«Неоправданно амбициозный замах». Эксперты разобрали инициативы Минтруда

Аналитики Desht разобрали особенности Концепции развития рынка труда до 2030 года — документа, который Министерство труда и социальной защиты населения вынесло на публичное обсуждение. Эксперты назвали несколько причин, почему документ необходимо изменить, передает корреспондент Tengrinews.kz.

По данным Desht, в документе собрано сразу несколько явлений:

  • риски ухудшения уровня жизни миллионов граждан, без преувеличения, с тем же аргументом «мы хотели как лучше»;
  • риски дальнейшего повышения налогов и регулирования бизнеса с ударом по самим работникам;
  • риски дальнейшей эрозии системы госуправления, создания трений между центром и регионами;
  • отражение заблуждений бюрократии об общественном развитии, ее ментальных моделей;
  • отражение идейной «колеи», из которой страна не может выбраться уже 5-10 лет.

По словам аналитиков, документ не просто дублирует, а прямо повторяет идеи из других. Многое, по их словам, взято из концепции индустриально-инновационного развития и плана территориального развития.

«Синхронизация госдокументов нужна, но как внешнее условие. Минтруда должно было отразить свою инкрементальную (пошаговую, увеличивающуюся постепенно. — Прим.) роль в общем процессе. Де-факто мы получили неоправданно амбициозный замах на госплан с менее чем достаточными полномочиями. И для чего тогда нужен Нацплан-2029?» — написали аналитики.

Документ вводит концепт «качественного рабочего места». В этом, по мнению Desht, заключается главная мина, которая подорвет не оправившийся от прежних великих планов госаппарат и частный сектор.

«Во-первых, для критерия «качества» оплата труда должна превышать медиану. То есть минимум половина рабочих мест всегда будет некачественной, даже в развитых странах. Это просто статистика. Во-вторых, это должна быть постоянная занятость со всеми социальными льготами. Вариации разработчиков не устраивают и презрительно помечаются «некачественными». В-третьих, предлагается детальный план по наращиванию «качественных рабочих мест» с KPI для ответственных органов. И министерств, и акиматов.

Как вы думаете, будут ли госорганы массово давить на бизнес, заставляя повышать зарплаты без предпосылок, даже в тяжелое время? Будут ли придумывать новые инструменты давления и критерии «качественности»? План-то нужно выполнять», — указали эксперты.

Больше всех, по их словам, пострадает торговля, которая по плану Минтруда должна показать «качественных» рабочих мест в 2,7 раза больше.

«Ожидаем дальнейшего давления со стороны отраслевых министерств. (…) Уже не один акимат жаловался на бредовые KPI, спускаемые из центра, в том числе по рабочим местам. Это вынуждает сотрудников заниматься имитацией бурной деятельности вместо улучшения качества жизни», — заметили эксперты.

Аналитики Desht указали, что описанный в документе международный опыт подогнан под готовые решения. В восточноазиатских странах разработчики отметили индустриализацию, в Корее — госпланирование занятости, у Канады — форсайты, у США — преференции для промышленных предприятий.

«Три старые ошибки мышления. Индустриализация — это не цель, а следствие других процессов. Чтобы сбить температуру тела, не нужно заставлять пациента принимать ледяную ванну. Индустриализация, тем более первичная — это враг для нынешних левых министерств труда. Легкая промышленность развилась в Западной Европе 4 века назад, потому что предприятия и сотрудники сбежали туда, где можно было работать сколько хочешь и как хочешь. Аналогично, «экономика простых вещей» развита в Южной Азии потому, что там не соблюдаются условия труда, включая детский труд.

За индустриализацией в Восточной Азии стоял дешевый и ничем не защищенный труд. Пенсии появились сравнительно недавно. Профсоюзы физически гасили, в том числе с привлечением мафиозных организаций. Но эту часть «международного опыта» предпочли не учитывать», — заметили эксперты.

Еще одной ошибкой разработчиков в Desht назвали переоценку усилий государств и недооценку фундаментальных процессов.

«Если поднимаются все лодки, значит, возможно, наступил прилив. Не просто так выросли практически все страны Восточной Азии. На фоне подъема Сингапура с сильным госпланированием был такой же неолиберальный Гонконг.

Наверное, были другие причины. Например, гигантский и растущий рынок США и Европы, который активно поглощал все, что они производили. Или расположение на побережье, так как морская перевозка в разы дешевле, чем сухопутная. Или история этих народов, которые несколько веков назад были наравне с Европой по уровню развития и имели массовое производство. Или культура — высокий уровень коллективизма, когда люди жертвуют своим благополучием ради других и даже некой идеи», — перечислили эксперты.

Также аналитики заявили, что в документе есть множество странных инициатив, таких как субсидирование заработных плат, увеличение фискальной нагрузки на лиц, работающих в цифровых платформах, развитие портала enbek.kz вместо развития конкуренции и другие.

В качестве решения проблемы в Desht рекомендовали ликвидировать документ, так как «у него небольшой вклад в уже существующую систему документов».

«При невозможности ликвидировать, вычистить его от несвойственных положений, оставив инкрементальные меры с адекватными KPI. Не посягать на роль Нацплана развития — 2029», — предложили аналитики.

Кроме того, в Desht советуют определить приоритет количества над качеством.

«По различным опросам, людей сейчас интересует наличие работы и оплата труда, а не его условия и косвенные блага (соцстрахование и так далее). Мы рано начали эти разговоры, присущие современным развитым странам. Единственное исключение — безопасность труда, это обязательно.

Или, как опция, передать регулирование в акиматы. Тогда каждый выберет себе то, что актуально при текущем уровне развития локального рынка труда», — отметили в Desht.

Еще аналитики предложили определить приоритет охвата наблюдением над регулированием. Невозможно, по их словам, управлять тем, чего не видишь. Они отметили, что власти не знают ни точного количества бедных в стране, ни чем занимаются несколько миллионов самозанятых. Нет понимания огромной системы взаимосвязей между людьми, неформальных инструментов страхования и прочего.

«Разрабатывать меры по абстрактному международному опыту, не понимая всего этого, — не лучшая затея. Отсюда и должна формироваться позиция по отношению к цифровым платформам. Если благодаря им уже 1 миллион граждан стали «видны» (осталось еще несколько), то выбегать с преждевременным регулированием, мягко говоря, неоправданно. Это странный ход и политически, так как именно эти группы населения создавали риск для государства», — заключили в Desht.

Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере

Источник: tengrinews.kz

Top.Mail.Ru