Госсекретарь Карин опубликовал статью о конституционной реформе
Государственный секретарь Ерлан Карин в своей статье разъяснил предлагаемые поправки в Конституцию, передает Tengrinews.kz.
Так, по словам Ерлана Карина, планируется изменить функции Сената и Мажилиса в вопросе рассмотрения, одобрения и принятия законов. Если ранее Мажилис рассматривал и одобрял законы, а принимал их Сенат, то теперь предлагается наделить Мажилис функцией принятия законов, а одобрять или не одобрять их будет верхняя палата Парламента.
Такое предложение выдвинуто с целью укрепления механизма сдержек и противовесов в политической системе и оптимизации законотворческой процедуры. Кроме того, конституционные законы будут приниматься Парламентом на совместном заседании палат в не менее чем двух чтениях.
«Вводится особый механизм оперативного принятия законов в исключительных случаях. Законопроекты, внесенные в порядке законодательной инициативы правительства республики в целях оперативного реагирования на условия, создающие угрозу жизни и здоровью населения, конституционному строю, охране общественного порядка, экономической безопасности страны, подлежат рассмотрению Парламентом немедленно на совместном заседании его палат», — отметил Ерлан Карин в своей статье, опубликованной в «Казахстанской правде».
На период рассмотрения законопроектов правительство сможет принимать временные нормативные правовые акты, которые будут иметь силу закона. Это рассчитано на особые жизненные обстоятельства, которые требуют немедленной совместной слаженной работы ветвей власти по преодолению особо опасных угроз. Такие законы не предусмотрены для каждодневного применения и обеспечиваются взаимной ответственностью депутатов Парламента и членов правительства.
Как разъясняет государственный секретарь, все изменения и дополнения в Конституцию взаимосвязаны и подчинены единой цели – создать правовую базу для:
1) окончательного перехода от суперпрезидентской модели к президентской республике;
2) перераспределения ряда властных полномочий;
3) усиления роли и повышения статуса Парламента;
4) расширения участия населения в управлении страной;
5) усиления механизмов защиты прав граждан.
«Проект закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» был официально опубликован в республиканских печатных СМИ 6 мая. Для непосвященного человека, возможно, будет очень сложно сориентироваться в многочисленных поправках, увидеть разницу между старой и новой редакциями Конституции. Поэтому для удобства ознакомления с этими поправками они разбиты на крупные блоки вносимых изменений и дополнений с указанием конкретных пунктов и статей Конституции», — добавил он.
По словам Карина, по предложению членов рабочей группы исключаются нормы о праве Первого Президента избираться более двух раз подряд и пункт 4 статьи 46 Конституции, гласивший, что статус и полномочия Первого Президента определяются Конституцией и конституционным законом.
«Из статьи 91 Конституции исключается норма о статусе Первого Президента как основателя независимого Казахстана», — отмечает госсекретарь.
Он подчеркнул, что Глава государства должен выступать незыблемым гарантом равенства возможностей для всех граждан. Поэтому статья 43 Конституции дополняется пунктом 4, согласно которому близкие родственники Президента не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора.
Кроме того, статья 43 Конституции дополняется пунктом 3, который устанавливает, что Президент на период осуществления своих полномочий не должен состоять в политической партии. Исходя из этой же логики данный запрет распространен на председателей и судей Конституционного суда, Верховного суда и иных судов, председателей и членов Центральной избирательной комиссии, Высшей аудиторской палаты республики.
По мнению Карина, результатом станет повышение политической конкуренции, создание равных условий для развития всех политических партий, самостоятельность и беспристрастность при принятии решений.
По словам государственного секретаря, президентская квота в Сенате сокращается с 15 до 10 депутатов. Причем пять из них будут предложены Ассамблеей народа Казахстана.
«Полномочия Сената дополняются правом согласования вносимых Президентом республики кандидатур на посты председателей Конституционного суда и Высшего судебного совета», — подчеркнул он.
В целом модернизируется институт конституционного контроля с учреждением Конституционного суда (вместо действующего Конституционного совета).
Конституционный суд будет состоять из 11 судей (нынешний Конституционный совет состоит из 7 членов). Состав его формируется следующим образом: шесть судей назначаются Парламентом (по трое судей — Мажилисом и Сенатом), четверо судей назначаются Президентом. Председатель Конституционного суда, как уже сказано выше, назначается Президентом с согласия Сената.
«Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета преобразуется в Высшую аудиторскую палату, председатель которой будет два раза в год отчитываться перед депутатами Мажилиса», — отметил Карин.
Согласно изменениям, институт государственного секретаря преобразуется в институт государственного советника, который будет заниматься формированием предложений и рекомендаций Главе государства (новая редакция подпункта 19 статьи 44 Конституции).
В результате конституционной реформы серьезному переформатированию подвергнется законодательная ветвь власти. В результате значительно усилится роль и повысится статус Парламента и его палат.
Депутаты Мажилиса будут избираться по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам.
«Введение смешанной избирательной системы позволит в полной мере учесть права всех граждан, лучше отражать интересы избирателей», — считает Карин.
Вводится право отзыва избирателями мандата у депутатов Мажилиса, избранных по одномандатному территориальному избирательному округу. В результате произойдет существенное укрепление демократических традиций и укоренение новой политической культуры, основанной на взаимной ответственности и доверии между депутатами и избирателями.
«Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета преобразуется в Высшую аудиторскую палату, председатель которой должен два раза в год отчитываться перед депутатами Мажилиса. Это еще более упрочит статус Мажилиса и в целом Парламента», — подчеркнул Карин.
Ерлан Карин также отмечает, что в основном законе окончательно и однозначно закрепляется норма о том, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство.
Акимы областей, городов республиканского значения и столицы будут назначаться Президентом на альтернативной основе (не менее двух кандидатур) с согласия всех депутатов маслихатов региона⁄города.
Как подчеркивает Ерлан Карин, изменениями окончательно закрепляется решение об отмене смертной казни на конституционном уровне. Компетенция, организация и порядок деятельности прокуратуры будут определяться конституционным законом. Это должно усилить системную правозащитную деятельность и высший надзор за соблюдением законности на территории Казахстана от имени государства в установленных законом пределах и формах.
Нормами новой статьи 83-1 Конституции уполномоченному по правам человека предоставляется иммунитет и даются гарантии независимости и неподотчетности каким-либо иным государственным органам и должностным лицам при осуществлении полномочий по содействию восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Для этого он будет иметь право обращаться в Конституционный суд.
«Таким образом, можно с полным правом утверждать, что конституционная реформа расширит участие граждан в управлении государством и обеспечит реальную демократизацию политических процессов», — резюмировал госсекретарь.
Полная версия статьи Ерлана Карина о навигации по конституционным поправкам доступна по ссылке.
Напомним, ранее Карин высказался о конституционной реформе, подчеркнув, что она имеет особое значение для будущего страны и нации и призвана оптимизировать баланс отношений между ветвями власти, расширить участие народа в управлении страной, усилить защиту конституционных прав граждан.
Источник: tengrinews.kz