Транзит власти в Туркменистане: Будет ли интрига, рассказала эксперт

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов заявил о намерении покинуть пост и «дать дорогу молодым». Сын правящего страной лидера Сердар Бердымухамедов стал первым зарегистрированным кандидатом на досрочных президентских выборах. Будет ли интрига в новом назначении, рассказала политолог и эксперт ИМЭП Лидия Пархомчик, передает Tengrinews.kz.

Дорогу молодым

Казахстанский политолог напомнила, что о своем решении уступить дорогу молодым управленцам президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов объявил 11 февраля 2022 года. Уже на следующий день помощник председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов сообщил, что досрочные президентские выборы назначены на 12 марта 2022 года.

«С 14 февраля 2022 года началась процедура выдвижения кандидатов на высший государственный пост. Так, Демократическая партия Туркменистана уже провела свой внеочередной IХ съезд, на котором был определен кандидат на участие в выборах. Как и ожидалось, ведущая политическая сила страны в качестве претендента на должность главы Туркменистана выдвинула Сердара Бердымухамедова, сына действующего президента. Фактически подготовка к подобному сценарию транзита власти велась последние три года«, — отметила эксперт.

Последний год деятельность молодого политика активно освещается в местных СМИ. По мнению Пархомчик, подобная медийная публичность в совокупности с продвижением по карьерной лестнице четко давала понять, что именно он является ключевой фигурой при передаче властных полномочий.

«С февраля 2021 года Сердар Бердымухамедов занимает должность заместителя председателя кабинета министров Туркменистана. В послужном списке кандидата также значатся должности заместителя министра иностранных дел, хякима Ахалского велаята, министра промышленности и строительного производства, председателя Высшей контрольной палаты. Можно резюмировать, что политик успел накопить управленческий опыт. При этом выдвижение от Демократической партии и поддержка действующего президента практически гарантируют Сердару Бердымухамедову победу на предстоящих выборах», — добавила она.

По мнению эксперта, следует ожидать, что своих кандидатов выставят также и другие партии, входящие в парламент. Так, на прошлых президентских выборах 2017 года ЦИК зарегистрировала претендентов от Партии промышленников и предпринимателей, а также от Аграрной партии Туркменистана.

Однако, как подчеркнула Пархомчик, наличие соперников, число которых может возрасти за счет выдвижения кандидатов от инициативных групп, вряд ли сможет повлиять на исход голосования.

«Традиционно на выборах Гурбангулы Бердымухамедов получал более 97 процентов голосов избирателей, за исключением своего первого голосования в 2007 году, где Аркадаг набрал 89,2 процента голосов. Для победы Бердымухамедову-младшему необязательно повторять рекордные показатели. При условии, что уровень явки на президентских выборах в Туркменистане никогда не падал ниже 96 процентов, Сердар Бердымухамедов гарантированно получит необходимый минимум голосов. При этом не исключено, что действующий президент сможет сохранить часть властных полномочий, к примеру, должность председателя верхней палаты парламента — Халк Маслахаты», — добавила она. 

Потребность перемен

По словам казахстанского политолога, ряд международных экспертов полагает, что передать страну своему преемнику после 15 лет нахождения у власти Гурбангулы Бердымухамедова побудила необходимость проведения комплекса экономических реформ.

«Согласно данным, озвученным на заседании Халк Маслахаты, в 2021 году в Туркменистане достигнут самый высокий показатель добычи природного газа за годы независимости – 83,77 миллиарда кубометров. Рост добычи природного и попутного газа составил 20,1 процента, а экспорт голубого топлива увеличился на 29,8 процента. По информации государственного комитета по статистике, по итогам года производство электроэнергии увеличилось на 11,6 процента, а его экспорт – на 36,4 процента. Подобные показатели обусловили высокие темпы роста ВВП, которые по итогам 2021 году были зафиксированы на уровне 6,2 процента. Однако международные институты неоднократно выражали сомнения относительно достоверности официальной статистики», — озвучила Пархомчик.

Так, по ее словам, международный валютный фонд полагает, что реальный рост ВВП Туркменистана в 2021 году составил всего 4,5 процента, при этом прогнозы на 2022 год говорят о снижении данного показателя до 1,7 процента. МВФ также прогнозирует дальнейший рост инфляции с 12,5 процента в 2021 году до 13 процентов в 2022 году, добавила эксперт.

«Безусловно, резкое повышение стоимости энергоносителей может положительно повлиять на доходность бюджета страны. Вместе с этим закрытость экономической модели, а также необходимость удерживать курс национальной валюты остаются системными проблемами туркменской экономики. В подобных обстоятельствах обновление руководства страны может повлечь и частичную трансформацию экономического устройства. Однако многое будет зависеть от того, насколько далеко Гурбангулы Бердымухамедов будет готов отстраниться от власти», — резюмировала Лидия Пархомчик.

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru