Вопросы развития МСБ в Казахстане обсудили на диалоговой площадке

Интересная диалоговая площадка о развитии казахстанской экономики и МСБ состоялась в Астане. Ее организатором вот уже во второй раз выступил исследовательский центр Jusan Analytics.

Как известно, в Казахстане инициированы масштабные реформы по усилению рыночных институтов, трансформации и демонополизации экономики. При этом одним из приоритетов экономической политики является малое и среднее предпринимательство.

Сможет ли казахстанский бизнес взять на себя роль локомотива на рынке труда? Что мешает раскрыть предпринимательский потенциал казахстанцев? Как государство должно поддерживать бизнес? Почему малому бизнесу очень сложно получить финансирование? На эти и другие вопросы постарались найти ответы участники диалоговой площадки.

Важность МСБ для экономики в целом трудно недооценить. В более широком понимании, малый и средний бизнес — это и есть экономика, поскольку главным образом именно данный сектор предпринимательства во всем мире обеспечивает население рабочими местами. Особенно актуальным это становится для Казахстана, поскольку в ближайшее время свободные вакансии начнут искать так называемые «бэби-бумеры», и давление на рынок труда будет только расти.

«Недавно мы проводили большое исследование по демографии, и пришли к выводу, что благодаря демографическому буму 2005 года — когда экономика хорошо росла, мы вышли из затяжного кризиса 90-х, в страну возвращалось очень много кандасов, и у нас была хорошая рождаемость — скоро на рынок труда придут вчерашние дети, которых нужно будет обеспечить рабочими местами. В связи с этим возрастает роль МСБ. За последние три года мы прокредитовали юридических лиц на сумму свыше 1 триллиона тенге и создали 200 тысяч рабочих мест. Но это очень мало. Порядка 1,3 миллиона новых сотрудников выйдет на рынок труда. И нам, как банку, важно не только давать «кредитное плечо», но и делиться информацией, которая будет приводить наших клиентов к успеху», — сказал в своем приветственном слове председатель правления АО «Jusan Bank» Нурдаулет Айдосов.

Сегодня в мире существует четкая связь между долей МСБ в экономике и доходами на душу населения. Чем выше доля малого и среднего бизнеса в экономике – тем более она развита. В Казахстане за последние пять лет доля МСБ в валовом внутреннем продукте выросла с 28 до 37 процентов. В секторе малого и среднего предпринимательства заняты свыше 40 процента населения страны, или более 4 миллионов человек. Но, вместе с тем, есть и тревожные показатели.

«В течение пяти лет закрылось почти 80 процентов открытых с 2017 года компаний. Пятилетний уровень выживаемости казахстанского бизнеса составляет около 18 процентов. Для сравнения: в мире коэффициент пятилетней выживаемости составляет в районе 50 процентов. С точки зрения эффективности выживаемость для казахстанского МСБ является очень критической, потому что именно зрелые компании создают качественные рабочие места», — поделился информацией к размышлению управляющий директор Jusan, руководитель исследовательского центра Jusan Analytics Ануар Куандыков.

Что же мешает развитию предпринимательства, и что заставляет владельцев бизнеса закрываться, так и не «раскрутившись»? У каждого участника диалоговой площадки было свое мнение на этот счет. К примеру, заместитель директора Центра исследования конкурентной среды ERI Азат Махватов выделил четыре фактора, препятствующих росту среднего бизнеса. Это недостаточность налоговых льгот, дефицит технологий, нехватка финансирования, а также существующее категорирование субъектов предпринимательства.

«Для решения указанных проблем уже внесены предложения в правительство, государство предпринимает меры. Я думаю, если мы пошагово и детально проработаем каждый этот вопрос, то увидим результаты к 2030 году», — заявил Махватов.

Немалая часть казахстанского МСБ сконцентрирована в сельском хозяйстве. По мнению первого заместителя председателя парламентской партии «Ауыл», экс-кандидата в президенты Казахстана Толеутая Рахимбекова, государству необходима внятная политика в отношении бизнеса.

«В Казахстане, несмотря на обилие государственных программ и мер поддержки, нет внятной государственной политики в отношении МСБ. За 30 лет мы научились строить только базары, торговые центры и тойханы. Государство не дает сигналы малому и среднему бизнесу, чем заниматься. Нам нужно менять идеологию подхода к МСБ. Очень большие возможности предпринимателям дает именно сельское хозяйство. Об этом говорит успешный опыт Канады, Аргентины и Австралии. Почему бы нам тоже не занять эту нишу? Мы могли бы стать одними из лидеров в сельском хозяйстве и производстве сельхозпродукции, особенно когда вокруг нас столько потребителей. Тем более, как говорят экономисты, одно рабочее место в сельском хозяйстве помогает создать до 7 рабочих мест в городе», — высказал мнение Рахимбеков.

Материал подготовлен совместно с Jusan Analytics

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru