Впервые за последние 5 лет аэропорт Астаны получил чистую прибыль

В ближайшие два-три года в столичной воздушной гавани должны произойти очень большие изменения. Об этом в интервью об итогах года и планах на перспективу рассказал председатель правления АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» Даулет Хамзин.

— Даулет Газизович, в январе принято подводить итоги прошедшего года. Аэропорт столицы еще не озвучивал свои показатели. Поделитесь оценкой?

— Итоги года очень позитивные. Впервые за последние 5 лет мы вышли на операционную и чистую прибыль. Общий доход вырос на 57 процентов и превысил 100 миллиардов тенге. Чистая прибыль составила 5,3 миллиарда. Валовая операционная прибыль – почти 25 миллиардов тенге. Из них 8,3 миллиарда перечислено в бюджет в виде налогов и социальных обязательств, еще 3 миллиарда – выплата по займам.

Еще одна хорошая новость в том, что мы достигли показателя в 6 миллионов пассажиров и вдвое – до 1 миллиона – сократили разрыв по пассажиропотоку между нами и аэропортом Алматы. Этому поспособствовало бурное оживление внутренних перевозок. По итогам года мы наблюдаем 24-процентный рост по отношению к 2021 году и 30-процентный – к 2019-му.

Международные перелеты тоже восстановились до уровня допандемийного периода. За 2022 год мы привлекли 5 новых авиакомпаний, открыли 6 новых авиамаршрутов. Кроме этого, компания Turkish Airlines в 3 раза увеличила количество рейсов в Стамбул, а ее дочернее предприятие – AnadoluJet – открыло полеты в Анкару.

Достигнутые успехи укрепляют нашу уверенность в том, что столичный аэропорт вскоре сможет стать лидером отрасли. В ближайшее время мы увидим новые рейсы. Ожидаем, что в 2023 году к нам придут такие крупные компании, как Neos и Air Asia. Большой интерес проявляют индийские авиакомпании. Также при поддержке нашего отраслевого министерства были проведены переговоры с Qatar Airways. Рассчитываем, что решение о базировании в Астане скоро примут Air Asia и WizzAir.

— Удалось ли решить какие-то системные вопросы благодаря улучшению финансовой ситуации?

— Впервые за долгое время мы подняли зарплату работникам. Причем мы старались сократить разрыв между самой низкой и самой высокой оплатой труда. Поэтому повышение в основном коснулось производственного персонала. В итоге минимальная зарплата выросла более чем на 90 процентов. В начале 2022 года она составляла 108 тысяч тенге, теперь – 200 тысяч.

Еще много сделали для социально уязвимых семей наших сотрудников: оказывали матпомощь, помогали подготовиться к школе. В этом году хотим перейти к более серьезным задачам. Например, кардинально решить жилищные проблемы людей. Уже на стадии заключения соглашение с «Отбасы банком», по которому предприятие будет выставлять гарантию для сотрудников, чтобы они могли получить льготные займы на улучшение жилищных условий. Прежде всего мы хотим помочь людям, воспитывающим детей с инвалидностью, многодетным семьям, родителям-одиночкам. На текущем этапе планируем охватить от 50 до 100 семей.

Также мы увеличили инвестиции в инфраструктуру, отремонтировали взлетно-посадочную полосу, провели закуп около 460 единиц оборудования и 44 единиц техники – новых деайсеров, топливозаправщиков и аэродромных уборочных машин, расширили ангары для их хранения.

Ввели новшества и в сервис для пассажиров. К примеру, обновили сервис парковки, совместно с Fly Arystan внедрили новую систему обслуживания, с помощью которой пассажиры могут оформлять багаж самостоятельно. В 2023 году планируем расширить сервис для всех остальных авиакомпаний.

Новые сервисы и автоматизация позволяют обслуживать растущий пассажиропоток без перегрузок.

— Какие изменения произошли на парковке аэропорта?

— Мы сменили провайдера, который использовал устаревшие технологии, и внедрили систему с автоматическим считыванием номеров автомобилей. Прежний комплекс доставлял много неудобств, особенно когда клиенты теряли билеты. Новая система отличается гибкостью и множеством вариантов оплаты: по QR-коду, картой, наличными, через банковские приложения и при помощи автоматов.

Еще она исключила расходы на закуп дорогостоящих RFID-билетов и безошибочно ведет учет транспорта. Поэтому доходы парковки после выведения на аутсорсинг увеличились в 2 раза, хотя тарифы остались на прежнем уровне.

Внедрение новой системы позволило рациональнее использовать пространство парковки. Если помните, раньше все стремились припарковать автомобиль как можно ближе к терминалам. Из-за этого были заторы. Поэтому мы решили перенаправить часть транспорта на удаленные пустующие стоянки. Для стимулирования клиентов, приезжающих на долгий срок, мы снизили тариф на стоянку в зонах P4-P6 до 50 тенге/час. Идея сработала, и ближние парковки освободились для людей, которые проводят в аэропорту меньше часа.

Отдельно хотел бы прокомментировать штраф за длительную стоянку на линии высадки и посадки пассажиров. Она по-прежнему бесплатная, но нахождение на ней лимитировано 15 минутами. Этого достаточно, чтобы проводить или встретить человека и выехать за пределы парковки.

Тем не менее многие злоупотребляли разрешением и оставляли машины на проезжей части. В результате создавались неудобства для всех остальных.

Чтобы высвободить линию, мы ввели штраф в размере 5000 тенге за стоянку сверх положенного времени. Решение было согласовано с полицией и антимонопольным ведомством и показало себя положительно. Теперь специальная зона практически всегда свободна.

— Как аэропорт распорядится полученной прибылью?

— Мы работаем как коммерческое предприятие, не получаем никаких дотаций от государства и полностью функционируем за счет собственных доходов. Однако 100 процентов акций общества принадлежат государству, поэтому 70 процентов прибыли мы обязаны направлять в бюджет страны, а 30 процентов можем реинвестировать в собственное развитие.

Но в связи с тем, что мы получили свою первую за долгое время прибыль, хотим обратиться к правительству, чтобы нам дали разрешение перенаправить большую часть чистого дохода на погашение займов, которые были связаны с предыдущими инвестиционными проектами, в частности, со строительством нового международного терминала. Только в 2023 году выплаты по займам превышают 6 миллиардов тенге.

Помимо этого, необходимо увеличить текущие инвестиционные программы, в рамках которых планируется модернизация парковочных зон и крытого паркинга, а также расширение карго-терминала и базы хранения ГСМ.

В прошлом году мы закончили разработку мастер-плана развития аэропорта до 2052 года. В первом квартале текущего года он должен быть согласован и утвержден в правительстве. По нему мы должны до 2026 года подготовить инфраструктуру аэропорта, способного принимать свыше 9 миллионов пассажиров в год. Это большой объем инвестиций в капремонт взлетно-посадочной полосы, изменение конфигурации перрона, строительство дополнительных мест стоянок воздушных судов и рулежных дорожек. Еще предполагается масштабная реконструкция терминала внутренних линий, который уже работает на пике своей пропускной способности, расширение зон регистрации, ожидания и досмотра, создание пункта международного обмена почтами.

Кстати, в этом году совместно с Fly Arystan надеемся открыть лоукост-терминал и тем самым разгрузить существующий терминал внутренних линий. По проекту он расположится в здании зала официальных делегаций, который сейчас практически не используется.

— Даулет Газизович, бытует мнение, что аэропорт теряет деньги, передавая часть услуг на аутсорсинг. Прокомментируете?

— Мы вывели на аутсорсинг парковку и в 2 раза увеличили доходную часть аэропорта. То же самое сейчас по рынку поставок ГСМ. Мы не планируем монополизировать его, поэтому открыты для партнеров. И то, что у нас работает несколько поставщиков топлива, мы считаем, наоборот, увеличивает конкурентное преимущество аэропорта.

В части наземного обслуживания ситуация аналогичная. В прошлом году приказом министра индустрии и инфраструктурного развития РК введены новые правила, по которым мы, как крупный аэропорт с пассажиропотоком более 2 миллионов пассажиров в год, обязаны на конкурсной основе привлекать поставщиков наземного обслуживания. Поэтому перевод на аутсорсинг будет продолжен. В качестве пилотного проекта мы хотим вывести в конкурентную среду уборку воздушных судов.

Карго-терминал, терминал бизнес-авиации, цех бортового питания, а также реклама – все эти виды деятельности у нас еще до новых правил были на аутсорсинге. И этот стратегический шаг был верным: затраты аэропорта существенно сократились, и в то же время прибыль не только не снизилась, но и выросла.

— Поясните: деньги ведь не могут появляться из ниоткуда?

— Это обычный бизнес-процесс. Когда аэропорт сам занимался, к примеру, производством бортового питания, у нас были хорошие доходы, но и расходов было немало. А иногда были только убытки.
Сейчас мы этого не видим, ведь после перевода трудоемких и затратных услуг на аутсорсинг все риски и расходы перешли к поставщикам услуг. Зато аэропорт стал получать чистую прибыль регулярно — за счет оплаты арендатором сборов за право ведения деятельности, инфраструктурных сборов и сборов за услуги, которые ему оказывает сам аэропорт.

При этом частник не ограничен законодательством о закупках, поэтому он более гибок и эффективен в своих решениях и действиях. Это позволяет ему не только держать качество и уровень сервиса, но и увеличивать обороты и прибыль.

Мы же сосредоточились на прямых продажах там, где эффективность работы выше. Это подтверждается реальными цифрами: если в 2019 году мы продавали не более 15-20 тысяч тонн топлива в год, то сейчас уже порядка 130-140 тысяч.

Мнения, о которых вы говорите, являются просто домыслами отдельных личностей. Мы слышим много подобных высказываний. Некоторые нас постоянно хоронят, утверждая, что мы на грани банкротства и вот-вот объявим о дефолте. Да, у нас была сложная ситуация в начале пандемии, однако мы смогли переломить ситуацию, диверсифицировать деятельность, сократить затраты, вывести предприятие на прибыльность, сохранить персонал, увеличить зарплаты и в целом выйти из положения победителем.

Материал предоставлен ТОО «РЦАПС»

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru