«Гостеприимство — это смелость». Историки рассказали о традиции казахской степи

В последние дни в сети активно обсуждаются видео, на которых волонтеры тепло встречают прибывающих в Казахстан граждан России. Неравнодушные люди обеспечивают приезжих питанием и кровом. Примечательно, что весной казахстанцы не менее отзывчиво собирали гуманитарную помощь для пострадавших в конфликте с Россией украинцев.

О происхождении одних из самых ярких черт нашего народа — гостеприимстве и сопереживании — редакция Tengrinews.kz поговорила с казахстанскими историками.

По словам ведущего научного сотрудника Института истории имени Шокана Уалиханова Салтанат Асановой, корни казахского гостеприимства восходят к временам Алаша хана (15-й век).

«Уникальность казахского менталитета в том, что гостеприимство является неотъемлемой частью нашей культуры и нашего образа жизни. Есть красивая легенда про хана Алаша, у которого было три сына. Позже они стали основателями жузов. В преклонном возрасте Алаша хан каждому отдал долю наследства — енші.

Перед смертью Алаша хан собрал сыновей вновь и сказал: «В отличие от оседлой жизни, где всякий путник, куда бы ни приехал, сможет найти за известную плату приют и еду, по условиям кочевой жизни у вас и ваших потомков возникнут трудности при путешествиях. Кочевники не могут везти с собой съестные припасы в дальний путь. Поэтому не берите при взаимном посещении друг друга платы за еду и ночлег, пользуйтесь друг у друга правом конак-асы — бесплатным приютом и угощением. За это примите от меня еще оставшуюся у меня четвертую долю моего имущества и считайте ее уже не исключительно своим благом, а общим достоянием, не разделенным между вами», — рассказала Асанова историю распространенной у казахов традиции гостеприимства конак-асы.

Поэтому, по ее словам, тюркские народы свободно могут посещать друг друга и до сих пор пользуются правом, который завещал Алаша хан.

«То есть гостеприимство считается у нас одним из национальных обрядов, национальной традицией. В силу разных процессов модернизации, которую пережил казахский народ в 19-20 веках, у нас очень мало осталось народных традиций. Но традиция дастархана — это почти единственная живая этнографическая традиция», — пояснила историк.

Директор кинотеатра в Уральске пригласила переночевать россиян, которые не могут найти жилье

Историк Жаксылык Сабитов считает, что иноземцы находили приют и свободу в степи еще во времена хунну и гуннов. А это 2-4-й века.

«Например, беглецы из Китая, которым не нравилось правление империи Хань. Они массово уходили к хунну и находили, что жизнь среди них свободна и хороша, в отличие от государства хоть и более развитого, но имеющего большие авторитарные устремления.

То же самое отмечали в державе Атиллы у гуннов. Римский историк Приск Панийский отмечал, что у Атиллы живет очень много греков, римлян. У них более высокое качество жизни, и они больше удовлетворены своей жизнью», — рассказал Сабитов.

По его словам, в 18-м веке казахская степь стала главным убежищем для всех беженцев: и из Российской империи, и из Джунгарского ханства, и из других держав.

«В России, к примеру, многие татарские солдаты не хотели служить и часто бежали к Жангир хану. Российские власти потребовали их выдачи. Жангир хан сказал, что беглых у него нет, а те, кто прибыл к нему недавно, — это каракалпаки. Он выдавал татарских солдат, одевших черные шапки, за каракалпаков. Чиновники империи разницы не заметили. Так появился род калпак, который иногда относят к ногай-казахам.

Такая же история была в Восточном Казахстане. Там потомки татарских солдат и мулл основали целый род шала-казак, подразделение ногай-тукум. По генетике также подтверждается татарское происхождение.

И русские бежали. Есть род снияз, считается, что это потомки русских, которые бежали из Российской империи», — рассказал историк.

Также, по его словам, в 18-м веке было много восстаний среди башкир. Проигравшие часто бежали от преследования в казахскую степь. Известный башкирский чингизид Карасакал уехал к казахам Среднего жуза, а потом жил у Кабанбай батыра.

В 20-м веке, по словам Салтанат Асановой, в самый трагический момент своей истории, будучи сами фактически на грани уничтожения, казахи проявили себя с лучшей стороны по отношению к другим, более угнетенным народам.

«Это признается всеми народами. В соцсетях много видео, как немцы до сих пор ставят бешбармак, ставят казы и бабушки дают бата. Потому что теплота души и гостеприимство казахского народа оставляют неизгладимое впечатление, и попав на свою историческую родину, они продолжают помнить тот образ жизни и то отношение, которое было к ним в Казахстане.

К нам было депортировано около 1,2 миллиона человек в самый тяжелый период. А мы в 30-х годах только пережили голод и сами потеряли более миллиона человек. То есть мы фактически потеряли почти 40 процентов своей численности. И несмотря на эти ужасы, есть прекрасные примеры. Все знают стихотворение «Курт – драгоценный камень», который был написан по воспоминаниям узницы АЛЖИРа Гертруды Платайс», — рассказала Асанова.

Она отметила, что 20-й век стал самым сильным примером казахского гостеприимства, который до сих пор помнят курды, корейцы, чеченцы.

«Чеченцы до сих пор говорят, что любой казах может открыть дверь чеченского дома и его там тепло примут. Они признают нас своими братьями, потому что их деды говорят: «Если бы не казахи, мы бы погибли».

Прекрасный пример немецкого казаха Герольда Бельгера. Это выдающийся переводчик, прозаик, публицист, литературовед. Его приглашали вернуться в Германию, предлагали ему квартиру там. Но он решил остаться и прожил до самой смерти в Алматы», — отметила историк.

Салтанат Асанова считает, что гостеприимство — это не только признак дружелюбия, но и большой смелости.

«Пустить в свой дом чужака, дать ему кров и оставить у себя — это тоже смелость. Большинство людей боятся. Большинство народов боятся. А казахи просто не боятся», — добавила она.

Говоря о причинах такой традиции, Жаксылык Сабитов отмечает, что в степи всегда было другое отношение к человеческой жизни.

«Традиция принимать беженцев и оказывать им помощь была всегда в традициях номадического общества. Мне кажется, это просто обусловлено тем, что в степи человеческая жизнь ценилась гораздо больше, чем в автократиях. Возможно, это обусловлено географией и способом производства материальных благ.

Сюда люди бежали и находили себе свободу. И не было никакой ксенофобии, которую можно было бы ожидать. Например, в европейских государствах, где в первой половине 20-го века была большая ксенофобия и чужаков воспринимали не очень позитивно», — сказал историк.

В заключение он добавил, что считает переселение беженцев увеличением человеческого капитала, главное, по его словам, чтобы приехавшие граждане не принимали политические воззрения стран, из которых бежали.

Уже более 200 тысяч человек подписаны на наш Telegram-канал. Присоединяйся и получай самые важные новости!

Өзекті жаңалықтарды сілтемесіз оқу үшін Telegram желісінде парақшамызға тіркеліңіз!

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru