«Человек настолько точно не увидит»: робота-хирурга впервые подключили к операции в Астане
В Казахстане впервые начали оперировать с помощью робота-хирурга. Корреспондент Tengrinews.kz побывала в операционной с роботизированным ассистентом, выяснила эффективность внедрения новых технологий и расскажет от первого лица, что происходило в стенах стерильного кабинета.
В Национальный научный центр травматологии и ортопедии имени академика Батпенова боится попасть каждый пациент. Казалось бы, там работают профессиональные хирурги, внедряются роботы-ассистенты, однако кристально чистые коридоры и надпись «Операционный блок» пугает до дрожи — болеть не хочет никто.
На меня надели халат и выдали бахилы. Зайдя в операционную, пришлось полностью сменить свою одежду на стерильный медицинский костюм, собрать волосы и продезинфицировать руки перед началом операции.
Внимание! В материале представлены медицинские изображения операционных процедур, включая элементы, которые могут вызвать дискомфорт. Чтение рекомендуется с учетом чувствительности к подобному контенту.
Пациентке Зауре Байтеевой 58 лет, у нее диагностировали двусторонний деформирующий гонартроз ІІІ-IV степени. Это заболевание, связанное с поражением коленных суставов. Гонартроз характеризуется разрушением хрящевой ткани, что приводит к болям, ограничению подвижности и деформации суставов. III-IV степень говорит о том, что процесс дегенерации в коленных суставах достиг высокой степени тяжести.
Зауре ввели спинальную местную анестезию. Она находилась в сознании во время операции, хоть и не чувствовала боли.
Когда я зашла в операционный зал, в залитой светом комнате команда врачей уже приступила к операции. Над операционным столом склонились врач травматолог-ортопед Кайрат Ашимов, руководитель Республиканского центра эндопротезирования суставов, врач травматолог-ортопед Алексей Белокобылов, российский врач травматолог-ортопед Алексей Шумский и уникальный робот-ассистент.
У изголовья стояли врачи-анестезиологи, у ног – медсестра с хирургическими инструментами. У специального экрана остановились двое IT-специалистов, и я с фотоаппаратом.
В операционной было достаточно шумно — врачи отпиливали пораженные костные ткани пациентки. IT-специалисты следили за процессом через компьютерный экран, они подсказывали врачам дальнейшие действия и переговаривали детали.
Такую сложную операцию по замене коленного сустава решили проводить с роботом, чтобы в полной мере оценить плюсы и минусы внедрения роботизированного метода лечения в операционном зале по заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Главная цель проведения такой операции — понять, насколько эффективен дуэт совместной работы доктора и робота-ассистента и оценить итог полученного лечения.
Специально для проведения операций на суставах с точностью до сотых долей миллиметра в центр привезли уникальную роботизированную систему. Благодаря 3D-сканам поврежденной зоны робот позволяет поместить в сустав пациента имплантат с математически безупречным расчетом всех параметров. Операцию проводят через компьютерную навигацию благодаря IT-специалистам.
Во время процесса установки подготовленных суставных имплантатов не фотографирую, потому что в самый важный момент отвлекать врачей никак нельзя.
Операция длилась более двух часов и прошла успешно.
После операции Зауре Байтеева чувствовала себя хорошо, и мне удалось с ней побеседовать. Она рассказала, что болеет уже пять лет. Когда впервые появилась боль в левом коленном суставе, ей назначили консервативное лечение с кратковременно-положительным эффектом, которое давало незначительное уменьшение болевого синдрома. В последующем боли становились более интенсивными, присоединилось ограничение движений в левом коленном суставе, появилась хромота. В итоге ей рекомендовали оперативное лечение. По рекомендации врачей пациентка будет находиться под присмотром еще около 10 дней.
А вот для Сулушаш Оспановой все уже позади. Операцию с участием робота-хирурга ей сделали днем ранее.
«У меня сильно болели колени. С трудом передвигалась, при ходьбе были ужасные боли. Операцию я ждала почти год, и когда узнала, что операцию будут проводить с помощью робота-ассистента, дала согласие на ее проведение. Уже чувствую себя хорошо. Очень благодарна врачам, которые провели операцию. Теперь я надеюсь, что смогу жить полноценно», — поделилась пациентка.
Заведующий отделением, травматолог-ортопед, проводивший операцию, Кайрат Ашимов назвал особенностью менталитета казахстанцев привычку терпеть до последнего и не обращаться к врачам даже при выраженной деформации конечности.
«Буквально второй день мы проводим операции с помощью робота. В первую очередь робот — это умный инструмент. Он не заменяет человека, а помогает. Робот-ассистент — умный инструмент, который не просто видит, где мы находимся, он еще и может с точностью до одного миллиметра, до одного градуса корректировать положение инструмента, человек настолько точно не увидит.
Важно, что мы делаем операцию до операции. Мы, сидя за компьютером в ординаторской, заранее изучаем 3D-снимки пациента и выбираем, какой протез ему поставить, как его расположить, под какими углами, какой размер выбрать. Так, чтобы добиться максимального приближения к естественному суставу. И на самой операции этим планированием мы уже не занимаемся. Выходим на операцию, понимая, что хотим сделать и как, приняв все решения», — рассказал он.
По словам врача, робот позволяет реализовать эти планы со стопроцентной точностью без погрешности на человеческий фактор.
«В перспективе такие операции с помощью робота сможет проводить и хирург с опытом работы меньше года, и профессор, оперирующий давно. У обоих получится одинаково хорошо. Робот позволяет сделать все идеально точно, именно так, как мы хотели, чтобы сустав работал максимально естественно. Второе, что он позволяет, — это добиться оптимального натяжения связок, чтобы связочный аппарат в колени был не слишком тугим, не слишком свободным, когда колено будет нестабильно», — отметил врач.
Как отметил врач травматолог-ортопед высшей категории Алексей Белокобылов, эти операции проводятся больше для возрастных пациентов, в особенности среди женщин.
«В настоящее время в Казахстане выполняется порядка 13-14 тысяч операций в год. Из них половина — на коленный сустав, и половина — на тазобедренные суставы. Роботизированная система — это ноу-хау, новая процедура в нашей специальности. Робот позволяет более точно провести операцию, исключить человеческий фактор. Поэтому, разумеется, технология востребована, по большому счету теперь практически все операции мы можем выполнять с помощью робота. Есть научные исследования, которые доказывают, что применение робота улучшает отдаленный результат. Если имплант рассчитан на 10-15 лет, то с помощью робота, ввиду того, что имплант становится более точным, увеличивается его приживаемость. Он стоит дольше, чем имплант, установленный без робота», — отметил он.
По словам врача, по заболеванию тазобедренных суставов в Казахстане существует потребность в протезировании суставов около 15 тысяч человек.
«Вершина технологий — это частичное протезирование колена, то есть когда мы меняем не весь сустав, а меняем лишь только стертую поверхность сустава, стершийся хрящ. У нас сохраняется передняя крестообразная связка, которую обычно удаляют. А это уже гораздо меньший объем вмешательства. Приближаемся к так называемому забытому колену, это означает, что человек настолько хорошо себя чувствует, что забывает, что у него там стоит протез. Мы стремимся к тому, чтобы после операции было не просто лучше, чем до операции, а чтобы после операции было почти так же, как до заболевания», — пояснил врач.
Отметим, на данный момент операция по замене сустава (эндопротезирование) является наиболее часто выполняемой в мире. Суть эндопротезирования – заменить разрушенный сустав человека на искусственный имплант.
Ранее в Алматы провели уникальную операцию «хрустальной» девочке.
Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере
Источник: tengrinews.kz