Казахстанские СМИ в опасности? Что происходит с новым законом о массмедиа

Завершилось публичное обсуждение проекта закона «О массмедиа». Примечательно, что новый закон, по которому предлагают работать казахстанским журналистам, некоторые представители медиа-сферы не считают новым ни по форме, ни по содержанию. В подробностях разобрался корреспондент Tengrinews.kz.

Законопроект «О массмедиа» объединил в себе два ранее существовавших старых закона — «О СМИ» и «О телерадиовещании» — с далеко не самыми удачными вкраплениями из законодательства других стран, утверждает юрист, эксперт в области национального и международного медиа-права, соучредитель общественного фонда «Правовой медиа-центр» Гульмира Биржанова. Она убеждена, что казахстанским журналистам по-хорошему нужен действительно новый закон, а не то, что получилось сейчас.

«Президент заявил, что Казахстану нужен принципиально новый закон о СМИ. А этот, как ни крути, старый, в который внесли некоторые изменения. Может быть, нам стоит задуматься, остановить его принятие, и всем вместе – медиа-экспертам, депутатам, Министерству информации и общественного развития – поработать и создать действительно новый закон, который будет соответствовать Конституции и международным стандартам? Ведь нет никакой необходимости принимать его в спешке сейчас», — отметила Биржанова.

Немало вопросов и даже опасений у журналистского сообщества вызывают планы по внедрению так называемых пресс-карт, которые призваны обеспечивать их обладателям облегченный доступ к аккредитации. При этом за уполномоченным органом закрепляется право лишения журналистов пресс-карт, что эксперты расценивают как возможный инструмент давления на журналистов.

«Например, журналиста могут лишить пресс-карты, если его признают виновным в совершении преступления, любого, в том числе не связанного с профессиональной деятельностью. Например, ДТП. Нас убеждают, что каждый случай будет рассматривать индивидуально, а решение будет принимать некая комиссия. Но неизвестно, кто туда войдет. Другим основанием для лишения пресс-карты является несоблюдение журналистом условий, установленных трудовым договором. При чем здесь трудовой договор, непонятно. Ведь это уже гражданско-правовые отношения между журналистом и его работодателем», — сказала юрист.

Получается, если журналист лишится пресс-карты, он станет «нерукопожатным» и не сможет осуществлять профессиональную деятельность?

«Надеюсь, нет, потому что Конституция гарантирует доступ к информации для всех граждан. Но с учетом нашей казахстанской интерпретации законов, когда нижестоящие нормативно-правовые акты могут противоречить Конституции, в будущем журналисты все же могут столкнуться с такими проблемами на практике», — заметила эксперт.

По ее словам, норма о пресс-картах была взята из законодательства Азербайджана и Турции, где также вызывала большую критику со стороны неправительственных организаций и медиа-сообщества. Однако в этих странах наличие пресс-карт хотя бы дает журналистам возможность рассчитывать на льготы от государства, чего нет у нас.

«В защиту данной нормы в Министерстве информации и общественного развития говорили, что для журналистов также будут создавать определенные льготы, в частности при получении ипотеки. Однако Министерство финансов не одобрило эту норму. А пресс-карты так и остались», — разводит руками Биржанова.

Кроме того, само понятие массмедиа, согласно новому законопроекту, наряду с традиционными СМИ включает в себя и интернет-ресурсы, что эксперт не считает правильным.

«Если это оставить в таком виде, то получается, что мы опять продолжаем приравнивать интернет к СМИ в Казахстане. Такая концепция не совсем правильная, ведь интернет-ресурсы – это достаточно обширный термин. Мы предлагаем: если конкретный интернет-ресурс хочет себя идентифицировать как СМИ, то он должен в установленном порядке пройти постановку на учет», — заявила соучредитель общественного фонда «Правовой медиа-центр».

После обсуждений и споров первоначальный законопроект все же претерпел и ряд трансформаций, в том числе позитивных. Например, общими усилиями медиа-сообществу удалось исключить скандальную норму о работе журналиста в «особых условиях», которая предполагала согласование действий и материалов с должностными лицами, то есть фактически введение цензуры.

«В том виде, в котором она была, этой статьи уже нет. Надеюсь, что в дальнейшем она не вернется в законопроект», — отметила юрист.

Срок ответов на запросы в законопроекте сокращен с семи до пяти рабочих дней. Также в документ впервые вводится срок исковой давности.

«Прежде по делам о СМИ в Казахстане никогда не было срока исковой давности. Это означало, что на журналиста могли подать в суд и через 10, и через 20 лет после публикации или сюжета. Мы очень долго обсуждали этот момент, и министерство решило, что этот срок составит три года. Но мы намерены отстаивать в парламенте, чтобы его сократили до года. Это нормальная практика для многих стран», — считает Гульмира Биржанова.

Наряду с этим закон требует и реальных гарантий безопасности журналистов, поскольку статья о воспрепятствовании профессиональной деятельности фактически является нерабочей.

«Один раз удалось применить эту статью в Петропавловске, и то человек сразу же попал под амнистию. Сейчас мы говорим о том, что, помимо уголовной, должна быть и административная ответственность. Например, когда журналистов не пускают или выгоняют с мероприятий – все то, что не «тянет» на уголовную ответственность, должно как-то классифицироваться в нашем законодательстве. Пока же этого нет, журналисты остаются беззащитными. Есть только единственная статья Уголовного кодекса, которая, как мы видим, не работает», — говорит эксперт.

В медиа-сообществе надеются, что законопроект претерпит серьезные трансформации на стадии его обсуждения и принятия в Парламенте.

«Рассчитываем на наш новый Парламент, где впервые за много лет появились депутаты-одномандатники. Есть и те, кто имеет отношение к журналистике и медиа. У нас уже было несколько встреч. Будем обсуждать с ними каждую норму», — заключила Биржанова.

Тем временем в Мажилис нашумевший законопроект еще не поступил, но уже сейчас некоторые депутаты выражают готовность поддержать журналистское сообщество и спорить с правительством.

«Я читал законопроект, он меня абсолютно не устраивает. Например, считаю абсолютно недопустимой процедуру согласования материалов с госорганами во время различных ЧП.

В то же время мы прекрасно понимаем, что есть необходимость не столько в самом зарегулировании, сколько во введении понятных регуляторных рамок для соцсетей и блогеров. Потому что уже было несколько громких дел, связанных с информационным шантажом и распространением заведомо ложной информации. С этим нужно что-то делать.

Вместе с тем понятно, что блогеры не могут отвечать точно так же, как и СМИ, в силу того, что у них нет той институциональной базы. Однако необходимо сделать так, чтобы СМИ были более авторитетными для людей, чем блогеры и лидеры общественного мнения, поскольку СМИ — это общественный институт, у которого есть свои регуляторные рамки, своя ответственность, профессионализм и журналистская этика. В любом случае это будет сложный законопроект, над которым нужно будет очень много работать и спорить с правительством. По большому счету необходимо активно вовлекать журналистское сообщество, экспертов, юристов, смотреть международную практику с той позиции, как она «ложится» на наши социальные практики и институты», — прокомментировал депутат Никита Шаталов.

Коллег по цеху готов поддержать и известный журналист Сергей Пономарев, который недавно был избран депутатом Мажилиса.

«Безусловно, казахстанским журналистам нужен качественный закон о СМИ. При его рассмотрении в Парламенте я буду представлять интересы журналистов», — пообещал Пономарев.

В Министерстве информации и общественного развития в ответе на запрос корреспондента Tengrinews.kz заверили, что законопроект разработан с учетом интересов государства и запросов общества и направлен на усиление и обеспечение права на свободу слова.

«Ключевую основу законопроекта составят нормы по повышению статуса журналистов, которые предусматривают установление сроков исковой давности в три года к запросам СМИ, закрепление механизмов мониторинга и анализа соблюдения прав журналистов посредством формирования национального доклада и сокращение сроков рассмотрения госорганами запросов СМИ с 7 до 5 рабочих дней», — пояснили в МИОР.

Также в министерстве объяснили спорную норму о пресс-картах.

«Они будут выдаваться журналистам комиссией, в состав которой войдут все желающие представители медиа сообщества. Данный механизм основанный на опыте стран ЕС, Германии, Бельгии позволит облегчить процедуру аккредитации как для государственных органов, так и для самих журналистов.

Процесс получения и пользования пресс-картой будет автоматизирован посредством специальной цифровой платформы. Получение пресс-карты будет основано на принципе добровольности и выдаваться независимой комиссией из числа представителей медийного сообщества», — заверили в МИОР.

Касательно споров по поводу финансирования государственной информационной политики, в министерстве ответили, что планируют поэтапное выведение госинформзаказа из системы госзакупок и переход на грантовое финансирование.

«Грантовое финансирование будет основано на принципах перехода от тарифов к сметам, дебюрократизации, индивидуального подхода и учета творческой составляющей, а также увеличение количества грантов на казахском языке», — пояснили в пресс-службе.

Кроме того в МИОР запланировали субсидирование отечественных операторов спутникового телерадиовещания, чтобы усилить присутствие отечественных телеканалов сети республиканских кабельных и спутниковых операторов в приграничных регионах.

Отправляем самые главные новости и самые интересные новости прямо к вам на телефон. Подпишитесь на наш Telegram-канал!

Нажмите сюда, чтобы подписаться и получать казахстанские новости в сервисе от Google.

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru