорить с писателем, чувствовали его стойкий мужской характер, которым он наделял героев своих произведений.
Нурпеисов вошел в мировую литературу двумя своими основными книгами: трилогией «Кровь и пот» и романом-дилогией «Последний долг» («И был день», «И была ночь»). По мнению литераторов и народа, эти книги «дорогого стоят». Многие, кто знаком с его творчеством, придерживаются мнения, что гениальный роман «Кровь и пот» остался недооцененным среди мировой общественности и получил меньше внимания широкой читательской аудитории и кинорежиссеров, чем он того, безусловно, заслуживает.
«Я казах, все особенности моего отношения к бытию, весь строй моего духа были с пеленок выпестованы звуками родного языка, трелью жаворонка, запахами трав и песнями казахских степей — милой моей родины, ее особым философски несуетным настроем, ее раздольной и скупой красотой», — так о себе говорил Абдижамил Нурпеисов.
Умер писатель Абдижамил Нурпеисов
Фото wikipedia.org
В каждой строчке чувствовалась любовь и его трепетное отношение к своему народу. Многие цитаты и афоризмы писателя стали широко известны и в настоящее время нередко используются среди взрослых людей и молодежи. Ниже приведем наиболее известные из них:
У каждого великого нaродa – великaя мечтa.
Лучше один раз умереть, чем умирать каждый день.
Зачем судить мелких, завистливых людишек на земле? Как же им не грызться и не пожирать друг друга? Ты взгляни только на это небо! Ведь и там нет покоя. Тучи и ветер с сотворения мира бьются в бесконечной схватке. На небе всходит солнце. На небе всходит луна. День и ночь в вечном борении сменяют друг друга. И когда окончен день и заходит уморенное солнце, скажи, какой человек не предается унынию и печали, кому не кажется, что вместе с солнцем погасла и его надежда?
У кaждого есть врaги, но не кaждый может без хлопот рaспрaвиться со своими врaгaми – для этого нужна мудрость.
Да и осел брыкается, когда его без конца долбят по загривку.
В глубине души всякий знает, что вслед за мраком наступит свет и что радость и горе всю жизнь неразлучно идут бок о бок, что беспокойная жизнь на земле будет повторяться вечно. Веришь ли ты в это? Повторится ли она для тебя? Верят ли в нее вот эти отверженные? Не знаю, не знаю, но я, пожалуй, верю.
Перед судьбой ведь все бессильны. А бессилие – тa же покорность.
Источник: tengrinews.kz