Пятиметровый Ленин и «римский» Уалиханов — открылась выставка художника Твердохлебова в Алматы

В Алматы открылась выставка работ известного советского художника-монументалиста и живописца Владимира Твердохлебова. Уникальные работы художника можно увидеть в здании Академии наук — «Ғылым ордасы» (новый корпус со стороны Курмангазы), передает корреспондент Tengrinews.kz.

Художник ушел из жизни в конце июля, выставка открылась спустя 40 дней. 

Твердохлебова жители Алматы больше всего знают как автора фонтана «Восточный календарь» у Академии наук, фасада гостиницы «Алматы» и нескольких ярких мозаик, однако творчество этого талантливого человека многогранно, что и постарались показать организаторы выставки – родственники художника, а также энтузиасты — любители искусства и архитектуры.

В живописном зимнем саду Академии наук, о существовании которого знает далеко не каждый горожанин, посещавший когда-либо это место, устроили вернисаж живописи художника. В окружении зелени и под ярким солнцем уходящего лета разместили около 20 картин Твердохлебова. Небольшие картины написаны в технике широких и резких мазков, фиксирующих исчезающие моменты окружающего мира.

 

Большинство картин — этюды, написанные художником на природе во время поездок и путешествий. По словам дочери художника Анары Форрестер, несмотря на то что монументальные работы ее отца ассоциируются с городским пространством, он очень любил природу и умел ею восхищаться. Свое восхищение он перекладывал в экспрессивную цветовую гамму и энергичную технику. На полотнах Твердохлебова воздух, ветер, вода и земля слились в единое впечатление от окружающего мира.

На картинах художника казахстанцы легко смогут узнать виды из окрестностей Иссык-Куля, предгорий Алматы, пейзажи у реки Или и Прибалхашья. Также представили несколько городских этюдов, созданных во время поездок художника во Францию и Узбекистан.

«Одна из наиболее важных и значимых особенностей Владимира Твердохлебова как художника – это редкая способность объединять в своем творческом мировоззрении возможности работы с самыми разнообразными материалами. Он был мастером гобеленов, мозаики, рельефных композиций, знаковых точек и субкультурных композиций, которые стали знаками Алматы. И в то же время он умел их объединять с живописью, небольшими работами. Он умел объединить камерное и монументальное искусство. От понимания натурных, этюдных работ и как композиции могут трансформироваться в монументальные работы в декоративном ключе, когда художник преобразует цветовые элементы, складывающиеся в монументальное искусство невероятных размеров», — рассказала искусствовед Екатерина Резникова.

 

На выставке также представили эскизы монументальных работ художника. Мозаики по его эскизам были созданы не только в Алматы, но и во множестве других регионов. К примеру, одна из больших работ создавалась для детского сада, а другая — для джамбульского молочного комбината. Сейчас эта мозаика высотой 23 метра встречает проезжающих по трассе в Тараз. Также на выставке можно увидеть фото мозаик, украшающих театр имени Сац (бывший Дом культуры АХБК) в Алматы.

Как отметили организаторы выставки, место ее проведения неслучайно. По сути, сам новый корпус Академии наук представляет собой большую выставку монументальных работ Владимира Твердохлебова, так как в 1984 году он руководил группой художников, работавших над художественным оформлением этого здания.

Одна из самых ярких из этих работ – витраж из цветного стекла на тему культуры и истории Казахстана. У витража есть и неофициальном название — «Пески времени», что особенно символично, учитывая, что основной материал витража – стекло — как раз и делают из песка.

Наш экскурсовод, исследователь казахстанского советского монументального искусства из США Дэннис Кин, рассказал, что витраж создан по методу литого стекла. Отдельные его цветные фрагменты отлиты на единственном в СССР заводе, который делал подобные изделия, – заводе «Неман» в Беларуси. Дэннис побывал там, и его работники до сих пор помнят заказы на стекло от художника Твердохлебова из КазССР. После изготовления сотни фрагментов стекла доставили в Алматы, где художник лично устанавливал их, создавая картину из мозаики.

По словам Дэнниса, подобные витражи в наше время редкость, так как цветное стекло имеет толщину в несколько сантиметров. В Казахстане их сохранилось не больше десяти, и далеко не все из них в таком идеальном состоянии. Витраж изображает картины жизни в казахской степи, но создан под стиль саков и находок из Иссыкского кургана и знаменитого Каргалинского клада. Сама композиция вписана в форму юрты, что гармонирует с зимним садом, напротив которого размещен этот витраж.

В яркий солнечный день проходящие через стекло лучи создают особый эффект и подчеркивают красоту витража.

 

Холл здания на первом этаже украшают мозаики в римской технике, созданные под руководством Твердохлебова по эскизам другого советского художника – Владимира Анисимова. Мозаики изображают знаменитых ученых Казахстана от аль-Фараби до Сатпаева. В нишах можно разглядеть детальные портреты Уалиханова, Алтынсарина, Абая. Каждый ученый изображен с характерными для него атрибутами.

Для римских мозаик, создаваемых из мелких кубиков цветного стекла – смальты, характерна высокая детализация. Смальту делают из круглых кусков стекла, которые разбивают на мелкие кубики. В СССР ее изготовляли только на двух заводах – в Лисичанске, в Донецкой области, и в Петербурге.

Дэннис Кин отметил, что художники и мастера работали над мозаиками так тщательно, что им удалось передать эмоции на лицах ученых. Мозаики набирали знаменитые некогда в Алматы немецкие мастера Кохи.

Пожалуй, самой уникальной из монументальных работ Твердохлебова, которую можно увидеть на выставке, является огромное мозаичное панно во флорентийской технике – потрет Ленина. Флорентийская мозаика украшает большой конференц-зал на втором этаже Академии наук. Портрет первого руководителя СССР занимает практически всю заднюю стену сцены и имеет внушительные габариты – пять метров в высоту и четыре в ширину.

Уникальность этого произведения искусства заключается еще и в том, что оно было скрыто от глаз почти 20 лет. Во время одной из реконструкций Академии наук «политически некорректного Ленина» спрятали под баннером. Баннер убрали только в 2018 году, когда судьбой произведения заинтересовались исследователи. После этого мозаику снова скрыли на три года и вновь открыли специально для выставки.

Флорентийская мозаика создается из цветных полудрагоценных камней разных форм, состыкованных в единый рисунок так, что граница между ними практически незаметна. Мозаика «Ленин» по эскизу Твердохлебова создана целиком из полудрагоценных камней, добытых в Казахстане. По заказу художника их вырезали на специальных станках на заводе в Талдыкоргане.


Фото Tengrinews.kz/Святослав Антонов©

По словам исследователей, «Ленин» в Академии наук Алматы может быть одной из самых больших из подобных мозаик на территории всего бывшего Союза. Дело в том, что техника изготовления флорентийской мозаики очень дорогая и обычно в ней изготавливают только небольшие картины или декоративные изделия.

В ходе выставки дочь художника Анара Форрестер объявила о создании Фонда монументального искусства Казахстана имени В.С. Твердохлебова. Миссия фонда Твердохлебова в том, чтобы способствовать сохранению наследия монументального искусства и развитию искусства и культуры в публичном пространстве посредством просветительской, образовательной, научно-исследовательской работы, нахождению, защите и реставрации объектов художественного и культурного наследия.

Фонд будет защищать объекты монументального наследия как важную составляющую окружающей среды, являющуюся залогом культурного образования народа, уважения к своей истории, своему городу, своей стране. Для выполнения этих задач фонд будет развивать все связанные направления, от проведения культурно-просветительских мероприятий до создания реставрационных мастерских.

Выставка в «Ғылым ордасы» продлится 2 сентября с 10:00 до 17:00. В 12:30 из зимнего сада Академии наук стартует экскурсия Дэнниса Кина по монументальным объектам художника в самом здании.

Выставка работает по адресу: Курмангазы, 29, пятый этаж. 

Напомним, что уникальные тканые работы и гобелены советского художника-монументалиста Владимира Твердохлебова случайно нашли на крыше Академии наук в Алматы.

Заслуженный деятель искусств Республики Казахстан художник-монументалист Владимир Твердохлебов ушел из жизни в возрасте 85 лет 25 июля 2022 года.

Столичные новости — в специальном Telegram-канале. Подпишись прямо сейчас!

Жаңалықты бірінші болып білгіңіз келсе, қазақ тіліндегі Telegram-арнамызға жазылыңыз!

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru